https://www.penznego.ru шибер шиберная задвижка.
ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Обращайтесь к экспертам и мастерам реставрации.
 

Свинцовые белила — основной карбонат свинца 2РbСО3.Рb(ОН)2

Синонимы: кремницкие белила, серебристые белила, венецианская белая

(англ.: Chremnitz white, Flake white, Lead white; нем.: BleiweiB; франц.: Blanc d' argent, Blanc de plombe; lat.: cerosa, cerussa).

Данное соединение существует в природе в виде минерала гидроцеруссита, но в живописи использовался искусственный продукт. Самый ранний рецепт приготовления свинцовых белил содержится в трактате Теофраста "О камнях" IV-III вв. до н.э. Свинцовые пластинки или стружки обливали виноградным уксусом и помещали их в плотно закупоренном сосуде в теплое место. Спустя некоторое время на поверхности металла образовывался белый порошкообразный налет. Его счищали и использовали в качестве белого пигмента.

Свинцовые белила — это единственный белый пигмент станковой живописи с древнейших времен вплоть до начала XIX в. Он обнаружен при исследовании различных произведений станковой живописи, живописи книжных миниатюр, иконописи. Этот пигмент не рекомендовалось использовать для настенной живописи. Благодаря современным исследованиям установлено, что в условиях открытой атмосферы основной карбонат свинца претерпевает химическое изменение, превращаясь в темно-коричневый оксид РbО2. До конца механизм данной реакции не изучен. Визуально такие участки воспринимаются черными. Это явление было обнаружено, например, в монастыре Давид Гареджа, в Грузии, где в настенных росписях XIV в. использовались свинцовые белила, в настоящее время практически полностью превратившиеся в темно-коричневое соединение. Все лица и обнаженные участки тела изображенных персонажей выглядят в настоящее время черными, что долго вызывало недоумение и послужило источником различных домыслов об эстетической концепции данной школы живописи. Подобное явление отмечено и при исследовании живописи церкви Иоанна Богослова в Кремле Ростова Великого. Росписи XVII века были поновлены в XIX в. с использованием свинцовых белил. Эти участки также "почернели" вследствие превращения основного карбоната свинца в диоксид свинца.

В XIX в. был объявлен конкурс на разработку технологии белого пигмента, позволяющего заменить свинцовые белила, производство которых всегда было очень вредным. Несмотря на появление новых белых пигментов, свинцовые белила не были вытеснены, так как обладали определенными преимуществами: во-первых, сильными светоотражающими свойствами, а во-вторых, свинец, являясь сиккативом, способствует активному высыханию масляного связующего, а следовательно, быстрому образованию прочной красочной пленки.

Аналитическое определение свинцовых белил:

Микрохимические тесты:

растворяются в минеральных кислотах с бурным выделением углекислого газа; микрохимическая реакция на ион Рb2+* Микрохимические реакции подробно описаны в учебном пособии : "Технология, исследование и хранение произведений станковой и настенной живописи". М., 1987. С.161-168.

Термический тест (прокаливание до 1000°С):

гидроцеруссит 2РbСО3.Рb(ОН)2 -> массикот РbО

белый —> желтый

Церуссит — карбонат свинца РbСО3.

Образуется как побочный продукт при получении свинцовых белил. Это соединение часто присутствует в небольших количествах в образцах свинцовых белил старой живописи.

Природный минерал — церуссит — иногда использовался как белый пигмент. В частности, он обнаружен при исследовании нескольких картин немецкого художника XVIII в. Дитриха.

Аналитическое определение: аналогично свинцовым белилам, но отличить от них можно только с помощью структурных методов анализа, например, с помощью рентгеновской дифракции.

Мел карбонат кальция СаСО3.

Синонимы: горный мел, кельнский мел. шведский мел, венская белая, мраморная мука, минеральная белая (англ.: Chalk, Powdered marble, нем.: Kreide, франц.: Craie, Marble pulverise).

Мел — природный материал. Меловая порода слагается остатками скелетов одноклеточных водорослей, фрагменты которых называются кокколитами и которые хорошо видны в световом поляризационном микроскопе при увеличении 400х. Кокколиты являются диагностическим признаком мела. По химическому составу мел, как и другие природные породы, такие как мрамор, известняк, кальцит, является углекислым кальцием или карбонатом кальция. И только специфическая форма его отдельных частиц — кокколитов или их фрагментов — позволяет надежно отличить его от других идентичных по составу минералов.

