ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы. Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
 

НЕКОТОРЫЕ НАУЧНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ТЕХНИКО-КРИМИНАЛИСТИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ДОКУМЕНТОВ, ПОДВЕРГШИХСЯ ЕСТЕСТВЕННОМУ ИЗМЕНЕНИЮ

Бумага. Основным сырьем для производства бумаги являются различные растительные волокна, которые должны быть достаточно крепкими, длинными, однородными и обладать способностью легко свойлачиваться и переплетаться. Этим требованием отвечают лубяные (Лен, пенька, джут и т. д.) волокна, волокна хвойной и лиственной древесины, а также хлопок.

Наиболее ценным материалом, идущим на изготовление бумаги, являются растительные волокна текстильной полумассы, содержащие до 90% чистой клетчатки. Бумага из такого сырья высококачественна — прочна, эластична к достаточно долговечна. Древесная масса по своему строению резко отличается от текстильной. В се состав, помимо чистой клетчатки, входит до 45 % различных веществ, в том числе до 30 % легко окисляющегося лигнина, дающего при этом соединения бурого цвета. Окисление лигнина вызывает пожелтение бумаги, содержащей древесную массу и небеленую целлюлозу. Такая бумага (например, газетная) низкокачественна: под действием света и кислорода воздуха она быстро приобретает желто-бурый цвет, теряет свою механическую прочность, становится хрупкой.

С целью придания бумаге прочности и уменьшения ее впитываемости и смачиваемости применяют так называемую проклейку, преимущественно канифольным клеем и глиноземом. В зависимости от интенсивности проклейки различают такие виды бумаги: сильно проклеенная (например, писчая) и слабо проклеенная (газетная и др.).

Исследования показали, что наименее эффективны проклейки канифольным клеем, хлорпарафином и растительными белками, которые способствуют процессу старения. Добавление же в сырьевую массу незначительного количества димеров алкилкетена обеспечивает надежную проклейку бумаги.

Кроме приклеивания бумага подвергается наполнению, улучшающему ее механические свойства. Наполнение осуществляется путем введения в сырьевую массу нерастворимого в воде, неволокнистого, химически инертного мелкодисперсного вещества — каолина, гипса, талька, барита.

Отечественная бумажная промышленность выпускает сотни видов бумаги. Для документов используются, главным образом, отвечающие повышенным требованиям писчая и печатная бумаги.

Важным показателем качества бумаги является светоустойчивость, т. е. устойчивость к различного рода фотохимическим реакциям. Она обусловливается сырьевым составом и повышается с введением наполнителей, которые ограничивают доступ световых лучей к волокнам. Однако независимо от этого с течением времени бумага стареет.

Старение бумаги — сложный процесс. Дело в том, что все входящие в состав бумаги основные компоненты под влиянием факторов внешней среды могут изменяться. Так, лигнин, как уже отмечалось, легко окисляется под влиянием света, влаги и кислорода воздуха; наполнители, проклеивающие вещества, красители и остатки отбеливателей со временем теряют свои качества, что делает бумагу нестойкой, легко подвергающейся физико-химическим изменениям. Окисляется и главный компонент бумажного состава — целлюлоза, в результате чего бумага теряет свою механическую прочность.

Таким образом, с одной стороны, составные элементы бумаги, вступая со временем во взаимодействие друг с другом, способствуют ее разрушению, с другой — влияние внешних факторов ускоряет этот процесс.

Самые достоверные данные об изменениях бумаги в процессе старения получают в результате исследований ее при длительном хранении в естественных условиях. Однако на это требуется много времени — годы и десятилетия. Поэтому для оценки долговечности современных бумаг используют методы искусственного (ускоренного) старения, основанные на более интенсивном воздействии на бумагу основных внешних факторов — воздуха, тепла и солнечного света.

К таким методам относятся:

метод «печного старения» при повышенной температуре; облучения ультрафиолетовыми лучами: воздействия прямых солнечных лучей;

термической обработки в сочетании с повышенной влажностью. Сильным разрушающим действием обладают лучи невидимой части спектра, в частности ультрафиолетовые, имеющие длину волны 400—200 нм. Под влиянием их, а также лучей смежной зоны видимой части спектра, длина волны которых составляет до 500 нм, бумага на свету желтеет.

