ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы. Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
 

Европейская Конфедерация Организаций Консерваторов - реставраторов (Е.С.С.О. - Е.К.О.К.)

Предложено Европейской Конфедерацией Организаций Консерваторов-реставраторов и принято ее Генеральной Ассамблеей (Брюссель, 11 июня 1993)

Преамбула

Объекты, которым общество приписывает особую художественную, историческую, документальную, эстетическую, научную, духовную или религиозную ценность, обычно называются "культурным достоянием"; они составляют материальное и культурное наследие, которое передается от поколения к поколению. Так как общество доверяет заботу об этих объектах консерватору-реставратору, то он несет ответственность не только перед самими объектами, но и перед их владельцем или законным куратором, автором или создателем, обществом и последующими поколениями. Все эти условия служат сохранению всего культурного достояния, независимо от его владельца, возраста, целостности или ценности.

I. Роль консерватора-реставратора

Основополагающей ролью консерватора-реставратора является сохранение культурного достояния для настоящего и будущих поколений. Консерватор-реставратор способствует пониманию культурной ценности с точки зрения ее эстетической и исторической значимости и ее физической целостности.

Консерватор-реставратор берет на себя ответственность за экспертизу, консервацию и реставрацию культурной ценности, производит и документирует все проделанные операции.

-Диагностическая экспертиза: состоит из определения состава и состояния культурной ценности; идентификации масштаба и природы изменений; оценки причин порчи; определения рода и масштаба необходимых работ. Диагностическая экспертиза также включает изучение соответствующей документации.

Консервация:

а) Профилактическая консервация: состоит из косвенных воздействия, направленного на замедление и предотвращение порчи объекта путем создания условий, оптимальных для сохранения культурной ценности и совместимых с пользованием этим объектом. Профилактическая консервация подразумевает правильное обращение и пользование, транспортировку, хранение и экспонирование.

б) Восстановительная (коррективная) консервация: состоит, в основном, из прямого воздействия на культурную ценность, направленного на замедление дальнейшего ухудшения состояния объекта.

-Реставрация: состоит из прямого воздействия, производимого на поврежденную или разрушающуюся культурную ценность, цель которого облегчить ее понимание и, насколько возможно, сохранить ее эстетическую, историческую и физическую целостность.

Далее, в компетенцию консерватора-реставратора входит:

· разработка программ или обзоров по консервации-реставрации,

· предоставление консультационной и технической помощи в процессе консервации-реставрации культурной ценности,

· подготовка технических отчетов о культурной ценности, исключая оценку ее рыночной стоимости,

· проведение изысканий, связанных с консервацией-реставрацией,

· разработка образовательных программ и обучение профессии консервации-реставрации,

· распространение информации, полученной в ходе экспертизы, обработки или научных исследований,

· разъяснение сути консервации-реставрации.

II. Отличия от смежных профессий

Консерватор-Реставратор не является ни художником, ни ремесленником. Консерватор-реставратор занят сохранением культурного достояния, тогда как художник или ремесленник создает новые объекты, или функционально их поддерживает в должном виде, или ремонтирует.

III. Профессиональная подготовка

Чтобы соответствовать профессиональным стандартам, консерватор-реставратор должен иметь университетское (или эквивалентное) образование и подготовку.

Консерватор-реставратор: Этический кодекс

Предложено Европейской Конфедерацией организаций консерваторов-реставраторов и принято на Генеральной Ассамблее (Брюссель, 11 июня 1993)

I. Общие принципы применения Кодекса

Статья 1. Этический Кодекс формулирует принципы, обязательства и нормы поведения, которых должен придерживаться в своей профессиональной деятельности каждый консерватор-реставратор, принадлежащий к любой из организаций-участниц Е.С.С.О.

Статья 2. Профессия консерватора-реставратора предполагает деятельность в интересах общества, которая должна регламентироваться всеми действующими национальными и европейскими законами и соглашениями, особенно в тех случаях, когда дело касается краденых ценностей.

Статья 3. Консерватор-реставратор работает непосредственно с культурными ценностями и несет персональную ответственность перед ее владельцем и обществом. Консерватор-реставратор призван работать свободно и независимо без каких-либо вмешательств и препятствий. Он также имеет право отклонить любую просьбу, которая, по его мнению, противоречит положениям и духу данного Кодекса.

Статья 4. Несоблюдение консерватором-реставратором принципов, обязательств и запретов данного Кодекса свидетельствует о непрофессионализме и приводит к дискредитации профессии.

II. Обязательства по отношению к культурным ценностям

Статья 5. Консерватор-реставратор должен уважать эстетическую и историческую значимость и физическую целостность доверенной ему культурной ценности.

Статья 6. Консерватор-реставратор, работая над культурной ценностью вместе с коллегами, должен учитывать потребности в ее социальном пользовании в период консервации.

Статья 7. Консерватор-реставратор должен работать в соответствии с самыми высокими стандартами независимо от предполагаемой рыночной стоимости культурной ценности. Ни в коем случае нельзя пренебрегать положениями Кодекса, хотя обстоятельства могут вынудить консерватора-реставратора ограничить свою деятельность.

Статья 8. Консерватор-реставратор должен до начала работ продумать все аспекты профилактической консервации и ограничиться только самыми необходимыми воздействиями.

