ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы. Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
 

Одним из обязательных этапов реставрации является склейка фрагментов скульптуры при ее травматических повреждениях. Процесс склейки состоит из следующих операций:

- приготовления клеевого состава;

- подготовки склеиваемых поверхностей;

- нанесения клея;

- сборки и закрепления фрагментов на время затвердения клея.

К процессу склейки относятся также:

- удаление старых клеев и мастик;

- переклейка фрагментов, неудачно склеенных во время прежних реставраций;

- монтировка составных элементов скульптуры;

- установка крепежной арматуры;

- мастиковка образуемых склейкой швов.

Требования к клеям

Клеи, применяемые для склейки скульптуры, должны обладать следующими свойствами: прочностью и надежностью; устойчивостью к деструкции и гниению; хорошей светостойкостью; достаточной термо- и влагоустойчивостью. (К клеям, предназначенным для склейки скульптуры, находящейся на открытом воздухе, предъявляются повышенные требования морозо- и атмосфероустойчивости.)

Рассматривая такое определяющее свойство клеящих соединений, как прочность обеспечиваемой ими склейки (адгезию), следует исходить из важнейшего условия высокого качества склейки — максимальной равнопрочности клеевого шва и склеиваемого материала. Практика работы с клеями показывает, в частности, что избыточная прочность клеевого соединения может оказаться даже нежелательной, так как нередко возникающие при формировании клеевой пленки внутренние напряжения способны приводить к ее отслаиванию на границе с более мягким каменным материалом.

В числе требований к применяемым в реставрации клеям обычно указывается и обязательность такого их свойства, как обратимость, т. е. возможность последующего размягчения с помощью растворителей или нагрева. Однако в практике реставрации скульптуры это условие далеко не всегда выполнимо, так как потребовало бы полного исключения наиболее высокопрочных клеев, являющихся в своем большинстве необратимыми или труднообратимыми. Поэтому в тех частных случаях, когда главным условием склейки должна быть высокая конструктивная надежность клеевых соединений (например, при склейке большемерных фрагментов, при ограниченной площади склейки и т. п.), правилом обратимости приходится пренебрегать.

Клеевые материалы

Клеи, применявшиеся в прошлом для склейки скульптуры, представляли собой в основном вещества природного происхождения: казеин, шеллак, канифоль, магнезит, животные клеи и т. д. Будучи подвержены ускоренному старению и утрате прочностных свойств, они не отвечали большинству предъявляемых к ним требований. Современные синтетические клеи выгодно отличаются от них гораздо большей долговечностью и способностью давать высокопрочные соединения, устойчивые к самым агрессивным воздействиям окружающей среды.

Однако из обширного ассортимента выпускаемых промышленностью клеев для реставрационных целей могут быть отобраны лишь немногие, в наибольшей мере отвечающие специфике реставрационных работ и свойствам скульптурных материалов. В частности, условия приготовления и применения клеевых составов должны быть сопряжены с относительно простыми технологическими режимами, исключающими интенсивную термообработку, высокие давления и т. д. Таковыми являются клеи холодного отверждения, образующие прочные клеевые швы при комнатной температуре (или слабом прогреве, до 60—70 °С) и без больших давлений. Все они представляют собой полимерные смолы или их растворы (иногда мономеры), отвердевающие либо в результате введения специальных добавок (отвердителей или катализаторов), либо в результате испарения присутствующего в клее растворителя.

Полимерные клеи принято подразделять — в зависимости от их отношения к нагреванию — на термореактивы и термопласты.

Термореактивные клеи при отвердении необратимо переходят в неплавкое и нерастворимое состояние, в то время как термопластичные поддаются размягчению при разогреве.

Из термореактивных клеев для склейки скульптуры широкое применение нашли высокопрочные соединения на основе эпоксидных, полиэфирных и полиуретановых смол. Из термопластичных — менее прочные и термостойкие, но значительно более светостойкие клеи на основе поливинилацетата (ПВА), полибутилметакрилата (ПБМА), сополимера бутилметакрилата с метакриновой кислотой (БМК-5) и поливинилбутираля (ПВБ). К термопластичным относятся также некоторые мономерные соединения (эфиры акриловой, метакриловой и цианакриловой кислот), используемые в клеевых композициях или в качестве связующих для приготовления заделочных мастик.

Марки клеев и клеевые составы

Синтетические клеи, применяемые в реставрации, представляют собой сложные композиции, состоящие из многих компонентов — полимерных смол или их смесей, пластификаторов (мягчителей), различных активных добавок (отвердителей, катализаторов), растворителей и наполнителей (минеральных порошков, пигментов и т. п.).

