ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Работайте с опытным наставником.
 

Выше уже говорилось о восполнении частей скульптуры, имеющих явно выраженные черты авторской манеры и потому не воспроизводимых без достаточного документального подкрепления аналогиями. При этом почти каждое скульптурное произведение включает и второстепенные, обычно более обобщенные или геометризованные элементы — это и детали одежды и атрибутики, подставки и т. п., в рельефах — плоский фон, профилированное обрамление, архитектурные элементы и пр. Кроме того, имеется обширный круг скульптурных и декоративно-прикладных произведений, решенных в упрощенно-геометризованных формах: атланты, сфинксы, маскароны, воинская арматура, вазы, картуши, гербы и т. д., столь богато представленные в дворцовых интерьерах и мемориалах XVIII—XIX вв. (преимущественно скульптура III и IV групп).

Восполнение утраченных элементов на такой скульптуре возможно и без привлечения аналогий, согласно так называемому «методу инерции» (ил. 25—28).

25 26
27 28
25-28. Портрет графини М. Р. Паниной. Ф.И.Шубин (1740-1805). Мрамор. ГТГ.
25. До реставрации. Сколы мрамора на кончике носа.
26. В процессе реставрации. Подклеены все сохранившиеся фрагменты носа.
27. В процессе реставрации. Вид в профиль (полностью сохранился абрис носа).
28. После реставрации. В оставшиеся лакуны вклеены кусочки алебастрового камня, по цвету и фактуре идентичные мрамору.

Этот метод основывается на логическом прогнозировании конфигурации утраченных фрагментов скульптуры путем продления сохранившихся плоскостей или геометрических направлений до взаимного пересечения или до соединения, завершения разорванной формы, объема, силуэта.

Главным аргументом в пользу подобного метода является, по существу, инвариантность предлагаемого решения. В самом деле, могут ли возникнуть сомнения в абсолютной достоверности таких, например, дополнений, как завершение отбитого уголка книги, лацкана мундира, фрагмента складки, либо сегмента профилированной подставки и т. д.? Таким же образом удается восполнить одну-две фаланги утраченного пальца, сколы на лице: на бровях, ушах, веках и др.

Ограничение или полный отказ от «метода инерции» обязательны в двух случаях:

— при отсутствии полных координат утраченного фрагмента (например, утрата части копья, меча, креста как атрибута скульптуры невосполнима при отсутствии точных данных об их длине);

— при характерной ручной обработке или моделировке геометрических форм и объемов археологических предметов, а также при намеренно деформированной или импрессионистической поверхности, излюбленной скульпторами рубежа XIX—XX вв. В подобных случаях возможны лишь условные конструктивные дополнения, не претендующие на имитацию подлинника.

Основные доводы в пользу восполнений и противопоказания к ним

Подводя итог сказанному, можно вкратце перечислить основные доводы в пользу восполнений:

1. Нарушенная целостность или искаженное восприятие скульптурного произведения или его части из-за отсутствия существенных его элементов.

2. Наличие вспомогательного материала, убедительно документирующего такое восстановление.

3. Относительно небольшие размеры и второстепенная значимость утраченных частей в образном строе произведения.

4. Конструктивная вынужденность дополнений, вызванная требованиями сохранности скульптуры или необходимостью ее правильного экспонирования.

5. Очевидность и однозначная прогнозируемость простого по форме утраченного фрагмента.

Следует привести и противопоказания к реставрационному восполнению утрат:

1. Древность памятника, представляющего не только художественный, но и специальный историко-документальный интерес (например, как объект археологического исследования).

2. Уникальность и самобытность трактовки произведения пластики, не поддающейся достоверному воспроизведению (например, сложные приемы стилизации, импрессионизм, примитив).

3. Слишком значительные размеры утрат, их смысловая или художественная значимость, делающие реставрационные дополнения нецелесообразными, так как они неизбежно входили бы в «соперничество» с подлинными частями, затеняли бы их, вводя в заблуждение зрителя.

Примечание к п. 3.

Предпринимаемые в ряде случаев работы по капитальному восстановлению руинированной скульптуры должны быть отнесены к производственным реконструкциям. Выполнение реконструкций на фрагментарно сохранившейся скульптуре музейного значения представляется методически необоснованным.

Иной подход — к архитектурно-декоративной пластике как части ансамблевого убранства дворцовых и церковных интерьеров, мемориалов и некрополей, где реконструкция элементов, заложенных в общий архитектурный замысел, является в целом оправданной (ил. 29).


29. Фрагмент обрамления камина. Фаянс, полихромия. Завод Кузнецова. Конец XIX - начало XX в. ГИМ.
Справа: подлинник — модель для производственной реконструкции. Слева! реконструкция (копия), выполненная на Конаковском фаянсовом заводе в 2005 г.

Что же касается музейной пластики, то здесь более уместны реконструкции, выполненные на копии или слепке с подлинника, сохраняемого в неприкосновенности.

Первоисточник: 
Реставрация скульптуры из камня. А.С. АНТОНЯН М., 2006
 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2020)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2020)


Нужно ли делать сопроводительную документацию для объекта реставрации? (2020)


Всё процессы консервации и реставрации с момента поступления произведения и до его выхода, из мастерской в обязательном порядке документируются. Для этого художник-реставратор постоянно ведет дневник и паспорт. (Документация процессов консервации и реставрации)

Прикрепленный опрос: Ведёте ли вы реставрационный дневник?

Есть ли у вас друзья реставраторы? (2020)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2020)

«Дружба — личные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи». (Дружба—Википедия)

«Знакомство — отношения между людьми, знающими друг друга». (Знакомство—Викисловарь)

Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.