ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Здесь разбирается только квалифицированный специалист!
 

Первым из московских художников, ознакомившихся с основами технической реставрации, был А.К. Федоров (1875-1937). Работая в качестве столяра в Третьяковской галерее с 1897 года, он «ощупью вклевывался в дело реставрации картин, которое в Москве было бедно мастерами. В большей своей части это были доморощенные знахари и иконники, традиционно перенимавшие «рукомесло» друг от друга». Отметив склонность Федорова к реставрации масляной живописи, Игорь Эммануилович Грабарь в 1913 году рекомендовал командировать его в Петербург в Академию художеств «в целях поднятия квалификации на научной основе». В течение 1913-14 годов Федоров обучался в Петербурге технической и художественной реставрации живописи под руководством Д.Ф. Богословского, реставратора Академии художеств и Эрмитажа. Вернувшись в Москву, Федоров первым из московских реставраторов претворил на практике и развил «методику Митрохина». По словам Грабаря он «до 1917 года был единственным реставратором в Москве по технической части».


Б.М. Кустодиев. Портрет художника-реставратора Д.Ф. Богословского. Холст, масло, 1922 год. Государственный Русский музей.

У истоков развития художественной реставрации в Москве стояли и такие мастера, как Д.Н. Арцыбашев, М.К. Юхневич, И.К. Крайтор и Д.Ф. Богословский. Крупнейшими собраниями масляной живописи здесь в начале XX века являлись Третьяковская галерея и Румянцевский музей.

Одним из реставраторов-любителей, ставшим постепенно высоким профессионалом, в галерее московского Румянцевского музея был художник-самоучка Д.Н. Арцыбашев, который с 1875 года в течение 33 лет состоял при собрании в качестве «вольнотрудящегося реставратора». Только в 1906-1908 годах им было отреставрировано 610 картин музейного собрания. Он проводил в музее все основные работы по консервации и реставрации живописи. По инициативе Д.Н. Арцыбашева в 1906 году в галерее – впервые в России – было начато конвертирование наиболее ценных полотен. С лица картины закрывались стеклом, с тыльной стороны затягивалось коленкором. В 1900 году в штате Румянцевского музея была введена новая должность консерватора картинной галереи, на которую был принят выпускник московского Училища ваяния, живописи и зодчества М.К. Юхневич. Сначала он занимался копированием картин музейного собрания и постепенно овладел реставрационными навыками. Когда в 1908 году Арцыбашев уволился, на его должность был назначен Юхневич. В 1912 году он отправился в Мюнхен и в Лондон, где под руководством Кинкелина и Буттери изучал реставрацию и метод Петтенкофера (способ регенерации лаков). Сравнивая метод Петтенкофера с контактным восстановлением спиртовым тампоном, Н.К. Рерих в 1899 году в своих лекциях говорил: «Воздействие спиртных паров – самое первое и целесообразное средство оживления картин». В 1912 году Юхневич провел регенерацию 19 картин из собрания музея. Результаты превзошли все ожидания. На 5 до того неизвестных картинах появились даты, монограммы и подписи. Сообщения о работах Юхневича печатают в эти годы все московские газеты. В «Новом времени» появляются статьи и фотоснимки с работ реставратора. Проводя работы по регенерации лаковых пленок, Юхневич чередовал их с расчистками картин. Он же ввел обязательное фотографирование всех работ до, в процессе и после реставрации с описанием состояния картины и проведенной работы.

С 1913 по 1919 год в Москве проводил реставрационную деятельность в Третьяковской галерее художник-реставратор Эрмитажа Д.Ф. Богословский. Впервые его пригласили в связи с порезом картины И.Е. Репина «Иван Грозный и его сын».


Илья Ефимович Репин «Иван Грозный и его сын Иван». Холст, масло. Государственная Третьяковская галерея. Фрагмент после пореза.

Илья Ефимович Репин «Иван Грозный и его сын Иван». Холст, масло. Государственная Третьяковская галерея. Фрагмент после реставрации.

Очень интересен сам план проведения реставрационных процессов. Исходя из этого плана, видно, как много места уделялось фотофиксации на всех стадиях работы. Подобное отношение к реставрации иллюстрирует уже совсем новый научно-исследовательский подход к реставрации.

19 июня 1913 года в газете «Голос Москвы» появилась следующая заметка: «В картинной галерее Румянцевского музея начата реставрация картин новым для России способом – «сухими» спиртными парами, изобретенными химиком М. Петтенкофером и применяющимися за границей довольно широко. Между прочим, этот способ применяет в Москве художник Ив. Крайтор уже 8 лет. Он реставрировал собрание портретов практической академии наук, а также частных коллекций. По исследованиям Крайтора применение этого способа к картинам с потрескавшимися красками и отлетающим грунтом требует крайней осторожности – такие картины необходимо предварительно консервировать с изнанки. К картинам, писанным одним из видов водяной темперы и крытых альбуминным лаком, этот способ совершенно не применим, при регенерации картин, исполненных лессировками на лаке, с которых нельзя снять лак, не повредив живописи, он незаменим. Принцип ванны химика Петтенкофера усовершенствован г.Крайтором так, что он комбинирует летучие пары бензола, ацетона, эфира и др.»

Реставраторам того времени недоставало высокоразвитой техники проведения исследования реставрируемых произведений.

Лаборатории Д.И. Киплика при Академии художеств, В. Вайсенбергера при Эрмитаже и музее Александра III, лаборатория В. Щавинского начали изучение красок и их соединений. В Германии проводят широкую программу химических и физических исследований живописи, микроскопическое и микрохимическое исследование срезов картин. В 1905 году Освальд писал: «Микроскопическое исследование позволяет, как бы смотреть через плечо художника во время его работы, в то время как обычное созерцание картины позволяет видеть лишь последний штрих, нанесенный самим художником или кем-нибудь из последующих поколений».

В 1910-1915 годах начинаются первые работы по изучению участков невидимых спектров. В 1911 году Р. Вуд в Англии сделал первую фотографию в отращенных ультрафиолетовых лучах. В 1912-1914 годах В.И. Фаворский и С.М. Потапов в России впервые применили ультрафиолет в судебной экспертизе. С начала 20-х годов ультрафиолетовые лучи начинают использоваться для изучения живописи.

Первая мировая война, нанесшая огромный урон культурному наследию Европы, оказала отрицательное воздействие и на развитие реставрации. С 1914 года реставрационная деятельность практически замирает.

Первоисточник: 
Реставрация станковой масляной живописи в России. Развитие принципов и методов. А.Б. Алешин, 1989
 
 
 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2018)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)

«Дружба — личные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи». (Дружба—Википедия)

«Знакомство — отношения между людьми, знающими друг друга». (Знакомство—Викисловарь)

ЕЖЕГОДНЫЙ КОНКУРС ЛУЧШИХ РАБОТ ВЕРНИСАЖА И ВЕБ-ПОРТФОЛИО
Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.