Некоторые типы клеев выпускаются промышленностью в готовом для применения виде, другие нуждаются в соединении приданных компонентов, введении наполнителей или разбавлении до нужных концентраций непосредственно перед применением или же готовятся заблаговременно.

Термореактивные клеи

Приготовление рабочих смесей термореактивных клеев обычно связано с дозированным смешением смолы и отвердителя (катализатора). Смешение должно производиться непосредственно перед применением клея, так как с момента введения отвердителя начинается процесс отверждения клеевой массы в результате ее полимеризации. Длительность этого процесса, при котором клей еще сохраняет рабочую вязкость, называют жизнеспособностью клея.

Обширная группа эпоксидных клеев холодного отверждения на основе эпоксидных смол (ЭД-20, ЭД-16 и Э-40) затвердевает с применением аминов — полиэтиленполиамина (ПЭПА) или гексаметилендиамина (ГМДА). В зависимости от типа смолы количество отвердителя колеблется от 8 до 15 весовых частей к 100 весовым частям смолы. Жизнеспособность клеев, затвердевающих с использованием аминов, не менее 30—45 минут (при повышенных температурах воздуха этот срок может сокращаться, дтри пониженных — удлиняться).

Несколько большей жизнеспособностью обладают эпоксидные клеи, затвердевающие с применением низкомолекулярных полиамидов (марок Л-19 и Л-20). Они образуют более эластичный шов, чем смолы, отвердеваемые аминами, и, кроме того, более просты в приготовлении, так как не требуют строгой дозировки. Количество вводимого в смолу полиамида может составлять от 60 до 100 весовых частей к 100 весовым частям смолы.

В реставрационной практике используются также оптические модификации эпоксидных клеев (ОК-50ПК, ОК-72ФТ) и эпоксидные клеи бытового назначения — ЭДП, «Титан» (с добавлением силикона).

В практике реставрации скульптуры (особенно зарубежной) получили распространение клеевые композиции на основе полиэфиров (ненасыщенные полиэфиры, совмещенные со стиролом). Отвердевают эти клеи при введении катализатора или каталитических систем (например, катализатор + ускоритель).

Известны зарубежные марки полиэфирных клеев, таких, как «Синтолит», «Спринт», «Тенакс», состоящих из смолы (иногда в смеси с наполнителем) и жидким или пастообразным катализатором. Клей отличается ускоренным затвердением (10—15 минут).

Отлично зарекомендовали себя в качестве эластичного соединительного материала силиконовые герметики холодной вулканизации (однокомпонентные или двухкомпонентные). Обладая высокой водостойкостью, термо- и цветоустойчивостью, они незаменимы как амортизаторы для монтажных соединений, особенно для материалов с разной температурой линейного расширения. Так, для закрепления восковых экспонатов на стеклянную основу с успехом был применен прозрачный герметик.

Термопластичные клеи

Если от склейки не требуется особо высокой прочности, то термореактивным клеям следует предпочесть термопластичные, отличающиеся легкой обратимостью и высокой светоустойчивостью. (Необходимо, однако, помнить, что относительно невысокая термо- и влагостойкость термопластов ограничивает область их применения исключительно интерьерной скульптурой.)

Из готовых термопластичных клеев большое распространение получили поливинилацетатные дисперсии — ПВАД (ил. 10, 11).

10 11
10—11. Саркофаг. XII в. Известняк. Происходит из Белгорода Киевского.
10. До реставрации.
11. После склейки 20%-ным водным раствором ПВАД.

Консистенцию клея можно менять, добавляя дистиллированную воду до получения нужных рабочих концентраций. Обычно же ацетатные и акриловые термопласты применяются в виде клеевых растворов в органических растворителях (ПВА и ПВБ — в спирте и ацетоне; ПБМА — в спирте, уайт-спирите, ацетоне; БМК-5 — в ацетоне и изопропиловом спирте).

Для приготовления клея берут твердую смолу (блочную — в кусках или бисерную — в гранулах) и один из органических растворителей (этиловый спирт, ацетон и т. д.). Взвесив необходимое количество смолы (блочный полимер предварительно измельчают в стружку или опилки) и высыпав ее в стеклянную посуду, отмеривают в объемных частях растворитель (из расчета 1 см3 растворителя на 1 г полимера) и доливают в посуду. Смесь периодически перемешивают в течение 20—30 минут, а затем выдерживают в плотно закрытом сосуде 2—3 суток при комнатной температуре до полного растворения смолы. Полученный клей представляет собой густую прозрачную и однородную массу, которую при необходимости можно дополнительно разбавлять до нужных рабочих концентраций (принимая исходную концентрацию за 50%).

