ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Здесь разбирается только квалифицированный специалист!
 

Подготовка поверхностей к склейке

Свежесколотые и не успевшие загрязниться фрагменты скульптуры обычно не требуют какой-либо предварительной обработки перед склейкой, достаточно лишь смахнуть кистью оставшиеся в местах скола каменные крошки и пыль. Если же поломка произошла давно и поверхность сколов загрязнилась, то необходима ее тщательная очистка, обезжиривание и обезвоживание (особенно после влажной промывки). Удаление загрязнений с поверхности сколов лучше проводить одновременно с общей очисткой скульптуры, пользуясь приведенными выше способами, а обезжиривание и обезвоживание — с помощью одного из летучих органических растворителей (спирта, ацетона, бензина и т. п.). При повторных реставрациях остатки старого клея и мастиковок удаляют механически — скальпелем, после их предварительного размягчения компрессами или прогрева до 60—70 °С (например, с помощью электросушилки).

Удаление старого клея

Компрессы (вата, лигнин) могут содержать, в зависимости от вида клея, дистиллированную воду или органические растворители. Так, для отпаривания водных клеев (столярного, казеинового и рыбьего) или для подрастворения ПВА-дисперсии берут горячую воду; для размягчения старых канифольно-шеллачных клеев и мастик пригодна равная смесь этилового и нашатырного спирта или выдержка в парах толуола; спирто-ацетоновая смесь размягчает клеи типа БФ; диметилформамид оказывается наиболее эффективным при удалении цианакрилового и эпоксидного клеев.

Выбор клея и способа его применения

При выборе клея и способа его применения надо исходить не только из его технологических характеристик, но также из особенностей каменного материала (прочности, пористости, цвета, состояния поверхности разлома и т. п.) и чисто конструктивных задач (веса скрепляемых частей, относительных размеров площади склейки и преобладающих видов нагрузки на клеевой шов).

Так, при склейке малопористых, плотных пород камня пользуются клеями вязкой консистенции; для конструктивных склеек обычно применяются термореактивные клеи; для скрепления небольших фрагментов — концентрированные растворы (20—25%) термопластичных клеев. Клей наносят либо на одну из склеиваемых поверхностей, либо на обе — при необходимости лучшего заполнения зазоров. Клей должен равномерно покрывать всю площадь склейки, не доходя до лицевых кромок примерно на 0,3—0,5 см во избежание его выходов наружу после контактного соединения фрагментов. С другой стороны, необходимо следить за тем, чтобы количество нанесенного клея было достаточным, так как слишком тонкий клеевой слой может привести к дефекту склеивания (так называемая «голодная склейка»).

Склейку мягких и рыхлых пористых пород или сильно выветрившегося камня обычно производят пропиточными способами, используя клеевые растворы термопластичных (реже термореактивных) смол в органических растворителях или их водные дисперсии. Пропитка склеиваемых поверхностей заключается в многократном нанесении сильно разбавленных клеевых растворов (начиная с наименьших концентраций) на обе склеиваемые поверхности с обязательной открытой выдержкой каждого слоя в течение 5—15 минут (открытая выдержка определяется интервалом с момента нанесения клея до соединения склеиваемых поверхностей). Так как в этом случае образование клеевой пленки связано с удалением растворителя из клеевого раствора, важно обеспечить условия для его полного и равномерного испарения. Оставшийся в клеевой пленке растворитель делает шов пористым и со временем вызывает его деформацию.

Подбирая те или иные растворители или их смеси, необходимо учитывать скорость их испарения (летучесть) применительно к задачам склейки. Так, для быстрого формирования клеевого шва, при незначительной пропитке малопористого материала, удобны ацетоновые растворы. Большей подвижностью и проникающей способностью обладают спиртовые растворы, а для наиболее глубоких пропиток, требующих особо длительной жизнеспособности клеевого состава, предпочтительнее ксилольные или уайт-спиритовые растворы. Вместе с тем необходимо подобрать концентрацию раствора в соответствии с поглощающей способностью склеиваемого материала, что определяется пробными нанесениями клеевых растворов различной концентрации. Пропитку можно считать достаточной с появлением на поверхности, подвергнутой открытой выдержке, легкого глянца, но без клеевой корки, после чего наносится более концентрированный раствор для окончательной склейки.

Последняя открытая выдержка делается несколько короче (до 5 минут), чтобы не дать пересохнуть клеевому слою перед соединением фрагментов. (Утратившие липкость участки могут стать причиной так называемых «непроклеев».)

