ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Работайте с опытным наставником.
 

Желтая охра природная смесь минералов:

гидроксид железа Fe2O3 nH2О(20-70%) + глинистые минералы

Синонимы: по происхождению: итальянская охра, синайская охра, греческая охра и т.д.; по цвету: желтая земля, золотая охра, оранжевая охра, прекрасная желтая (англ.: Gold ochre, Yellow ochre; нем.: gelbe Ocker; франц.: Ocre dor, Ocrejaune).

Желтая охра как живописный материал известна со времен пещерных росписей. Использовалась во всех техниках без ограничения. Основной желтый пигмент настенной живописи.

Аналитическое определение:

1. Микрохимические тесты: растворяется в минеральных кислотах; микрохимическая реакция на ион Fe3+

2. Термический тест: Fe2O3 • n Н2O -> Fe2O3

желтый —> красный

Аурипигмент — сульфид мышьяка As2S3.

Синонимы: китайская желтая, королевская желтая, раушгельб (англ.: Auripigmentum, Kings yellow: нем.: Auripigment; лат.: auripigmentum j. Природный минерал. Как живописный пигмент известен с древнейших времен.

Как пример наиболее раннего применения в живописи — египетские маски (VII в. до н.э.). Особенно широко применялся в живописи книжных миниатюр; значительно реже — в станковой живописи; не часто его обнаруживают при исследованиях русских икон. Этот пигмент не использовался в настенной живописи.

С XIX века перестает употребляться в живописи и для промышленного производства красок не используется.

Аналитическое определение: Микрохимическое и термическое поведение аналогично реальгару. Для точной идентификации необходимо применять методы структурного анализа, например, метод рентгеновской дифрации. Свинцово-оловянистая желтая — станнат свинца : тип I Pb2SnO4

и тип II PbSn2SiO7

Синонимы: ошибочные названия — массикот, неаполитанская желтая

(англ.: Lead-Tin-Yellow; нем.: Blei-Zinn-Gelb; франц. Masticot; итал.: Giallolino, Giallorino).

Искусственно приготовляемые пигменты. Впервые состав этих пигментов был установлен в 1940 году Якоби (Институт Дорнера, Мюнхен). До этого считалось, что желтые свинцовые соединения в произведениях мастеров Северной Европы — это массикот, а в итальянской живописи — неаполитанская желтая.

Эти пигменты широко использовались в станковой живописи и в живописи книжных миниатюр, в частности, в византийской книжной миниатюре. Исследование большого количества произведений живописи позволило определить временной интервал их использования: 1300-1750 гг.

В древнерусской живописи эти пигменты не использовались. Исключение составляет рукопись XI века "Изборник Святослава", где обнаружена свинцово-оловянистая желтая II типа.

С XIX века эти пигменты не производятся.

Аналитическое определение:

1. Микрохимические тесты: плохо растворяется; микрохимические реакции на ионы Pb2+ Sn(IV).

2. Термический тест: Pb2SnO4> SnO2+ PbO

желтый —> желтый

Надежная идентификация , а также отличие I типа пигмента от II, невозможно без структурных методов анализа, например, метода рентгеновской дифракции.

Неаполитанская желтая—антимонит свинца PbySb2-xO7 (2<у<3;0<х<1)

(англ.: Antimony yellow, Naples yellow; нем.: Neapelgelb; франц.: Jaime de

Naples).

Несмотря на то, что в природе существует минерал идентичного состава — биндгеймит — считается, что в живописи использовалось искусственное соединение, получаемое нагреванием оксидов свинца и сурьмы.

Наиболее ранние произведения станковой живописи, в которых обнаружена неаполитанская желтая, относятся к XVII веку. Наибольшего употребления этот пигмент достигает в XVIII веке. В это время свинцово-оловянистая желтая используется все реже, а неаполитанская желтая, напротив, становится основным ярко-желтым пигментом станковой западноевропейской живописи.

В XIX веке пигмент не используется в живописи и не производится промышленно.

Аналитическое определение:

1. Микрохимические тесты: плохо растворяется; микрохимические реакции на ионы Рb2+ и Sb(III).

2. Термический тест: не меняется

Надежная идентификация — методами структурного анализа, например, методом рентгеновской дифракцией.

Шафран — растительный краситель кроцетин

(англ.: Saffron; нем.: Safran; франц. Safran; лат.: croceum ( по Теофилу), croceus (по Ираклию).

