ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Вам в помощь представлены эксперты и мастера реставраторы.
 

1. Крашение растительными красителями

Для крашения тканей и пряжи красителями растительного происхождения используют водные экстракты корней, коры и наземных частей красильных растений. Экстракты готовят в фарфоровых стаканах или эмалированной посуде. Рассчитанное количество сухого растения помещают в тканевые мешочки и, залив водой, оставляют на 12 ч (обычно на ночь). Затем доливают некоторое количество воды, ставят на плитку и, постепенно нагревая, доводят до кипения (но не кипятят) и в этих условиях выдерживают под крышкой около 2 ч. Полученный отвар сливают в посуду для крашения (тоже обязательно эмалированную или фарфоровую), доводят объем отвара до рассчитанного и приступают к крашению ткани. Если для крашения применяют готовые экстракты в виде растворов, концентратов или таблеток, то их растворяют в нужном количестве горячей воды и сразу применяют для крашения (таблетки предварительно освобождают от карамелевых облаток растворением в горячей воде).

В полученный раствор помещают предварительно смоченную, подготовленную к крашению ткань (отваренную, освобожденную от аппрета и шлихты, если нужно отбеленную). Крашение производят при постоянном помешивании ткани, обязательно деревянной или стеклянной палочкой в течение 40-60 мин. (в зависимости от количества окрашиваемой ткани) при температуре 90-95°С и модуле ванны М = 50. Модуль ванны показывает соотношение объема красильного раствора и веса окрашиваемой ткани. Модуль, равный 50, соответствует оптимальным условиям крашения, когда ткань полностью погружается в раствор и легко перемешивается, при этом краситель выбирается наиболее полно. После окрашивания ткань вынимают, дают слегка подсохнуть и тщательно прополаскивают в воде.

Следующим этапом крашения является протравливание. Правда, теоретически возможны три способа протравливания: после крашения, перед крашением и одновременно с крашением однованновым способом. На практике предпочитают пользоваться первым способом, так как он дает больше возможностей в подборе протрав для получения наиболее близкого к подлиннику цвета окрашиваемой ткани.

Протравливание представляет собой процесс погружения ткачи обычно в 1%-ный раствор соли металла при температуре раствора не выше 60°С в течение 20 мин при М = 30 и постоянном перемешивании. После протравливания ткань тщательно промывают и высушивают.

Традиционные протравы

Глиноземная протрава, содержащая алюминий. Для шерсти и для шелка можно пользоваться солью Аl2(SO4)3, алюмокалиевыми и алюмоаммониевыми квасцами.

При крашении хлопка необходимо к раствору протравы добавлять раствор соды (до образования нерастворяющегося осадка) для получения основных квасцов.

Железные протравы. Желтая кровяная соль К4[Fe(CN)6] окрашивает хлопок в синий, а шелк - в черный цвет. В качестве протрав применяют свежеприготовленные 0, 05%-ные растворы железного купороса FeSO4*7H2O, сульфата железа (III) Fе2(SO4)3 и железоаммониевых квасцов.

Хромовые протравы. Для хромовой протравы необходимо дополнительное закрепление прибавлением к раствору соли небольшого количества серной кислоты или винного камня.

Для хлопка применяют предварительное протравливание хромовыми квасцами (20%-ный раствор) с запариванием и обработкой раствором соды при 70°С. Затем промывают и окрашивают.

Оловянные протравы. Хлорид двухвалентного олова SnCl2 служит в основном для закрепления кошенили. В небольшом количестве воды соль растворяется, образуя прозрачный раствор, однако при разбавлении происходит помутнение вследствие образования нерастворимой основной соли олова Sn(HO)Cl. При окрашивании шерсти вместе с солью вносят небольшое количество органической кислоты: щавелевой, молочной, виннокаменной. Добавка кислоты не должна превышать 4-6% от веса шерсти.

Хлорид четырехвалентного олова SnCl4 применяют для утяжеления шелка при крашении его в светлые тона, привес составляет до 80%. (Представляет исторический интерес.)

Марганцовая протрава. Применяют только хлорид марганца MnCl2*H2O для окрашивания хлопка в цвет бистр. (Представляет исторический интерес.)

Медные и цинковые протравы. Купоросы медный CuSО4*5Н2О и цинковый ZnSO4*7H2O применяют для закрепления окрасок на персти и шелке.

Таниновая протрава. Ткань погружают в раствор танина (экстракт чернильных орешков, кашу, шмаха и т. д.), затем окрашивают красильным раствором.

Приготовление отвара и крашение

Ниже приводятся способы приготовления отваров и крашения тканей из натуральных волокон красителями растительного происхождения в разнообразные оттенки средней интенсивности. Выкраски приведены в таблицах (см. Приложение).

Крашение корой дуба, корой крушины. соплодиями ольхи. Крашение тканей проводят при температуре 90°С в течение 15 мин для шелка, 20 мин. для хлопка и 30 мин для шерсти водным экстрактом коры дуба (крушины, ольховых соплодий). Экстракт получают вывариванием 200 г коры в 2 л воды в течение 2 ч при 85-90°С, причем кору предварительно замачивают в холодной воде на 12 ч. После крашения ткань протравливают в 1%-ных растворах солей металлов (0, 1%-ных растворах солей железа) в течение 30 мин при 80°С, после чего тщательно промывают. (См. Приложение, табл. 1-3.)

Крашение пижмой, багульником, ромашкой, зверобоем. жостером. Все операции подготовки экстракта и крашения аналогичны описанным в предыдущем случае. Водный экстракт получен вывариванием 150 г растения в 1 л воды. (См. Приложение, табл. 4-7.)

Крашение травой хвоща, крапивой, чередой. Все операции подготовки и крашения аналогичны описанным в предыдущих случаях. Водный экстракт получен вывариванием 200 г травы в 1, 5 л воды. (См. Приложение, табл. 8, 9.)

Крашение экстрактом марены. Все операции подготовки и крашения аналогичны описанным в предыдущих случаях. Раствор для крашения получен растворением 9 г экстракта (18 таблеток) в 1, 5 л воды. (См. Приложение, табл. 10.)

Крашение коркой граната. Все операции подготовки и окрашивания аналогичны описанным в предыдущих случаях. Отвар получен вывариванием 260 г корок граната в 1, 5 л воды. (См. Приложение, табл. 11.)

Окрашивание скорлупой грецкого ореха. Все операции подготовки и окрашивания аналогичны описанным в предыдущих случаях. Отвар получен вывариванием 55 г скорлупы грецкого ореха в 1, 5 л воды. (См. Приложение, табл. 12.)

Первоисточник: 
РЕСТАВРАЦИЯ ТКАНЕЙ. КРАШЕНИЕ ТЕКСТИЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ. Методические рекомендации. ВХНРЦ - М., 1990
 
 
 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2018)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)

«Дружба — личные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи». (Дружба—Википедия)

«Знакомство — отношения между людьми, знающими друг друга». (Знакомство—Викисловарь)

ЕЖЕГОДНЫЙ КОНКУРС ЛУЧШИХ РАБОТ ВЕРНИСАЖА И ВЕБ-ПОРТФОЛИО
Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.