ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на форуме.
 

1. Реставрационные ткани

Уже в начальный период развития реставрации музейного текстиля в нашей стране наряду с основными принципами проведения реставрации были выработаны требования к вновь вводимым в памятник вспомогательным тканям. Основными требованиями были следующие:

а) применять ткани только из натуральных волокон;

б) не использовать древние ткани из вспомогательного фонда, чтобы не вызвать искажения памятника в будущих исследованиях;

в) при необходимости введения нового фона в древнерусское шитье использовать льняное полотно суровое или окрашенное в синий "индиговый" цвет (крашенину);

г) для дублирования приманить хлопчатобумажный тюль, окрашенный в условный тон;

д) не пытаться приблизить условный тон реставрационной ткани к цвету подлинника.

Тонирование тюля проводили некоторыми солями металлов, например солью Мора (NH4)2SO4*FeSO4*6Н2О для получения голубоватых оттенков и бихроматом калия K2Cr2O7 для получения оттенков желтого цвета. Из растительных красителей применяли кору дуба, дающую оттенки бежевого цвета. Позднее стали применять искусственные (анилиновые) красители для домашнего крашения.

В настоящее время отношение к возможному выбору вспомогательных тканей и их цвету значительно изменилось. Реставраторы, сохраняя условность вновь вводимых в памятник тканей и не допуская имитации подлинных тканей (в соответствии с принципами реставрации), стремятся работать с современными тканями, близкими к подлинным по составу волокна, толщине и цвету, что делает эстетическое восприятие памятника более целостным.

Традиционно используются ткани только из натуральных волокон животного и растительного происхождения. Условность реставрационных тканей обуславливается их полотняным переплетением.

Для дублирования и восполнения утрат, а также для подведения реставрационного фона применяются следующие натуральные шелковые ткани: тонкий газ (арт. 1509, шир. 85 см; арт. 15002, шир. 90 см); газ шифон (плотный газ) (арт. 1500, 15001, 1510, шир. 110 см); эксцельсиор (арт. 15006, шир. 95 см); специальное полотно (арт. 16003, шир. 95 см); фуляр (арт. 12028, шир. 100 см); туаль (арт. 12005, шир. 80 см); шелк "Заря" (арт. 12005, шир.

140 см): полотно (арт. 12002, шир. 80 см); эксцельсиор суровый (арт. 15006, шир. 95 см).

Из шерстяных тканей применяются несколько видов флагтуха, отличающихся толщиной и плотностью.

Ассортимент тонких хлопчатобумажных тканей, помимо традиционно применяющихся тюля (арт. 8713, шир. 71), батиста (арт. 1503, шир. 80), маркизета (арт. 1465, шир. 80), расширен такими современными тканями, как маль-маль (арт. 331, шир. 125 см; арт. 305, шир. 80 см); вуаль восточная (арт. 1425, шир. 100); чалма отбеленная (арт. 332, шир. 125); миткаль Т-2 (арт. 6952, шир. 103); мадаполам (арт. 351, шир. 80).

В число применяемых целлюлозных тканей входах также льняное полотно разной зернистости (арт. 09132, 0913, 09154, 09173). Следует иметь в виду, что выпуск чистого льняного полотна, такого как равентух полубелый (арт. 13108), постоянно сокращается, уступая место льну с добавлением лавсана (микродобавки -до 8% и основные добавки - до 33%). Ткани с лавсаном отличаются рядом нежелательных свойств: они плохо смачиваются и окрашиваются, накапливают статическое электричество, что ведет к увеличению загрязненности ткани и т. д. По указанной причине ткани с лавсаном, а также другие ткани, в состав которых входят искусственные волокна, в реставрации применять не рекомендуется.

2. Современные красители для реставрационных тканей

Для окрашивания вспомогательных тканей, нитей и пряжи применяют природные и искусственные (синтетические) органические красители, причем природные красители благодаря разнообразию оттенков, простоте методов крашения и достаточно хорошим прочностным свойствам сохраняют преимущественное значение.