Несмотря на то, что это древнейший живописный материал, он применялся, как правило, для приготовления грунтов в станковой живописи. Меловые грунты были распространены в северных живописных школах — в Англии, в Германии, в Голландии, Германии. Во Франции, в Византии и на Руси меловые грунты использовались наряду с гипсовыми.

Иногда мел обнаруживают в красочных слоях как добавку к красочной смеси, но не как основа белой краски.

На мел осаждали, либо смешивали с ним красные и желтые органические пигменты. При исследовании картин Я.Викторса, ученика Рембрандта, было установлено, что желтый органический пигмент смешан с мелом. В XIX в. мел — один из компонентов фабричных грунтов, иногда в смеси с цинковыми или баритовыми белилами.

Природный кристаллический карбонат кальция — кальцит, как правило, не использовался в чистом виде для наполнителя грунта в отличие от мела. Самые ранние художественные объекты — это древнеегипетские саркофаги, в которых и грунт и белила — это кальцит. При исследовании так называемых цветных или болюсных (красных и коричневых) грунтов помимо основного компонента охры в них часто обнаруживают и кальцит.

Известковые белила СаСО3.

Как уже говорилось, в настенной живописи не использовались свинцовые белила. Белый пигмент настенной живописи — известковые белила — карбонат кальция СаСО3 — продукт, полученный в процессе производства известкового раствора. Для приготовления извести исходное сырье — мел, известняк, мраморная крошка — обжигается до оксида кальция, затем заливается (гасится) водой. Образующийся при этом гидроксид кальция вступает во взаимодействие с углекислым газом воздуха, опять возвращаясь к первоначальному химическому составу — карбонату кальция СаСО3. Но в результате форма отдельных частиц исходного сырья меняется, поэтому несмотря на идентичность химического состава, известковые белила отличаются от исходных материалов.

Известковые белила — это единственный белый пигмент настенной живописи, выполненной в технике фрески или темперы. Практически все, дошедшие до нас древнерусские настенные росписи, написанные либо на отваре злаковых растений, либо в технике яичной темперы, в качестве белого пигмента содержат в красочных слоях известковые белила.

Если настенные росписи выполнялись на масляном связующем, то использовались и другие белые пигменты. Так, "Тайная вечеря" Леонардо да Винчи, выполненная в технике масляной живописи, написана с использованием свинцовых белил. В настенных росписях XIX в. Грановитой палаты Московского Кремля, написанных масляными красками, идентифицированы свинцовые и цинковые белила.

Аналитическое определение:

1. Микрохимические тесты: растворение в минеральных кислотах с бурным выделением углекислого газа; качественная реакция на ион Са2+.

2. Термический тест: СаСО3 —> СаО

белый -> белый

Так как мел, кальцит и известковые белила имеют один и тот же химический состав, микрохимический анализ не позволяет отличить их друг от друга. В этом случае необходимо прибегнуть к кристаллооптическому исследованию в поляризационном микроскопе.

Гипс — сульфат кальция CaSO4- 2H2О.

Синонимы: алебастровая белая, ангидрит, болонский мел, перьевой шпат, легкий шпат (англ.: Bologna chalk, Gypsum; нем.: Gips; франц.: Gypse). Известны три кристаллические модификации: гипс — CaSO4 . 2H2О; полуводный гипс — CaSO4 . 0,5Н2О ; ангидрит — CaSO4. Все три формы существуют в природе в виде минералов. Полуводный гипс и ангидрит могут быть получены из гипса термической обработкой.

Различные модификации сульфата кальция использовались в качестве наполнителей грунтов в Италии и в Испании; в Византии, во Франции и на Руси — наряду с мелом. Самые ранние примеры использования гипсового грунта — фаюмские портреты (II -III вв. н.э.) и энкаустические иконы (VI-VIII вв. н.э.).

Как пигмент гипс использовался в исключительно редких случаях. Например, в одной из композиций настенных росписей XIII в. церкви Рождества Богородицы в Ахтале (Армения).

С XIX в. гипс используют при промышленном производстве красок как инертный наполнитель. Аналитическое определение:

1. Микрохимические тесты: в минеральных кислотах при комнатной температуре не растворяется; микрохимические реакции на ионы Са2+ и SO42-.

