ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Вам в помощь представлены эксперты и мастера реставраторы.
 

Известно, что кислород, находящийся в воздухе, свет и тепло являются основными причинами изменения поверхности янтаря: она окисляется, темнеет, возникают кракелюры, которые со временем увеличиваются, янтарь становится хрупким и непрозрачным

Проблемам консервации янтаря, как изделиям, так и сырью должного внимания в настоящее время не уделяется. Старый способ польских сборщиков янтаря - хранение его в бочках с морской водой - не приемлем в отношение художественных произведений XVII - XVIII веков из-за разнообразия применяемых в них материалов: дерева, кости, ткани, металла и различных клеев5.

Приобретенные повреждения.

За время своего бытования янтарные произведения приобретают различные повреждения. Из числа причин, их вызывающих, главными являются:
- естественное окисление поверхности янтаря,
- неквалифицированная реставрация (покрытие лаками, применение несоответствующих клеев ),
- первоначальные просчёты изготовителей в конструировании деревянных и металлических каркасов.

Процессы естественного окисления поверхности янтаря являются необратимыми и, в зависимости от характера экспонирования или хранения, могут протекать с различной скоростью и интенсивностью. Известен случай, когда янтарное изделие (ларец) находилось близко от окна и на него попадал прямой солнечный свет. Через несколько лет произошло резкое изменение цвета крышки и двух боковых сторон. Поверхность янтаря пожухла, потеряла блеск и стала буровато-зелёной. Убрать этот дефект удалось только после длительной реставрации.

При благоприятных условиях процессы разрушения поверхности ослабевают и замедляются. Однако и в режиме оптимального музейного хранения идёт естественный процесс старения. Теряется блеск, цвет камней темнеет. Надо отдать должное мастерам прошлого времени - они обладали опытом и знанием того, как будет изменяться цвет янтаря по прошествии длительного времени. Тем не менее, глядя на плоский набор шкатулок, где чётко прослеживается не только композиционное, но и цветовое решение, невольно задаёшься вопросом: старые мастера знали, как изменится цвет янтаря по прошествии длительного времени или подкрашивали его?

Исчерпывающий ответ на этот вопрос сегодня получить невозможно. В публикациях и архивных данных есть многочисленные косвенные указания на то, что мастера 17-18 веков окрашивали янтарь, но рецептуры красителей нигде не приводятся6.

Исследования на наличие в поверхностном слое янтарных изделий XVII- XVIII веков органических красителей, проведенные в 1984 году в ленинградской криминалистической лаборатории судебной экспертизы не смогли дать определенного ответа, так как в исследуемых образцах с годами произошла диффузия и большие структурные изменения.

Одной из самых распространенных причин, вызывающих ускоренное разрушение поверхностного слоя произведений 17-18 веков являются лаковые покрытия, нанесённые во время предыдущих реставраций. Этой участи не избежала ни часть произведений, хранящихся в собрании Государственного Эрмитажа, ни янтарные сокровища из Оружейной Палаты Московского Кремля и ГМЗ "Царское Село" в г. Пушкине. Как отмечают известные польские специалисты Веслав Герловский и Барбара Церанкевич, часть произведений из янтаря, хранящихся в музеях европейских стран, также ранее была покрыта лаком. Делалось это по двум причинам. Первая из них выяснилась достаточно давно. Уже в XVIII веке в энциклопедическом словаре Цинке7 сообщалось, что янтарных дел мастера при изготовлении резных и сложно-орнаментальных композиций в конце работы не полировали, а лакировали изделия. Объясняется это тем, что отполировать мелкий рельеф или сложную объёмную скульптурную группу традиционным механическим способом с помощью мела и тканевых (льняных или бязевых) материалов очень трудно. Это долго по времени, кроме того возникает риск "замылить" резьбу, т.е. сполировать её. Поэтому окунанием или кистью наносился тончайший слой прозрачного золотистого лака, который, с одной стороны, заменял процесс полировки, а с другой - придавал изделию привычный для восприятия золотистый медовый цвет. Хорошо, если лак, изготовленный из янтарной крошки, был эластичным и светостойким, - тогда многие десятилетия поверхность изделий сохранялась в хорошем состоянии, но если лак не соответствовал повышенным требованиям, то вскорости он усыхал, отрицательно воздействовал своими составляющими на янтарь, обессушивал его, трескался вместе с ним и естественным образом загрязнялся, что ускоряло процесс старения янтаря. Поверхность изделий становилась матовой, а рельеф на прозрачных пластинках с резьбой (инталиях) не просматривался.

При неквалифицированной реставрации лак применяют вплоть до наших дней.

Вторым часто встречающимся приобретённым повреждением при неквалифицированной реставрации являются металлические штифты, которые ставятся взамен сломанных янтарных.

С течением времени в результате подсоса мигрирующей влаги, некоторых присутствующих в воздухе водорастворимых солей, например, хлоридов или сульфатов,штифты окисляются, увеличиваются в объёме и повреждают янтарь.