Большинство описанных выше красильных растений перестали культивировать на рубеже XX века. Только немногие из них сохранились до наших дней благодаря тому, что используются как лекарственные растения; среди них марена красильная, крушина, дуб, барбарис, калган. Следует отметить, что подавляющее большинство дикорастущих растений содержит в своих наземных частях и корнях красящие вещества обычно в незначительных количествах. Поэтому во все времена люди применяли для домашнего крашения ту траву и растения, которые окружала их, и получали с их помощью неяркие, но довольно стойкие окраски желтого, бежевого, серого, коричневого и черного цветов. В народном крашении использовали также ягоды, листья и цветы, однако обычно это были легко выцветающие и линяющие ткани.

В реставрационной практике для окрашивания тканей нашли применение растительные препараты, используемые в медицине как лекарственные средства и продающиеся в аптеках (т. е. общедоступные): кора дуба, кора и ягоды (жостер) крушины, корень калгана (лапчатка), корень барбариса, экстракт марены, ольховые шишки, зверобой, ромашка, пижма, багульник. Можно использовать и сухую корку граната, скорлупу грецких орехов, луковую шелуху, а такке высушенную траву хвоща, базилика, крапивы, конского щавеля и т. д.

Методика крашения природными органическими красителями, получаемыми из растительного сырья, в значительной степени воспроизводит рецепты окрашивания тканей и пряжи, приводимые в специальной литературе XIX-начала XX века (см. список литературы в конце раздела I). Однако в настоящее время методики существенно упростились, поскольку стало возможным использовать химически чистые соединения, например соли металлов в качестве протрав. Природные органические красители получают в виде водных экстрактов путем вываривания плодов, коры, корней, надземных частей различных растений.

Почти все природные красители относятся к протравным. Они закрепляются, на волокне солями металлов, образуя прочные нерастворимые окрашенные соединения - цветные "лаки". Образование комплексных соединений типа волокно-катион металла-краситель обусловливается наличием определенных функциональных групп как в молекулах красителей, так и в молекулах текстильных волокон (и целлюлозных, и банковых). Цвет окраски зависят не только от красителя, но и от катиона металла. Технология протравливания тканей будет приведена ниже, здесь же необходимо отметить следующее:

- традиционными протравами являются оксид алюминия, алюмокалиевые квасцы, хлориды двух- и четырехвалентного олова, сульфат цинка, сульфат меди, бихромат калия, хромокалиевые квасцы, сульфат железа, железоаммониевые квасцы;

- на тканях протравы должны осаждаться в виде основной соли или оксида металла;

- протравы не должны оказывать разрушающего действия на волокно.

Протравливание можно проводить до, во время к после окрашивания ткани, это не влияет на прочность окраска.

Растительными красителями окрашиваются ткани из белковых и целлюлозных волокон. При этом шелк и шерсть окрашиваются в интенсивные тона, а лен и хлопок - слабо. Мы предлагаем одну и ту же технологию крашения всех видов волокон: выдерживание ткани в красильном растворе с последующим закреплением в 1%-ном растворе протравы. Для получения сложных оттенков можно использовать как смеси протрав, так и смеси красителей.

Как уже говорилось, в реставрационной практике нашли применение и синтетические органические красители в основном для получения оттенков красного, синего и зеленого цветов, а также для интенсивного окрашивания целлюлозных тканей.

Были опробованы красители класса кубовых и их растворимые производные - кубозоли. (Методики крашения тканей индиго и кубозолями приводятся ниже)

Однако многолетний опыт работы сектора реставрации тканей ВХНРЦ и практика группового стажирования реставраторов из разных музеев свидетельствуют, что кубовые красители не пользуются популярностью из-за сравнительно слоеной технологии нанесения их на ткань.

В настоящее время все большее применение находят красители прямые светопрочные, кислотные и комплексные металлсодержащие.

Прямые, или субстантивные. красители в большинстве своем относятся к классу азокрасителей и являются растворимыми натриевыми солями сульфокислот или карбоновых кислот. Прямые красители обладают так называемой субстантивностью - способностью переходить из раствора на волокно и фиксироваться на нем. Крашение проводят из нейтральной ванны в присутствии электролита (глауберовой ила поваренной соли). Достоинством прямых красителей является простота применения, способность окрашивать целлюлозные и белковые волокна, широкая цветовая гамма получаемых оттенков. С помощью прямых красителей можно получать выкраски близкие к древнему кармину, ализарину, зеленому цвету "майской зелени". Смеси прямых красителей дают на льне и хлопке цветовую гамму растительных красителей средней и высокой интенсивности, что невозможно при окрашивании самими растительными красителями. Ткани, окрашенные прямыми красителями, обладают способностью отражать инфракрасные лучи.