ЦИАНАКРИЛОВЫЕ КЛЕИ

В последние годы в реставрации иногда применяются цианакриловые клеи, представляющие собой низковязкие мономеры, способные затвердевать в очень короткие сроки (1—5 минут). Они не требуют катализаторов и растворителей и полимеризуются в присутствии содержащейся в воздухе влаги при обычной комнатной температуре и небольшом контактном давлении. Известны различные марки отечественных цианакриловых клеев: «Циакрин ЭО», «Циакрин ЭД» и производимый на Украине модифицированный вариант — СО-9Т (повышенной водостойкости) и др.

Поскольку цианакриловый мономер не обладает достаточной надежностью для склейки из-за своей гигроскопичности, его нередко загущают добавками различных полимеров (цианакрилатов и метакрилатов) и наполнителей, а для повышения эластичности вводят пластификаторы (например, дибутилфталат). В то же время цианакриловые клеи хорошо себя зарекомендовали как связующее для приготовления доделочных масс, обладающих высокой светопроницаемостью. Срок хранения «Циакрина ЭО» — от 6 до 12 месяцев (при температуре не выше 5 °С в герметичных емкостях, лучше в морозильной камере).

Клеевые наполнители

При работе со всеми указанными выше клеями, как термореактивными, так и термопластичными, нередко по условиям склейки возникает необходимость в загущении или подкраске клеевых составов. Это может понадобиться для заполнения зазоров между неплотно прилегающими фрагментами, для уменьшения текучести клея, имеющего длительный срок схватывания, а также для маскировки клеевого шва.

Для загущения и подкраски в клеевые составы вводят хорошо просушенные тонко измельченные минеральные наполнители и пигменты, подобранные с учетом тональных и цветовых характеристик склеиваемого камня, — каменную муку, гранулированный полимер, цемент, двуокись кремния, тальк, сухие пигменты и т. д.

Для уменьшения «ползучести» клея (например, эпоксидного) в него могут быть введены желатинизирующие добавки (например, 2-10% коллоидной двуокиси кремния).

Количество наполнителя, вводимого в термореактивные клеи и цианакрилаты, может достигать 50% и более без ущерба для их прочности, тогда как в растворах термопластов оно не должно превышать 10—15%, так как в противном случае клей может утратить клеящую способность.

Следует также подчеркнуть, что присутствие наполнителя в клеевых композициях, особенно при большой толщине клеевого шва, значительно улучшает их физико-механические характеристики — за счет уменьшения остаточных напряжений, а также нивелирования разницы в термических коэффициентах линейного расширения клеевого шва и каменного материала.

Технологические условия приготовления клея

В работе с клеями, имеющими ограниченную жизнеспособность, необходимо соблюдать следующие условия:

1. Температура воздуха и материалов должна быть не ниже 16 °С (и, желательно, не выше 22 °С).

2. Необходимые для загустения клеевой массы наполнители лучше смешивать со смолой до введения отвердителя и выдерживать сутки, до полного удаления воздушных пузырьков.

3. Нужное для работы количество клеевой смеси следует заранее рассчитать,

исходя из примерного расхода 2—2,5 г на 1 дм2 поверхности.

4. Посуду для приготовления клея лучше брать плоскую, с широким основанием — для более равномерного остывания разогревающейся в процессе полимеризации клеевой смеси. (Небольшие количества готовят на полиэтиленовой или фторопластовой пленке.)

Первоисточник: 
Реставрация скульптуры из камня. А.С. АНТОНЯН М., 2006
 
 
 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2017)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2017)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2017)


Есть ли у вас друзья реставраторы?

«Дружба — личные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи». (Дружба—Википедия)

«Знакомство — отношения между людьми, знающими друг друга». (Знакомство—Викисловарь)

Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.

ЕЖЕГОДНЫЙ КОНКУРС ЛУЧШИХ РАБОТ ВЕРНИСАЖА И ВЕБ-ПОРТФОЛИО

БИБЛИОТЕКА РЕСТАВРАТОРА

RSS Последние статьи в библиотеке реставратора.

НазваниеАвтор статьи
УЧЕБНИК РУССКОЙ ПАЛЕОГРАФИИ (1918) Щепкин В.Н.
МАТЕРИАЛЫ И ТЕХНИКА ВИЗАНТИЙСКОЙ РУКОПИСНОЙ КНИГИ Мокрецова И. П., Наумова М. М., Киреева В. Н., Добрынина Э. Н., Фонкич Б. Л.
О СИМВОЛИКЕ РУССКОЙ КРЕСТЬЯНСКОЙ ВЫШИВКИ АРХАИЧЕСКОГО ТИПА Амброз А.К.
МУЗЕЙНОЕ ХРАНЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ (1995) Девина Р.А., Бредняков А.Г., Душкина Л.И., Ребрикова Н.Л., Зайцева Г.А.
Современное использование древней технологии обжига керамических изделий Давыдов С.С.