Большие висячие серебряные серьги silver-lily.ru.
ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на форуме.
 

Всю историю русской реставрации, начиная с XVIII века, мы можем рассматривать как движение от художественно-прикладного «починительства» к комплексной науке. Собственно наукой, включающей в себя теоретическую, технико-технологическую и художественно-практическую части, реставрация стала только в середине XX века. Весь остальной путь был периодом количественного накопления теоретических и практических знаний, ставших, в последствии, фундаментом для перехода на новый уровень – уровень научной реставрации.

Еще в XVII веке в Москве существовали небольшие собрания картин, в основном портретов, в царских дворцах и дворцах крупнейших вельмож. Такая коллекция имелась, например, в московском особняке князя Василия Голицына. Но начало планомерной собирательной деятельности в России было положено в петровское время, когда вместе с различными техническими приспособлениями и предметами роскоши в петербургский порт прибывали корабли с картинами европейских художников. Постепенно со строительством петербургских дворцов и ростом интереса к живописи количество картин, ввозимых в Россию, возрастало. Уже в середине XVIII века, во время правления императрицы Елизаветы Петровны, появляется первая дворцовая галерея в здании Зимнего дворца, которая впоследствии перешла в Эрмитаж, а затем галереи возникают во всех пригородах и столичных дворцах Петербурга. Во второй половине столетия приток произведений живописи возрастает настолько, что появляется необходимость в постройке специального здания «музеума» для императорской коллекции. Императорский Эрмитаж – первый и крупнейший музей страны, открытый в 1762 году, - становится одной из богатейших коллекций мировой живописи уже к концу века. Екатерина II, увлеченная идеей создания блестящего собрания, скупает лучшие образцы живописи, скульптуры, графики, керамики, ювелирных изделий и т.д. со всех концов Европы.

К концу 70-х годов XVIII века одно только эрмитажное собрание насчитывало несколько тысяч картин. Если ко всему прибавить все дворцовые галереи Петербурга и частные коллекции, то можно представить всю сложность проблемы сохранения этих сокровищ. Это поставило перед правительством задачу приискания людей, чье мастерство и художественное умение позволили бы «древние и избраннейшие картины в целости сохранить и, сколько бы оне повреждены не были, доставлять им прежнюю их изящность».

Появление европейских реставраторов в Петербурге в середине XVIII века положило начало развитию реставрационного искусства в нашей стране. Их творческая деятельность по сохранению и реставрации живописи в России целиком базировалась на методике и принципах сложившихся в западноевропейской практике.

Началом реставрационной деятельности в России мы можем считать 1743 год, когда в Петербург прибыли по приглашению императрицы Елизаветы Петровны для художника: Георг Христофор Гроот и Лукас Конрад Пфандцельт (Фанцельдт). Первый стал придворным живописцем и был назначен «контрофагером», то есть смотрителем за всеми императорскими картинами, а второй с 1743 по 1780 год был первым реставратором России, с чьим именем мы связываем зарождение технической реставрации масляной живописи в Эрмитаже. Проведение им операции по переводу живописи с одной основы на другую оказало огромное влияние на развитие русской реставрации.

С приходом Пфандцельта в России намечается стремление к созданию собственной реставрационной школы. Первая попытка обучения русских реставраторов была предпринята Академией художеств в 1770 году. В Дюссельдорф были отправлены три художника: Гавриил Серебряков, Иван Якимов и Михаил Иванов, «чтоб оне поучились искусству картины чистить, снимать и содержать в чистоте». К сожалению, эта первая попытка выучить своих реставраторов была неудачной. Преклонный возраст Пфандцельта и та атмосфера секретности, которую он создал вокруг своей работы, не позволяли обучить русских художников под его руководством.

Первым русским художником, освоившим в XVIII веке реставрацию станковой масляной живописи, был Семен Федорович Щедрин (1745-1804).

Он поступил в Академию художеств в 1760 году и, окончив ее с золотой медалью, был отправлен в Италию в 1767 году в качестве пенсионера на три года, после чего пробыл там еще шесть лет. «Быв в чужих краях, - пишет сам Щедрин, - для приобретения по моей живописи к совершенству, то не уступив я между протчим познать и обучиться к сохранению и поправлению старых картин.»

Реставрация технически была освоена им еще в Италии, откуда он вернулся в 1776 году и через два года уже проводил операции по дублированию живописи. С 1779 по 1784 год Щедрин провел реставрации 167 картин академического собрания. Среди них следует выделить портрет Елизаветы Петровны работы Токке, «Притчу о виноградаре» Рембрандта, ряд работ Тинторетто, Тенирса, Хореманса и других.

image001.jpg
Луи Токке. Портрет Елизаветы Петровны. 1758 год. Холст, масло. Государственный Эрмитаж
image002.jpg
Рембрандт Харменс ван Рейн. Притча о виноградаре. 1637 год. Дерево, масло. Государственный Эрмитаж

По отсутствию документального материала, раскрывающего технику работы Щедрина, мы можем на примере дублировки портрета Елизаветы Петровны работы Токке предположить, что эта операция проводилась на клейстерных составах, широко распространенных в XVIII веке в Европе и, в частности, в Италии. Рассматривая же живописное поправление по данной работе, мы нигде не обнаружим стремления реставратора выявить свою кисть. Записи, правда, лежащие шире утрат, подобраны по тону и цвету близко к авторской живописи, что вполне соответствует реставрационным принципам XVIII столетия. Лаковое покрытие, примененное Щедриным, было перекрыто последующими реставраторами, но даже при визуальном исследовании видно, что ранние пленки лака (XVIII век) наносились без применения подкраски либо асфальта.

Рассматривая историю развития реставрации масляной живописи в России XVIII века, можно заключить, что в этот период существует общность в технической и художественной областях реставрации в большинстве европейских стран. Те принципы и методы, которыми руководствовались работавшие в Петербурге русские и иностранные мастера, во многом основывались на европейской методике. Не имея своих национальных кадров, Россия еще не могла создать собственную реставрационную школу, опирающуюся на самобытную технологию. Появление в середине века в России первых реставраторов, начало сложения реставрационной мастерской Эрмитажа, заинтересованность художественной общественности в развитии этого искусства характеризует XVIII век как первый этап накопления реставрационных знаний, приведших к сложению русской школы реставрации в XIX столетии.

Первоисточник: 
Реставрация станковой масляной живописи в России. Развитие принципов и методов. А.Б. Алешин, 1989
 
 
 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2018)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)

«Дружба — личные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи». (Дружба—Википедия)

«Знакомство — отношения между людьми, знающими друг друга». (Знакомство—Викисловарь)

ЕЖЕГОДНЫЙ КОНКУРС ЛУЧШИХ РАБОТ ВЕРНИСАЖА И ВЕБ-ПОРТФОЛИО
Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.