К недостаткам прямых красителей относятся их невысокие прочностные характеристики к свету и водным обработкам. Неустойчивую окраску можно закрепить солями меди (такие красители имеют маркировку У — упрочняемая окраска); упрочнение окраски увеличивает светостойкость до 5 баллов (по восьмибалльной системе), но приводит зачастую к изменению оттенков. В реставрации тканей применяют обычно прямые красители, имеющие в своем названии слово "светопрочные" (это означает, что светостойкость окраски достигает 4 и более баллов). В реставрационной практике находят применение как отечественные, так и зарубежные прямые светопрочные красители. В ГДР они называются саламины, в ПР - гелионы, в ЧСФР - сатурны. Все они являются аналогами красителей, выпускаемых в нашей стране.

Кислотные красители представляют собой растворимые в воде со ли органических сульфокислот или карбоновых кислот. В водных растворах кислотные красители диссоциируют с образованием окрашенных ионов. Кислотные красители окрашивают белковые волокна из водного раствора в присутствии кислоты. Краситель вступает в реакцию солеобразования с аминогруппами этих волокон и удерживается на них в результате образования химических связей. Целлюлозные волокна не окрашиваются кислотными красителями, так как не обладают сродством к ним.

С помощью кислотных красителей можно получить яркую окраску и оттенки всех цветов; как правило, окраски устойчивы к свету и мокрым обработкам.

Металлсодержащие красители по методу применения аналогичны кислотным, но значительно превосходят их по прочности получаемых окрасок. Металлсодержащие красители являются хромовыми или кобальтовыми комплексами красителей с соотношением металл:краситель 1:1 и 1:2.

Красители состава 1:2 более светостойки, чем красители состава 1:1. Эти красители производства ГДР, имеющие название вофоланы (в ПР - польфоланы, в ЧСФР - осталаны), впервые нашли применение для окрашивания реставрационных тканей в Литовском реставрационном центра им. Гудинаса.

При выборе того или иного красителя следует руководствоваться промышленными каталогами красителей разных классов, обращая особое внимание на прочностные характеристики (стойкость к свету, трению, мокрым обработкам). Это более грамотный подход к выбору красителем, нежели использование для реставрационных целей покупных средств для домашнего крашения. (Рекомендуемые нами красители отобраны из каталогов, выпускаемых НИОПИКом.)

Необходимо заметить, что применять синтетические красители следует только в тех случаях, когда ткань невозможно окрасить в нужный цвет с помощью природных красителей. Реставратор должен соблюдать особую осторожность, составляя смеси красителей для получения сложных оттенков. Не следует применять смеси, содержащие более трех красителей, и ни в коем случае нельзя смешивать красителя разных классов (например, растительные и прямые, прямые и кислотные, и т. д.). Это часто ведет к резкому снижению светопрочности и изменению оттенка выкраски, и может оказаться, что при экспонировании на свету неправильно окрашенная дублировочная ткань через некоторое время резко изменит цвет и исказит памятник.

В заключение следует отметить, что в настоящее время реставраторы владеют достаточным запасом прочных органических красителей для выполнения и простых и сложных тонировок, причем число новых синтетических красителей ежегодно увеличивается, что способствует пополнению ассортимента красителем, применяемых в реставрации тканей.

Список литературы

1. Садов Ф. И.. Корчагин М. В. , Матецкии А. И. Химическая технология волокнистых материалов. - М. , 1966.

2. Бородкин В. Ф. Химия красителей. - М. , 1981.

3. Химия синтетических красителей. - Том IV /Под ред. К. Венкатарамана. - Л. , 1975.

4. ГраусманP. M. Химические материалы, красители и моющие средства. - М. , 1985.

Первоисточник: 
РЕСТАВРАЦИЯ ТКАНЕЙ. КРАШЕНИЕ ТЕКСТИЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ. Методические рекомендации. ВХНРЦ - М., 1990
 
 
 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2018)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)

«Дружба — личные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи». (Дружба—Википедия)

«Знакомство — отношения между людьми, знающими друг друга». (Знакомство—Викисловарь)

ЕЖЕГОДНЫЙ КОНКУРС ЛУЧШИХ РАБОТ ВЕРНИСАЖА И ВЕБ-ПОРТФОЛИО
Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.