ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Работайте с опытным наставником.
 

В настоящее время при реставрационных работах для крашения тканей из белковых волокон применяется натуральная кошениль -перуанская и араратская. В перуанской кошенили значительно больше красящего вещества, и она не содержит жиров, поэтому работать с ней проще и предпочтительнее, чем с араратской кошенилью.

Крашение перуанской кошенилью

Методика крашения перуанской кошенилью аналогична рецепту крашения растительными красителями. Как и большинство естественных красителей, краситель кошенили - карминовая кислота закрепляется на волокнах с помощью протрав в результате образования прочного "лака".

Малиновый цвет получают при хранении кошенилью по алюмокалиевой протраве. Более яркие, чистые оттенки этого цвета образуются при протравливают шелка хлоридом двухвалентного олова. Необходимо подчеркнуть, что кошениль очень чувствительна к солям железа и меди, а также к щелочам. В присутствии этих веществ окраска приобретает грязновато-синий оттенок. Как рекомендуется в старинных руководствах, при крашении следует избегать жесткой и ржавой воды и медной посуды. Кроме того, если рН воды для красильной ванны выше 6, то окраска также посинеет. Жесткую воду для крашения можно смягчить препаратом Трилон Б (0, 5 г на 1 л воды).

На 100 г шелка берут 15-20 г кошенили, растирают ее с водой в полужидкую массу, выливают в красильную ванну с водой, подогретой до 40°С. Модуль ванны равен 40. Для более полного перехода красителя на ткань можно добавлять в ванну муравьиную кислоту (3% от веса шелка). В хорошо размешанную красильную ванну погружают шелк, предварительно протравленный солями металлов, и медленно (в течение получаса) нагревают ее почтя до кипения; крашение осуществляют не менее 1 ч.

Крашение араратской кошенилью

Араратская кошениль содержит до 30% липидов, т. е. жироподобных веществ, которые, осаждаясь на окрашиваемой ткани, мешают процессу крашения. Поэтому перед крашением этил видом кошенили необходимо проводить ее обезжиривание. Для этой цели применяют традиционную методику1 извлечения липидов из источников животного происхождения смесью органических растворителей. Этому процессу посвящена первая часть настоящей методики.

Обезжиривание кошенили несколько усложняет ее применение, поскольку работа с органическими растворителями должна обязательно проводиться под тягой и требует дополнительной химической посуды. Однако предполагается, что в будущем станет возможным использование для реставрационных работ унифицированной кошенили, т. е. кошенили, освобожденной от липидов промышленным способом, так как естественные жировые соединения, равно как и естественные красители, являются ценнейшим сырьем в производстве продукции фармакологии и косметики.

Вторая часть методики посвящена непосредственно крашению. Крашение предварительно отваренного и протравленного в солях металлов шелка проводится по Методике крашения природными органическими красителями. Особенностью данного процесса крашения является то, что для получения более чистых и красивых оттенков в красильную ванну добавляют соли винной кислоты. Применение видного камня при крашении кошенилью известно из многих старинных рецептов.

Выкраски на шерсти и шелке, полученные при опытном крашении араратской кошенилью, проверены на светостойкость в соответствии; с ГОСТ 9733-61 - результаты достаточно высокие.

Подготовка кошенили. Кошениль предварительно высушивают в термошкафу при температуре 95°С в течение 2, 5 ч и затем обезжиривают. Для этого 100 г кошенили растирают в ступке с несколькими каплями дистиллированной воды и переносят в коническую колбу или широкую пробирку. Растертую кошениль заливают 200 мл смеси хлороформа и метанола (1:2 по объему). Емкость закрывают притертой пробкой, тщательно встряхивают в течение 10 мин. в дают отстояться. Затем сливают смесь растворителей с перешедшими в раствор жирами. Находящуюся на дне колбы кошениль заливают новой порцией смеси растворителей (150 мл) и все повторяют два раза. Освобожденную от липивдов кошениль отфильтровывают на воронке Бюхнера и высушивают под тягой при комнатной температуре.

Обработанная таким образом кошениль представляет собой сухой порошок темно-малинового цвета, который хранится в закрытой склянке и используется для крашения.

Крашение ткани водным экстрактом кошенили. Для приготовления красильной ванны используют умягченную воду, так как присутствие в воде ионов двух- или трехвалентного железа мешает крашению (придает ткани грязновато-синий оттенок).

Порошок кошенили помещают в шелковый мешочек, опускают в эмалированную или фарфоровую посуду, заливают дистиллированной водой и нагревают до кипения.

После кипения в течение 5 мин, в красильную ванну вносят заранее приготовленную и протравленную ткань (шелковый газ или шерсть). Крашение ведут в течение 20 мин, при 85-95°С и постоянном перемешивании.

Для получения окрасок средней интенсивности необходимо на 100 г шелка брать 150-200 г сухой кошенили при модуле ванны, равном 50. Для получения более чистых оттенков и лучшей "выбираемости" красителя в красильную ванну добавляют - кислую виннокалиевую соль в концентрации 10 г/л. После окончания крашения ткань отжимают, прополаскивают и высушивают на фильтровальной бумаге. (См. Приложение, табл. 13)

Требования и окраске. Ткань должна по цвету соответствовать окрашенному кошенилью образцу, предварительно выбранному по таблице выкрасок (см. Приложение). Нельзя допускать неровностей и пятен на ткани. Окрашивание должно быть светостойким.

Правила безопасности. Работу со смесью токсичных растворителей необходимо проводить под тягой. Реставратор обязан пользоваться всеми доступными средствами индивидуальной защиты: работать в халате и резиновых перчатках, тщательно мыть руки после окончания работы с растворителями. Загрязненные органические растворители необходимо сливать в специально предназначенную для этого стеклянную посуду, и если нет возможности регенерировать растворители, их следует выливать в сточную яму.

___________

1 Кейст М. Техника липидологии: Выделение, анализ и идентификация липидов. - М. , 1975.

Первоисточник: 
РЕСТАВРАЦИЯ ТКАНЕЙ. КРАШЕНИЕ ТЕКСТИЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ. Методические рекомендации. ВХНРЦ - М., 1990
 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2020)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2020)


Нужно ли делать сопроводительную документацию для объекта реставрации? (2020)


Всё процессы консервации и реставрации с момента поступления произведения и до его выхода, из мастерской в обязательном порядке документируются. Для этого художник-реставратор постоянно ведет дневник и паспорт. (Документация процессов консервации и реставрации)

Прикрепленный опрос: Ведёте ли вы реставрационный дневник?

Есть ли у вас друзья реставраторы? (2020)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2020)

«Дружба — личные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи». (Дружба—Википедия)

«Знакомство — отношения между людьми, знающими друг друга». (Знакомство—Викисловарь)

Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.