При свежем и чистом сколе предварительная пропитка может оказаться нежелательной, так как способна нарушить точность сборки, увеличивая толщину швов склейки. В этих случаях целесообразно исключить открытую выдержку и выбрать среднюю концентрацию клеевого раствора, позволяющую плотно соединить фрагменты, выжимая излишки клея. Подвижность клея обеспечивается предварительным насыщением швов одним растворителем, без клея. Этот прием распространяется и на склейку гипса.

Низковязкие клеевые растворы удобнее всего наносить щетинной кистью, клеи же повышенной вязкости — шпателем или скальпелем, так как кисть может оставлять щетинки и с трудом отмывается. Цианакриловые клеи из-за ограниченной жизнеспособности наносят прямо из флакона, обычно снабженного капельницей.

Сборка фрагментов

Для того чтобы обеспечить качественную склейку и исключить смещения, следует точно зафиксировать соединяемые фрагменты на все время, необходимое для полного отверждения клея. Эта задача не представляет особых трудностей, если соединяемый фрагмент способен удерживаться в правильном положении без какого-либо дополнительного закрепления, а только за счет собственной тяжести. Обычно этого вполне достаточно для прочной склейки хорошо прилегающих друг к другу фрагментов. При отсутствии такой возможности пользуются различными временными приспособлениями — веревочными или резиновыми стяжками, деревянными подпорками, клиньями и т. п.

Закрепление фрагментов при склейке

Применение тех или иных крепежных приспособлений диктуется конкретными габаритами и конфигурацией склеиваемых частей скульптуры и порой требует от реставратора известной изобретательности и смекалки.

Небольшие фрагменты могут закрепляться на месте установки с помощью временных «замков» — комков гипса, быстротвердеющего полимера или белого пластилина, наносимых на некотором расстоянии вдоль клеевого шва. После затвердения клея «замки» удаляют, а их следы полностью смывают соответствующими растворителями.

Установка крепежной арматуры

Большинство термореактивов и некоторые термопласты обеспечивают достаточную надежность клеевых соединений и без арматурного их усиления с помощью металлических штырей и пиронов. Порой еще встречающееся малообоснованное использование арматуры можно объяснить желанием придать монтажному шву дополнительный «запас прочности» из-за укоренившегося недоверия к любому применяемому клею. Лишь в отдельных случаях, например при ограниченной площади склейки или при необходимости гарантировать обратимость соединения (в сочетании с легкообратимым материалом — гипсом или клеем с невысокой адгезией), используются пироны из латуни, нержавеющей стали или стеклопластика (ил. 13—14).

13 14
13—14. Оборот портрета А.С. Голубкина (1864-1927). Портрет «Манька». 1899. Мрамор, гипс. ГТГ.
13.В процессе реставрации извлечены два ржавых штыря.
14. Взамен старых штырей установлена скоба из нержавеющей стали (нихром). Часть разрушенного авторского гипса заново восполнена по форме, снятой перед реставрацией.

Процесс установки пирона происходит в три этапа: в начале высверливают в склеиваемых фрагментах отверстия-гнезда в направлениях, перпендикулярных плоскости разлома. Длина отверстий должна несколько превышать длину подготовленного пирона, а диаметр (соответствующий диаметру сверла) — на 5—7 мм превосходить толщину пирона.

Конец пирона с помощью загущенной наполнителем клеевой массы (или гипса) закрепляют в одном из фрагментов. Затем поверхность разлома временно закрывают полиэтиленовой пленкой (с отверстием для пирона), изолирующей от возможного выхода наружу клея при контактном соединении фрагментов. Для правильной фиксации и закрепления пирона на его свободный конец временно устанавливают соединяемый фрагмент во избежание смещения поверхностей.

После полного зацементирования пирона в одном гнезде удаляют приставной фрагмент и изолирующую пленку, заполняют тем же цементирующим составом отверстие для пирона во втором фрагменте и производят окончательную склейку.

Масти ковка швов

Если швы, образованные склейкой, слишком заметны из-за неплотного прилегания фрагментов или повреждения кромок разлома, то их заделывают специально приготовленными мастиками или цементирующими составами, подобранными с учетом декоративных особенностей каменного материала. В некоторых случаях заделочная масса может быть приготовлена на основе применяемого клея (например, для темного камня или при хорошей светостойкости клея). В качестве связующего для заделочной массы могут быть использованы растворы термопластичных клеев (только при незначительной толщине мастиковок — из-за свойственной этим клеям усадки), акрилаты, кремнийорганические смолы, цианакриловые клеи, минерально-вяжущие составы (гипс или белый цемент с полимерными добавками) и т. д.

