ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Обучайтесь под руководством опытного наставника.
 

Применение новых строительных материалов для реставрации и приспособления памятников Кирилло-Белозерского музея-заповедника

Вороничева О.В.

В современной реставрации широко используются новые материалы и технологии, о применении которых еще несколько лет назад не могло быть и речи. Новые материалы в музее используют для инженерных коммуникаций, внутренней отделки помещений, а также для покрытия кровель.

Вплоть до XIX века большинство кровель монастырских строений были деревянными. Глава Успенского собора была покрыта дорогим луженым железом. В XX веке в процессе реставрации некоторых памятников, например, Больших больничных палат, Свиточной башни, было восстановлено первоначальное деревянное покрытие, но так как дерево не отличается долговечностью, позже от этой идеи отказались. В настоящее время главными критериями при выборе материала покрытия кровли стали надежность, внешний вид и удобство в эксплуатации.

Чаще всего на кровлях вы можете видеть черное железо (Духовное училище, Поварня и др.). Оно доступно по стоимости, но неудобно в эксплуатации. Его приходится постоянно очищать от ржавчины и красить. Здание Монастырского архива и купол Успенского собора покрыты оцинкованным железом. Медью в первую очередь покрывали высокие башни “Нового города”, т.к. при ремонте на большой высоте без строительных лесов или кранов не обойтись, а медь более долговечна, чем железо. В последнее время стали использовать финский материал - это оцинкованное железо, покрытое эмалью, внешне напоминающее медь, фирмы “Ранилла” (Казенная палата, Братский корпус, участок стены у Белозерской башни).

Новые материалы применяют для внутренней отделки помещений музея. Особого внимания заслуживает гипсокартон. Он отличается хорошей влагостойкостью, огнестойкостью и прочностью. Гипсокартонные листы состоят из гипсового сердечника, оклеенного с двух сторон прочным специальным картоном. Его применяют для облицовки внутренних стен, потолков и устройства перегородок, полов (Служебный корпус в Ферапонтове). У этого материала есть еще одно очень важное свойство - гибкость. Так, чтобы не увеличивать нагрузку на фундаменты в Трапезной палате, на месте старого кирпич-ного свода будет устроен деревянный, который затем облицуют гипсокартоном. Это позволит создать имитацию настоящего кирпичного свода. Благодаря гипсокартону появилась возможность уйти от “сырых технологий” устройства теплых полов. Полы стали ремонтно-пригодными. В разрезе такой пол выглядит, как слоеный пирог. Нижний слой - гидроизоляция. На нее укладывают слой гипсокартона, затем - слой гипсокартона из полосок, находящихся на некотором расстоянии друг от друга. Получаются бороздки, в которые укладываются, в зависимости от способа отопления, электрический кабель или медные трубки для горячей воды. Третий слой - тоже гипсокартон, но более прочный для восприятия нагрузки. Слои склеиваются между собой специальным клеящим составом. Сверху укладывается покрытие пола. Для покрытия используют керамический гранит, создающий имитацию кирпича. Его производят при более высоких температурах, чем обычную керамическую плитку, поэтому он прочнее и устойчивее к истиранию.

Такой пол был сделан в соборе Рождества Богородицы фирмой “Электра”, что позволило значительно улучшить температурно-влажностный режим в памятнике. Появилась возможность открыть собор для осмотра в зимнее время. Такая же конструкция пола устроена в Казенной палате в Кириллове, нареканий не вызывает, поэтому будет использоваться и дальше при приспособлении памятников для экспозиционного показа.

Первоисточник: 
Вестник Кирилло-Белозерского музея. Вып. 4. Вологда, 2004
Информисточник: 

www.rusarch.ru

 
 
 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2018)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)

«Дружба — личные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи». (Дружба—Википедия)

«Знакомство — отношения между людьми, знающими друг друга». (Знакомство—Викисловарь)

ЕЖЕГОДНЫЙ КОНКУРС ЛУЧШИХ РАБОТ ВЕРНИСАЖА И ВЕБ-ПОРТФОЛИО
Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.