Статья 9. Консерватор-реставратор должен стремиться применять только такие современные средства, материалы и методы, которые не причинят вреда культурной ценности, окружающей среде и людям. Само воздействие и материалы, по возможности, не должны препятствовать последующим экспертизам, реставрационным работам или анализу. Они должны быть совместимыми с материалами самой культурной ценности и, насколько возможно, легко и полностью удаляться.

Статья 10. В пакет документов на культурную ценность должны входить отчеты о диагностической экспертизе, консервации и реставрации и другая относящаяся к ценности информация. Этот пакет документов должен стать частью ценности и быть доступным для пользования.

Статья 11. Консерватор-реставратор должен браться только за такую работу, которую он может выполнить. Консерватор-реставратор не должен начинать или продолжать работу, которая не принесет ценности наибольшую пользу.

Статья 12. Консерватор-реставратор должен стремиться расширить свои знания и мастерство для повышения качества выполняемых им работ.

Статья 13. При необходимости консерватор-реставратор должен консультироваться с историками или специалистами по научному анализу и участвовать во взаимном обмене всей имеющейся информацией.

Статья 14. В случае острой необходимости, когда культурная ценность подвергается опасности, консерватор-реставратор, независимо от его области специализации, должен оказать необходимую помощь.

Статья 15. Консерватор-реставратор не должен удалять материал с культурной ценности за исключением тех случаев, когда это необходимо для ее консервации и когда материал существенно снижает историческую и эстетическую ценность предмета. Удаленные материалы должны быть по возможности сохранены, а процедура удаления подробно запротоколирована.

Статья 16. В тех случаях, когда законсервированная ценность не может экспонироваться, консерватор-реставратор должен обсудить с владельцем или законным куратором возможность создания копии в качестве промежуточного решения. Консерватор-реставратор должен рекомендовать адекватные методы копирования, которые не могут причинить вреда оригиналу.

III. Обязательства по отношению к владельцу или законному куратору

Статья 17. Консерватор-реставратор обязан подробно информировать владельца о всех необходимых воздействиях и четко определять самый эффективный метод постоянного ухода за ценностью.

Статья 18. Консерватор-реставратор должен соблюдать конфиденциальность информации. Консерватор-реставратор должен получить разрешение владельца или законного куратора культурной ценности для того, чтобы сделать на нее ссылку.

IV. Обязательства по отношению к коллегам и профессии

Статья 19. Консерватор-реставратор должен проявлять уважение к достоинству коллег и к профессии в целом.

Статья 20. Консерватор-реставратор должен в пределах своих знаний, компетенции, времени и доступных технических средств участвовать в обучении молодых специалистов и ассистентов. Консерватор-реставратор обязан наблюдать за работой подотчетных ему специалистов и ассистентов и несет полную ответственность за качество работ, выполненных под его наблюдением.

Статья 21. Консерватор-реставратор должен вносить свой вклад в развитие профессии, делясь опытом и информацией.

Статья 22. Консерватор-реставратор должен пропогандировать профессию и стремиться к большей информированности о ней представителей других профессий и общественности.

Статья 23. Отчетные материалы, относящиеся к консервации-реставрации, за которую консерватор-реставратор несет ответственность, являются его интеллектуальной собственностью (оговаривается условиями договора о найме).

Статья 24. Участие в сделках купли-продажи культурной ценности несовместимо с деятельностью консерватора-реставратора.

Статья 25. Для поддержания достоинства и доверия к профессии консерватор-реставратор должен пользоваться только приемлемыми и информативными формами гласности относительно своей работы.

Признательность

Европейская Конфедерация организаций консерваторов-реставраторов подготовила профессиональное руководство на основании изученных документов национальных и международных организации, занимающихся или незанимающихся консервацией. Первым документом, принятым Е.С.С.О., был "Консерватор-реставратор: определение профессии" (ICOM-CC, Копенгаген 1984).

Первоисточник: 
Е.С.С.О. 1993
 
 
 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2018)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)

«Дружба — личные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи». (Дружба—Википедия)

«Знакомство — отношения между людьми, знающими друг друга». (Знакомство—Викисловарь)

Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.

КУЛЬТСОХРАНАГИТПЛАКАТ - Спам во имя культуры! Скопируй код плаката и вставь его в интернет!

БИБЛИОТЕКА РЕСТАВРАТОРА

RSS Последние статьи в библиотеке реставратора.

НазваниеАвтор статьи
УЧЕБНИК РУССКОЙ ПАЛЕОГРАФИИ (1918) Щепкин В.Н.
МАТЕРИАЛЫ И ТЕХНИКА ВИЗАНТИЙСКОЙ РУКОПИСНОЙ КНИГИ Мокрецова И. П., Наумова М. М., Киреева В. Н., Добрынина Э. Н., Фонкич Б. Л.
О СИМВОЛИКЕ РУССКОЙ КРЕСТЬЯНСКОЙ ВЫШИВКИ АРХАИЧЕСКОГО ТИПА Амброз А.К.
МУЗЕЙНОЕ ХРАНЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ (1995) Девина Р.А., Бредняков А.Г., Душкина Л.И., Ребрикова Н.Л., Зайцева Г.А.
Современное использование древней технологии обжига керамических изделий Давыдов С.С.