Кроме вышеперечисленных причин серьёзные повреждения янтарному убранству изделий могут принести просчёты в конструкции несущих деревянных и металлических каркасов. Янтарные мастера 17-18 веков при создании своих изделий в основу часто брали изделия из серебра того времени. Примером этому может служить замечательный по качеству исполнения кубок с крышкой (Инв № Э 6282). Естественно, серебряный кубок, ставший прототипом янтарному, имеет большую механическую прочность, а при реставрации янтарного кубка возникла необходимость заменить сломанный элемент в тонком месте перехода ножки в основание и укрепить конструкцию.

Подобные этим проблемы возникали и при реставрации янтарных шахмат (Инв №. Э 17657), когда выяснялось, что элементы ножек шахматных фигур вследствие разломов были соединены стальными и латунными штифтами. В настоящее время они заменены на кость мамонта.

Серьёзные просчеты встречаются и в деревянных конструкциях конца 17 - 18 веков, являющихся основой для облицовки янтарем самых разных изделий, начиная от маленьких шкатулок и заканчивая двухметровыми шкафами (г. Дрезден) или многометровыми панелями Янтарной комнаты. Как правило, подобные конструкции требуют усиления каркаса, что не всегда возможно.

Снятие позднейших реставрационных покрытий.

 В общих чертах процесс реставрации состоит из следующих этапов;
- составление постадийного плана и разработка методик;
- детальная фотофиксация;
- разборка изделия - полная или частичная;
- очистка поверхности от загрязнений и снятие позднейших реставрационных покрытий;
- склейка фрагментов;
- воссоздание недостающих элементов и соединений;
- сборка произведения и консервация его поверхности.

Остановимся на некоторых из этих этапов.

Процесс очистки поверхности от загрязнений и позднейших лаковых покрытий - является одним из самых сложных и кропотливых.

Как отмечалось ранее, янтарные изделия часто покрывались лаком с целью подновления. В отдельных случаях для снятия лакового покрытия можно использовать бязевые или марлевые тампоны, увлажнённые спиртом, но здесь возникает опасность частичного растворения пограничного с лаком поверхностного деструктированного слоя янтаря. Поэтому сначала необходимо сделать небольшой пробник и, в случае сомнения или отсутствия опыта не использовать данный метод, так как подобным образом можно смыть, уничтожить и "авторский слой". Тогда поверхность перестает быть гладкой и превращается в глубокую сетку кракелюр.

Одним из наиболее щадящих способов очистки поверхности янтаря от деструктированного лака является постепенная, поэтапная обработка элементов изделия дистиллированной водой. Лаковая пленка начинает пересыхать, шелушиться и отслаиваться, но процесс этот также требует опыта и необходимых навыков.

Наиболее эффективным средством для очистки поверхности является янтарное масло. Оно одновременно чистит и закрепляет кракелированные участки янтаря. Благодаря осмолению в прозрачную пленку, оно пригодно в качестве клеящего вещества. Методика эта не нова, она была разработана и испытана немецкими и польскими реставраторами в 80-е годы ХХ столетия.

Клеевые материалы.

Следующим этапом реставрации является склейка фрагментов произведений из янтаря. Процесс склейки состоит из следующих операций:
- подготовка склеиваемых поверхностей, в том числе и удаление старых клеев и мастик.
- выбор клеящих материалов.
- нанесение клея и закрепление фрагментов на время отвердения.
- удаление излишков клея и мастиковка швов.

Практика работы с термореактивными и термопластичными клеями показала, что в случае применения термореактивных клеев, например, эпоксидной смолы холодного тверждения, избыточная прочность клеевого соединения может оказаться нежелательной, так как нередко возникающее при формировании клеевой пленки внутреннее напряжение способно привести к ее отслаиванию на границе с более мягким окислившимся янтарем.

Термопластичные клеи на основе поливинилацетата, полибутилметакрилата и поливинилбутираля имеют невысокую по отношению к янтарю адгезию, а органические растворители, входящие в состав клеевых растворов (спирт и ацетон) могут частично растворять деструктированный янтарь. В тех частных случаях, когда главным условием склейки должна быть высокая прочность, нашли применения цианакриловые клеи и их гели.

Еще при проведении исследований для воссоздания интерьера Янтарной комнаты объединением "Реставратор", одной из главных задач воссоздания было определение способа приклеивания янтаря к деревянной основе. Необходимо было найти оптимальный состав клея, который удовлетворял бы следующим требованиям:
- прочность и простота в обращении;
- долговременная устойчивость к деструкции;
- высокие адгезионные свойства по отношению к янтарю и деревянной основе;
- хорошая светостойкость;
- обратимость;
- химическая нейтральность и устойчивость к гниению;
- светлая окраска клеевого раствора.

Всем этим требованиям соответствовала воско-канифольная мастика, но рецепты, приводимые в различной литературе, в том числе и у Ферсмана, были ориентированы на твердый поделочный камень. В результате исследований был найден новый рецепт 8. Однако и у мастики имеются свои недостатки - это низкая прочность на излом и невысокая термоустойчивость.

Первоисточник: 
Реставрация и консервация произведений из янтаря XVII и XVIII веков. Журавлёв А.А.
 
 
 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2018)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)

«Дружба — личные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи». (Дружба—Википедия)

«Знакомство — отношения между людьми, знающими друг друга». (Знакомство—Викисловарь)

ЕЖЕГОДНЫЙ КОНКУРС ЛУЧШИХ РАБОТ ВЕРНИСАЖА И ВЕБ-ПОРТФОЛИО
Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.