Ускорению старения растительных волокон способствует повышенная концентрация кислорода в окружающей среде, особенно при увеличении влажности. Резко понижается качество бумаги при прямом попадании на нее солнечного света, который в процессе окисления целлюлозы является катализатором.

Кроме этих факторов отрицательно влияет на бумагу и повышенная температура. Под ее воздействием бумага становится менее прочной, понижается ее сопротивление излому.

Изучая влияние высоких температур на долговечность бумаги, обычно применяют 72-часовую термическую обработку ее при 100°С. Нередко время обогрева сокращают, повышая при этом температуру. Проведенными опытами установлено, что теплостойкость сульфитных бумаг незначительна, пеньковых — довольно высокая. Древесные сульфатные целлюлозы по фракционному составу занимают промежуточное положение между пеньковыми и сульфитными и обладают соответственно средней теплостойкостью.

Чернила. По химическому составу и физическим свойствам чернила бывают железодубильные, кампешевые и анилиновые. Они представляют собой водный раствор красящего вещества с загустителем и антисептиком.

Железодубильные и кампешевые чернила трудносмываемы, устойчивы к свету и некоторым реактивам, что затрудняет подделку документов.

Самые распространенные анилиновые чернила мало прочные, они быстро выцветают, стираются, смываются водой и обесцвечиваются реактивами. Для изготовления этих чернил используют анилиновые красители, которые получают из каменноугольной смолы и других побочных продуктов коксования каменного угля.

Чернила делают из кислотных и основных красителей, молекулы которых состоят из двух ионов: органического (окрашенного) и неорганического (бесцветного). Краситель называют катионным, или основным, если окраска его обусловлена катионом. Основные красители отличаются яркостью оттенков и большой красящей силой, но имеют низкую светопрочность. Анионные, или кислотные, красители хорошо растворяются в воде и по сравнению с другими группами красителей достаточно светопрочны.

Эксперту-криминалисту важно знать, что органические красители легко разрушаются, при этом образуются сложные, часто летучие продукты распада, затрудняющие процесс восстановления «угасших текстов» документов. При разложении красители на бумаге почти не остается каких-либо следов, и восстановить «угасший» текст бывает невозможно. Поэтому нельзя использовать, например, метилфиолетовые и другие чернила из искусственных органических красителей для составления документов, хранящихся длительный срок.

Таким образом, чернила для документов должны быть достаточно светопрочными, несмываемыми с бумаги, устойчивыми против физико-химических воздействий; они должны хорошо сохраняться в растворе, иметь незначительную кислотность, легко стекать с пера, не расплываться на бумаге, отличаться интенсивностью окраски.

Для криминалистической экспертизы документов особенно важно, чтобы соединение штриха с бумагой было прочным, а это зависит от состава чернил и бумаги.

Так, растворимые красители окрашивают не только внешнюю поверхность волокна, но и весь его объем 1. Правда, этот процесс усложняется из-за наличия отрицательного заряда у иона красителя и одновременно у целлюлозы и лигнина, зато при использовании основных красителей такой заряд в волокне не препятствует, а, наоборот, способствует адсорбции их материалом 2. Поэтому основные красители не окрашивают беленую целлюлозу, но хорошо покрывают древесную массу и небеленую целлюлозу. Исследования Е. Ю. Брайчевской показывают, что эти красители, в частности основной фиолетовый и метиленовый голубой, не одинаково адсорбируются бумагами и образуют различные цветовые оттенки в зависимости от вида волокна, проклейки и наполнителей. Кислотно-зеленые красители имеют лишь относительную прочность адсорбции, а красные анионные — совсем минимальную.

Положительно влияют на прочность фиксации красителя на волокне проклеивающие вещества. Так, добавляя смолы, увеличивающие влагосодержание бумаги, усиливают цвет и влагостойкость красителя 3.

