ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Вам в помощь представлены эксперты и мастера реставраторы.
 

Реставрация станковой и масляной живописи в России. XX век: разработка документов по принципам и методам реставрации живописи.

На I Всероссийском съезде художников в 1911-12 годах была впервые сделана попытка охарактеризовать положение русской реставрации и выработать рекомендации по ее развитию.

Наиболее серьезным и принципиальным оказалось выступление А.Я. Боравского. Озаглавив свой доклад «Охрана произведений искусства», он попытался в краткой форме изложить основные принципы, которыми должны руководствоваться современные реставраторы, а также внес ряд предложений по упорядочению реставрационного дела в России. Опираясь на двадцатилетний опыт работы, а также на знакомство с методикой реставрации в Европе, он впервые выдвинул в качестве основного тезиса гласность и контроль в реставрационной практике. Для придания гласности он указал на необходимость издания журнала консервации и реставрации, устройство всероссийских и международных съездов и выставок. Относительно контроля за деятельностью реставраторов Боравский говорил об обязательной фотофиксации реставрируемого произведения до, в процессе и после реставрации о ведении реставрационных книг «с описанием процесса исполнения работы, свойств материалов данного произведения и указаний для будущих реставраторов». Наиболее важную роль в развитии реставрационного дела должно играть реставрационное образование. По мнению Боравского, реставратор должен быть художником, знакомым с химико-физическими свойствами художественных материалов, знающий технику и технологию живописи и методику реставрации. Касаясь методики самой реставрации, он впервые поставил вопрос о научной обоснованности не только художественной, но и технической реставрационной практики, Боравский говорил: «Отсутствие строго научной и систематической консервации заставляет проделывать такие реставрационные операции, которые можно было избежать при умелой постановке консервационного дела».

Съезд принял резолюцию-обращение, в котором утверждались семь основных пунктов для развития реставрации в стране:

Создание школы реставраторов и консерваторов и образцовой реставрационной мастерской при Академии художеств.

Учреждение комиссии, наблюдающей за проведением реставрационных работ в стране.

Комиссии для выработки проекта параллельных музеев (музеев копий наиболее ценных произведений для периферийных центров).

Комиссии для сбора данных о картинах, требующих реставрации, в храмах, музеях, дворцах.

Создание специального журнала по реставрации.

Установление книг реставрации в музеях.

Созыв международных съездов консерваторов и реставраторов и открытие при них выставок.

В 1912-15 годах было проведено раскрытие 50 картин реставратором Эрмитажа Дмитрием Федоровичем Богословским (1870-1939), которое подверглось резкой критике, и в январе-феврале 1916 года рескриптом министерства двора было указано директору Эрмитажа графу Д.И. Толстому созвать Совещание крупнейших специалистов Петрограда и Москвы. На нем были обсуждены вопросы теории и практики реставрации. Здесь были разработаны основные рекомендации по развитию научного обоснования реставрационных операций, основы теории и практики реставрации станковой масляной живописи, которые стали настоящим руководством к действию.

На Совещании были разработаны понятия «реставрация» и «консервация»:

Консервация есть сохранение предмета, сопровождающееся рядом технических мер, предохраняющих предмет от порчи во время бездействия.

К реставрации, т.е. к восстановлению картины были отнесены «все действия по удалению с картины поздних наслоений и воссозданию утраченных частей».

Основная дискуссия развернулась вокруг принципов и методов художественной реставрации. Участники Совещания высказались против энергичных расчисток и поновления живописи и призывали к так называемой «ограничительной реставрации», что не запрещало основных операций раскрытия и восстановления памятника, но оно должно было основываться «на принципах удаления лака с осторожностью и ограничением». Совещание признало, что «разрушение многослойных и изменившихся в цвете и тоне поверхностных неавторских лаков ведет как к физическому, так и к эстетическому нарушению, поэтому удаление поздних наслоений необходимо для подлинной сохранности памятника».

В 1916 году при Эрмитаже создается первая в России реставрационная комиссия из представителей художественной общественности Петрограда. Теперь все важнейшие работы по реставрации в Эрмитаже могли проводиться лишь с одобрения широкой художественной общественности на основе разработанных Совещанием принципов и методов.

Первоисточник: 
Реставрация станковой масляной живописи в России. Развитие принципов и методов. А.Б. Алешин, 1989
 
 
 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2018)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)

«Дружба — личные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи». (Дружба—Википедия)

«Знакомство — отношения между людьми, знающими друг друга». (Знакомство—Викисловарь)

ЕЖЕГОДНЫЙ КОНКУРС ЛУЧШИХ РАБОТ ВЕРНИСАЖА И ВЕБ-ПОРТФОЛИО
Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.