ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Обучайтесь под руководством опытного наставника.
 

Светостойкость - это устойчивость окрашенных волокон к действию света и свет и погоды, характеристика, определяющая наряду с другими свойствами продолжительность жизни текстильных материалов.

Вопрос о светостойкости реставрационных тканей, нитей и пряжи всегда стоит в центре внимания реставраторов, так как от этой характеристики окрашенных материалов зависит экспозиционный вед памятника.

Как оказалось, нет красителей какого-либо одного класса, которые бы полностью удовлетворяли требованиям, предъявляемым к ним для тонирования реставрационных тканей, а именно:

давали выкраски достаточно полной цветовой гамма; обладали высокими прочностными свойствам; окрашивали натуральные волокна всех видов; были просты в применении.

Поэтому для подбора красителей с нужными свойствами в течение ряда лет проводились изучение и апробация красителей разных классов с учетом практической возможности приобретения импортных красителей реставраторами периферийных музеев.

По величине светостойкости в порядке ее убывания изученные красители можно расположить в следующем порядке:

1. Кислотные металлсодержащие (окрашивают шерсть, шелк), светостойкость 6-7 баллов;

2. Кубозоли (окрашивают шелк, хлопок, лен), светостойкость 5-6 баллов;

3. Естественные органические красители (окрашивают шерсть, шелк, очень слабо хлопок), светостойкость 2-6 баллов;

4. Прямые светостойкие (окрашивают шерсть, шелк, хлопок, лек), светостойкость 4-5 баллов;

5. Искусственное индиго, индиго с тонировкой растительными красителями (окрашивают шелк, хлопок, лен), светостойкость 1-3, 5 баллов.

Светостойкость определяется количественно, с применением cиней шкалы международных стандартов по восьмибалльной системе, где:

1 баллу соответствует очень низкая светостойкость

2 баллам - низкая

3 баллам - удовлетворительная

4 баллам - довольно хорошая

5 баллам - хорошая

6 баллам - очень хорошая

7 баллам - отличная

8 баллам - выдающаяся светостойкость

Светостойкими считаются выкраски, превосходящие 4 балла.

Для характеристики времени светостарения окрасок используют количество поглощенной солнечной энергии. Красители разрушаются под действием видимой части спектра и небольшой части излучения в ультрафиолетовой (УФ) области, волокно же как полимер разрушается под действием лучей различных областей УФ-излучения. Как правило, краситель разрушается быстрее, чем волокно.

Эталоны для определения светостойкости представляют собой образцы шерстяной ткани, окрашенные различными красителями. Светостойкость синих эталонов нарастает в геометрической прогрессии, знаменатель которой равен 2. Это значит, что энергия, необходимая для выцветания каждого эталона, возрастает от первого ко второму, от второго к третьему и т. д. , в 2 раза.

В СССР существуют стандарты 9733-61 и ГОСТ 10761-75, ГОСТ 10793-64 для определения светостойкости окрашенных тканей, составленные согласно рекомендациям Международной организации по стандартизации (ISO). Светостойкость определяется по ГОСТ методом облучения солнечным светом или на приборах типа ксенотест.

Светостойкость синтетических красителей в интенсивности стандартного тона для окрашиваемых волокон всех типов можно определить по промышленным каталогам. Однако реставраторы чаще пользуются не одним красителем, а смесями нескольких красителей. Рекомендуется использовать смесь, содержащую не более трех красителей. Как правило, светостойкость такой выкраски на 1-1, 5 балла меньше, чем у выкраски входящим в эту смесь красителем с наименьшей светостойкостью. Эту закономерность необходимо учитывать при работе. Кроме этого, необходимо помнить, что недопустимо смешивать красители разных классов, так как это также ведет к резкому снижению светостойкости и изменению оттенка окрашенных тканей.

О природных красителях в среде реставраторов бытует мнение как об очень светостойких, несмотря на наблюдения самих же реставраторов о степени выцветания древних тканей, определяемой, например, при снятии подкладки и сравниваний цвета ткани на лицевой и изнаночной стороне или после снятия каких-либо поздних наслоений. К бесспорно светостойким красителям древности можно отнести всего несколько красителей, таких как пурпур, ализарин, резеда. Большинстве же растительных красителей древности обладало средней светостойкостью, а "деревянные краски", получаемые из красильных тропических деревьев, и красители из цветков, не закрепляющиеся на волокне, имели крайне низкую светостойкость.

Натуральное индиго характеризуется средней светостойкостью. Шелка, окрашенные индиго, выцветают достаточно сильно, с появлением оттенков зеленого цвета. Целлюлозные ткани, окрашенные индиго, более светостойки, чем шелк. Зеленые красители, получаемые ранее с помощью индиго и растительных желтых протравных красителей, выцветают с изменением оттенка в голубую сторону на шерсти ("голубая болезнь" гобеленов). Шелк же может приобретать более желтоватые оттенки.

В секторе реставрации тканей ВХНРЦ были проведены испытания на светостойкость более 650 образцов шерсти, шелка и хлопка, окрашенных вышеназванными красителями, при использовании инсоляции солнечным светом. Наибольший интерес представляли выкраски, полученные при крашении естественными красителями, а также смесями синтетических красителей для получения сложных тонов.

Первоисточник: 
РЕСТАВРАЦИЯ ТКАНЕЙ. КРАШЕНИЕ ТЕКСТИЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ. Методические рекомендации. ВХНРЦ - М., 1990
 
 
 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2018)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)

«Дружба — личные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи». (Дружба—Википедия)

«Знакомство — отношения между людьми, знающими друг друга». (Знакомство—Викисловарь)

ЕЖЕГОДНЫЙ КОНКУРС ЛУЧШИХ РАБОТ ВЕРНИСАЖА И ВЕБ-ПОРТФОЛИО
Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.