Не одинаковое действие оказывают на окрашивание бумаги ее наполнители. Некоторые из них, например каолин, имеют с красителями лучшую взаимосвязь, чем волокнистые материалы (небеленая целлюлоза). Поэтому бумаги, содержащие каолин, более интенсивно окрашиваются основными красителям», чем не имеющие его 4.

Ценным качеством чернил является устойчивость их к воздействию света.

По истечении времени чернила выцветают и тускнеют. Быстрота и степень их разрушения зависят от тех же факторов, что и изменение свойств бумаги. На краситель влияют свойства волокна и в особенности его взаимосвязи с волокном. При дневном свете чернила выцветают в результате воздействия на них лучей видимой части спектра. Высокие температуры и повышенная влажность ускоряют этот процесс 5.

Ряд красителей (метиленовый голубой, кристаллический фиолетовый, конго красный, эозин) на целлюлозном волокне под лучами солнца выцветают только при наличии кислорода 6. Опытами установлено, что выцветание представляет собой фотохимическое окисление кислородом воздуха в связи с гидролизом.

А. Н. Теренин 7 представляет процесс выцветания красителей в виде нескольких ступеней. Первая из них — поглощение света красителем и переход его в возбужденное состояние. Вторая и третья — присоединение молекул кислорода к красителю и образование неустойчивости перекиси, которая является окислителем.

Некоторые исследователи представляют вторую и третью ступени в иной последовательности, т. е. сначала происходит гидролиз, затем окисление. Проверить истинную картину этого процесса трудно, так как количество продуктов распада слишком невелико. Однако образование перекиси свидетельствует о том, что выцветание происходит по следующей схеме:

1) поглощение света,

2) образование перекиси,

3) гидролиз.

Таким образом, выцветание — это окислительный процесс, происходящий под воздействием света, влаги и тепла.

Исследованиями установлено, что на свету сильно разрушаются тексты, нанесенные с помощью несветопрочных искусственных органических красителей. Об этом свидетельствуют также и ранее проведенные экспериментальные работы. И. Завьялов 8 утверждает, что наиболее стойкими являются черные чернила, если даже в их составе нет дубильных веществ и солей железа; средней стойкостью обладают синие; менее устойчивы красные; быстрее всех выцветают фиолетовые и зеленые.

Поскольку в литературе все же нет объективных данных об изменении чернил, нанесенных на бумагу, была проведена экспериментальная работа по изучению влияния на тексты внешних факторов.

Поскольку естественные изменения материалов письма протекают очень медленно, применяли методы ускоренного старения. Учитывая, что разрушение документов в естественных условиях происходит в основном под воздействием воздуха, тепла, солнечного света и влаги, эксперимент проводили при повышенных температуре и влажности (раздельно и совокупно), а также облучая образцы солнечным светом.

При этом использовали бумаги: цветную писчую, гознаковскую, газетную. На них наносили накраски и тексты следующими чернилами: фиолетовыми (основными) — РТУ УССР 200-59; синими (метиленовыми голубыми) — РТУ УССР 200-59; зелеными (кислотными) — СТУ 36-13; синими (кислотными) — МРТУ 6-14-1-66; красными (кислотными) — МРТУ 6-14-1-66; красными на эозине — ВМРТУ 06-14-1-66; смесью фиолетовых с синими (метиленовыми голубыми), смесью синих и зеленых (кислотными).

Выбор этих материалов обусловлен распространенностью их в быту и в экспертной практике.

Некоторые образцы для сопоставления оставили в качестве контрольных. Остальные подвергли ускоренному старению перечисленными ранее методами.

Изменения выявляли визуально, спектрофотометрически, хроматографически, исследуя люминесценцию в ультрафиолетовых лучах и в красной зоне спектра, определяя копировальную способность чернил.

Экспериментами установлено, что старение материалов документов происходит в результате одновременного воздействия на них температуры, влажности, воздуха и света Влияние каждого из этих факторов в отдельности изменяет документ очень незначительно.