Желтый органический пигмент получали из пыльцы крокуса (Crocus sativus). Краситель известен с античных времен как пряность и как красящее вещество. Как правило, пигмент использовался в виде лака, которым лессировались желтые красочные слои, например, по слою из аурипигмента. При исследовании картин голландского художника Викторса, ученика Рембрандта, было установлено, что желтый красочный слой из свинцово-оловянистой желтой лессирован желтым органическим пигментом.

А политическое определение:

Инфракрасная спектроскопии (ИК- спектроскопия).

Индийская желтая — Mg- и Са- соли эксантиновой (euxanthin) кислоты.

(англ.: Indian yellow; нем.: Indischgelb; франц.: Jaune Indien puree)

Настоящая индийская желтая привозилась из восточной Индии в виде больших шарообразных кусков. Она получалась из мочи индийских коров, которых кормили листьями манго. В результате борьбы за права животных этот пигмент с 1921 года запрещен в мировой торговле.

Индийская желтая использовалась в индийской живописи на бумаге XIV-XIX вв. Крайне, редко ее обнаруживают в станковой европейской живописи: по опубликованным на сегодня данным в одной картине Вермеера, а также в двух картинах XIX в.

Современная краска под названием "индийская желтая" — это либо желтый кобальт, либо синтетическое органическое вещество.

Аналитическое определение: ИК-спектроскопия.

Желтые хромовые пигменты Желтый хром — РbСгО4 или 2PbSO4 РbСгО4(в зависимости от способа получения)

(англ.: Crome yellow; нем.:ChromgeIb; франц.: Jaime de chrome) Пигмент открыт в 1809 г. Вокеленом, промышленное производство начато с 1820 г. в Германии. Аналитическое определение:

1. Микрохимические тесты: растворяется в минеральных кислотах; микрохимические реакции на ионы Pb2+ , Cr(III), Cr(VI)

2. Термический тест: темнеет

Цинковая желтая — ZnCrO4. Предложена в 1809 году. Широко применялась для производства желтой краски со второй половины XIX в. А политическое определение:

1. Микрохимические гесты: растворяется в минеральных кислотах; микрохимические реакции на ионы Zn2+, Cr(III),Cr(Vl)

2. Термический тест. ZnCrO4 -> ZnO + Сг2О3

желтый —> черный.

Баритовая желтая — ВаСгО4. Предложена в 1809 году. Аналитическое определение:

1. Микрохимические тесты: растворяется в минеральных кислотах; микрохимические реакции на ионы Ва2+, Cr(III),Cr(VI)

2. Термический тест: не меняется

Стронциановая желтая SrCrO4. Получена в 1808 году, широко применяется с середины XIX века. Аналитическое определение:

1. Микрохимические тесты: растворяется в минеральных кислотах; микрохимические реакции на ионы Sr2+, Cr(III),Cr(VI)

2. Термический тест: не изменяется

Надежное определение желтых хромовых пигментов невозможно без применения методов элементного анализа, например, методов спектрального анализа, а также методов структурного анализа, например, метода рентгеновской дифракции.

Желтый кадмий — сульфид кадмия CdS.

(англ.: Cadmium yellow; нем.: Kadmium gelb; франц.: Jaime de cadmium). Открыт в 1818 году и с 1825 года производится промышленно. Пигмент имеет разнообразные оттенки желтого — лимонный,

светлый, средний, темный, оранжевый.

Аналитическое определение:

1. Микрохимические тесты: плохо растворяется, выделяя сероводород H2S; микрохимические реакции на ионы Cd2+и S2-

2. Термический тест: CdS -> CdO

желтый —> коричневый

Первоисточник: 
МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ РЕСТАВРАЦИИ ЖИВОПИСИ И ПРЕДМЕТОВ ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА. ФЕДОСЕЕВА Т.С. РИО ГосНИИР, М., 1999
 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2020)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2020)


Нужно ли делать сопроводительную документацию для объекта реставрации? (2020)


Всё процессы консервации и реставрации с момента поступления произведения и до его выхода, из мастерской в обязательном порядке документируются. Для этого художник-реставратор постоянно ведет дневник и паспорт. (Документация процессов консервации и реставрации)

Прикрепленный опрос: Ведёте ли вы реставрационный дневник?

Есть ли у вас друзья реставраторы? (2020)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2020)

«Дружба — личные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи». (Дружба—Википедия)

«Знакомство — отношения между людьми, знающими друг друга». (Знакомство—Викисловарь)

Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.