2. Термический тест: CaSO4 • 2H2О —> CaSO4

белый -> белый

Микрохимические тесты не позволяют отличить гипс, полуводный гипс и ангидрит друг от друга. Для идентификации этих соединений необходимо использовать структурные методы анализа, например, метод рентгеновской дифракции. Каолин (белая глина) — алюмосиликат Al4(Si4O10) • (ОН)8

Природный материал, основной компонент которого минерал каолинит. Используется для производства фарфора.

Редкий, нетипичный живописный материал, не имел широкого применения. При исследованиях обнаружен в качестве наполнителя грунта в нескольких картинах Рембрандта и других голландских художников, а также идентифицирован в грунтах закарпатских икон XVIII в. Аналитическое определение:

1. Микрохимические тесты: не растворяется в минеральных кислотах; микрохимические реакции на ионы А13+ и Si (IV).

2. Термический тест: не меняется

Надежная идентификация только методами структурного анализа, например, методом рентгеновской дифракции.

Цинковые белила оксид цинка ZnO.

Синонимы: китайская белая, белоснежная белая (англ.: Flowers of zinc, Zinc white; нем.: ZinkweiB; франц. Blanc de zinc; лат.: lana pholosophica).

Искусственный пигмент. В 1782 году предложен как заменитель свинцовых белил. С 1834 г. цинковые белила, производились для акварели, промышленное получение масляной краски — с 1840 г. В результате исследования большого количества картин было установлено, что в русской станковой живописи цинковые белила в смеси со свинцовыми использовались с 1865 года, а чистом виде — с 1880 г.

Цинковые белила использовались не только как белила, но и для наполнителей грунтов.

Аналитическое определение:

1 Микрохимические тесты: плохо растворяется в минеральных кислотах; микрохимическая реакция на ион Zn2+

2. Термический тест: не меняется

Баритовые белила сульфат бария BaSO4.

Синонимы, баритовая белая, бланфикс, кроющая белая, живописная белая,

тяжелый шпат (англ.: Baryte, Heavy spar, Permanent white; нем.: Permanent weiBe; франц.: Blanc baryte).

Природный минерал — барит (или тяжелый шпат); искусственный аналог получен в 1830 г. Используется в живописи с XIX в., как наполнитель грунта или как инертный наполнитель в красках. Как самостоятельный белый пигмент, т.е. в виде белой краски, не используется. Аналитическое определение:

1. Микрохимические тесты: в минеральных кислотах не растворяется; микрохимические реакции на ионы Ва2+ иSO4-.

2. Термический тест: не меняется

Литопон — сульфид цинка ZnS+ сульфат бария BaSO4

Синонимы: карлтонская белая, китайская перманентная белая, кроющая

белая, эмалевая белая, сульфидная белая (англ.: Griffiths white, Lithopone, Ors-white; нем.: Lithopone; франц.: Lithopone).

Получен в 1853 г. Широко применялся как пигмент для пастели, масляных красок и как наполнитель синтетических органических красок.

Аналитическое определение:

1. Микрохимические тесты: растворение в минеральных кислотах — выделение сероводорода H2S; микрохимические реакции на ионы Zn2+ , Ва2+, S2-, SO42-

2. Термический тест: не меняется

Титановые белила оксид титана TiO2.

Синонимы: титановая белая Дега, рутиловая белая, титановая белая Кроноса (англ.: Titania, Titanum white; нем.: TitanweiC; франц.: Blanc de titane veritable).

В природе существует в виде двух кристаллических форм — рутила и анатаза. Производство синтетического продукта осуществлено в 1909 г. в Норвегии и в США под названием титановая белая Кроноса, с 1924 г. — в Германии под названием титановая белая Дега. До 1938 г. оксид титана получали в форме анатаза, а затем — в форме рутила. Используется для приготовления белой краски.

Аналитическое определение:

1. Микрохимические тесты: в минеральных кислотах не растворяется; микрохимическая реакция на ион Ti4+

2. Термический тест: не меняется

Первоисточник: 
МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ РЕСТАВРАЦИИ ЖИВОПИСИ И ПРЕДМЕТОВ ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА. ФЕДОСЕЕВА Т.С. РИО ГосНИИР, М., 1999
 
 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2019)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2019)


Нужно ли делать сопроводительную документацию для объекта реставрации? (2019)


Делать ли сопроводительную документацию для объекта реставрации?

Прикрепленный опрос: Ведёте ли вы реставрационный дневник?

Есть ли у вас друзья реставраторы? (2019)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2019)

«Дружба — личные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи». (Дружба—Википедия)

«Знакомство — отношения между людьми, знающими друг друга». (Знакомство—Викисловарь)

Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.