В качестве наполнителей обычно используют те же материалы, что и для загущения клеевой массы, - названные выше минеральные порошки, гранулированные полимеры, пигменты и т. п. Подбирая те или иные наполнители, важно учитывать их цвет, светопроницаемость, тонкость помола, исходя из соответствующих свойств каменного материала.

Усадку заделочной массы уменьшают, вводя достаточное количество наполнителя (80% и более) к клеевому связующему. Нередко это приводит к ухудшению адгезионных свойств массы, что можно компенсировать предварительной проклейкой мастикуемых участков незагущенным клеем. Для заделки швов на мягком светонепроницаемом камне (известняке, ракушечнике, туфе и др.) успешно применяется гипсополимер, который готовится путем замеса гипса в 25%-ных водных дисперсиях полимера (ПВАД или дивинилстирольного латекса СКС).

Заделка швов на светопроницаемых светлых породах камня (мраморе, алебастре и ангидрите) сопряжена с наибольшими трудностями из-за ограниченного выбора светоустойчивых и бесцветных связующих и светопроницаемых наполнителей. В этом отношении лучше всего себя зарекомендовали цианакриловые клеи в сочетании с мраморной или алебастровой мукой (иногда с небольшими добавками, до 0,5—2%, активного полимерного порошка «Норакрил-65» в котором присутствует 2% сульфиновокислого натрия в качестве катализатора). Для увеличения прозрачности в массу можно добавлять гранулированный полиметилметакрилат (ПММА), стеклянные микросферы, а для увеличения белизны и «корпусности» каменную крошку следует тонко измельчать в ступке.

Для приготовления рабочей массы в порошковую смесь подобранных заранее наполнителей вводят из капельницы необходимое для полного смачивания массы количество цианакрилового клея — и заделочный состав готов. Ввиду ограниченной жизнеспособности цианакриловых составов, готовить их следует небольшими порциями (смешивать компоненты лучше всего на фторопластовой пленке).

Цианакриловый полимер обладает хорошей адгезией к камню и дает возможность многослойно наращивать мастиковочный слой. Эти качества делают его поистине незаменимым материалом для восполнения мелких утрат путем прямой моделировки, т. е. минуя этап изготовления модели и отливки по форме, а также для заделки трещин и сколов на светлом цветном и текстурном камне (ангидрите, алебастре, ониксе и др.).

Высокой стабильностью отличаются мастиковочные массы для самых светлых пород камня, приготовленные на основе кремнийорганического связующего, смешанного с любым из приведенных выше светопроницаемых наполнителей.

Массу обычно готовят небольшими порциями, замешивая шпателем подобранные наполнители с 40—50%-ным раствором МСН-7 или К-921. Определяя соотношение связующего и сухих компонентов, исходят из необходимой рабочей консистенции массы, которая зависит от величины мастикуемого участка, толщины наносимого слоя и т. п. Для увеличения адгезии на участок, подлежащий мастиковке, предварительно наносят раствор кремнийорганического соединения без наполнителей. Время полного затвердения массы — одни сутки при обычной комнатной температуре. Этот срок укорачивается при дополнительном прогреве электросушилкой в течение 1—3 часов при температуре 60—80 °С. Выбор наполнителей для данных шпаклевочных масс гораздо шире, чем для цианакрилатных, так как в отличие от последних эти связующие не вступают с наполнителями в активные химические взаимодействия. Так, при введении в кремнииорганические композиции корпусных светлых наполнителей, таких, как тальк, каолин, сухие белила (иногда с примесью пастели для подкраски), удается с большим приближением к восстанавливаемому материалу дополнить сколы на бисквите, а также утраты эмалевого слоя на изразцах и майолике светлых тонов. Глянец глазури можно легко имитировать, если через сутки на затвердевшую и отшлифованную поверхность мастиковки нанести лаковую пленку того же кремнийорганического соединения, который был использован для приготовления массы и для адгезионного подслоя. Густоту раствора (толуольного или ксилольного) регулируют в зависимости от желаемого глянца.

Мастиковочные массы на основе кремнийорганических соединений отличаются высокими показателями атмосферо-, влаго- и светоустойчивости, хотя и уступают цианакрилатным массам в механической прочности и адгезии. Это ограничивает область их применения главным образом мелкими мастиковками или же тонким наружным декоративным слоем, наносимым поверх другого, более прочного доделочного материала.

Первоисточник: 
Реставрация скульптуры из камня. А.С. АНТОНЯН М., 2006
 
 
 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2018)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)

«Дружба — личные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи». (Дружба—Википедия)

«Знакомство — отношения между людьми, знающими друг друга». (Знакомство—Викисловарь)

КУЛЬТСОХРАНАГИТПЛАКАТ - Спам во имя культуры! Скопируй код плаката и вставь его в интернет!
Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.