Быстрее всего стареют бумаги, в составе которых имеются древесное волокно (газетная) и небеленая целлюлоза (писчая цветная); медленнее разрушаются бумаги писчая № 1 (беленая целлюлоза) и гознаковская (тряпичная полумасса). Самыми стойкими чернилами оказались синие (МГ) и красные на эозине, хотя их физические свойства в результате старения изменились, а самыми нестойкими — зеленые (кислотные) и фиолетовые (основные). Интенсивность выцветания чернил на бумагах писчей № 1, цветной писчей и газетной больше, чем на гознаковской. Скорость выцветания красителей на всех бумагах приблизительно одинакова. Несветопрочные чернила (зеленые и фиолетовые) сильно обесцвечиваются в течение первых пяти дней, более устойчивые выцветают равномерно.

В связи с тем. что различны природа и состав веществ, образующихся в результате обесцвечивания штрихов, а также причины, вызывающие этот процесс, записи восстанавливают с помощью физических, химических и физико-химических методов.

__________

1 В. А. Блинов, К теории о практике крашения целлюлозных волокон применительно к крашению бумажной массы. — В сб.: «Крашение бумажной массы», М.-Л., Гослесбумиздат, 1955, стр. 6.

2 А.Г. Емельянов, Прямые красители и их применение в текстильной промышленности, М., Гостехиздат, 1963, стр. 25.

3 Е. Е. Николаевская, Крашение бумажной массы и факторы, влияющие на стабильность цвета и оттенка бумаги. — В сб.: «Крашение бумажной массы», М.-Л., Гослесбумиздат, 1956, стр. 24—27.

4 А. И. Пушкин. Д. В. Ширяев, Теоpия и практика крашения бумаги. М., Гослесбумиздат, 1962. стр. 251—252.

5 К. Венкатариман, Химия синтетических красителей, I, II, Л., Госхимиздат, 1957, стр. 1385.

6 А. Н. Терепин, Фотоника молекул красителей, Л., «Наука», 1967, стр. 325—326.

7 А. Н. Теренин, Проблема выцветания. — В кн.: «Труды IV совещания по вопросам анилинокрасочной химии и техники», М.-Л., Изд-во АН СССР, 1940, стр. 68—69.

8 И. Завьялов, Состав и качество чернил и конторских красок. Архивное дело III (20), Л, 1929, стр. 69.

Первоисточник: 
ТЕХНИКО-КРИМИНАЛИСТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ДОКУМЕНТОВ, ПОДВЕРГШИХСЯ ЕСТЕСТВЕННОМУ ИЗМЕНЕНИЮ В. В. АКСЕНОВА, КИЕВ - 1972
 
 
 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2017)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2017)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2017)


Есть ли у вас друзья реставраторы?

«Дружба — личные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи». (Дружба—Википедия)

«Знакомство — отношения между людьми, знающими друг друга». (Знакомство—Викисловарь)

Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.

ЕЖЕГОДНЫЙ КОНКУРС ЛУЧШИХ РЕСТАВРАЦИОННЫХ ОТЧЕТОВ И ДНЕВНИКОВ

БИБЛИОТЕКА РЕСТАВРАТОРА

RSS Последние статьи в библиотеке реставратора.

НазваниеАвтор статьи
УЧЕБНИК РУССКОЙ ПАЛЕОГРАФИИ (1918) Щепкин В.Н.
МАТЕРИАЛЫ И ТЕХНИКА ВИЗАНТИЙСКОЙ РУКОПИСНОЙ КНИГИ Мокрецова И. П., Наумова М. М., Киреева В. Н., Добрынина Э. Н., Фонкич Б. Л.
О СИМВОЛИКЕ РУССКОЙ КРЕСТЬЯНСКОЙ ВЫШИВКИ АРХАИЧЕСКОГО ТИПА Амброз А.К.
МУЗЕЙНОЕ ХРАНЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ (1995) Девина Р.А., Бредняков А.Г., Душкина Л.И., Ребрикова Н.Л., Зайцева Г.А.
Современное использование древней технологии обжига керамических изделий Давыдов С.С.