ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Обращайтесь к экспертам и мастерам реставрации.
 

Исследователи миниатюрных сарматских зеркал разделяют их на два типа - с боковой ручкой, так называемые зеркала-подвески (тип 1) и зеркала с петелькой в центре диска (тип 2) (рис. 1 а, б). Зеркала первого типа появляются на рубеже нашей эры в обширной области расселения сарматских племен от степей Поволжья до различных районов Кавказа, Крыма и вплоть до Дуная. В Прикубанье с появлением сарматов производство зеркал указанного типа начинается в среде коренного населения этой области - меотов. Во II в. н.э. одновременно с зеркалами-подвесками начинают производить зеркальца с петелькой в центре, которые в IV в. н.э. полностью заменяют зеркала первого типа. Зеркала с петелькой в центре диска производят в течение всей сарматской эпохи, на Кавказе они встречаются и позже, вплоть до VIII—IX вв. н.э., в среде алан, потомков сарматов, а также в среде хазар [9, 1].


Рис. 1. Общий вид сарматских зеркал с боковым ушком (а) и с петелькой в центре диска (б). Зеркала найдены в кургане Чернышев (1-3), в могильниках Ясеновая Поляна и Колосовка (4-7) и на берегу Краснодарского водохранилища, аул Туайхабль (8-11).

Отличительной чертой зеркал рассматриваемых типов является их небольшой размер (чаще всего диаметр зеркал составляет 3.5-5 мм), а также состав - обычно они изготовлены из бронзы, содержащей значительное (20-28%) количество олова; иногда в качестве легирующей добавки появляется свинец (2-5%) [3]. Зеркала получены литьем в двустороннюю каменную или глиняную форму, одна из створок которой обычно содержит орнамент, другая - гладкая [2]. Количество олова определяет цвет зеркал: в интервале концентраций 20-23% олова зеркала золотисто-желтые, 24-28% - серо-стальные. Зеркала с боковым ушком, как правило, богаче оловом - в большинстве сплавов его концентрация составляет 28%; в зеркалах с петелькой в центре олова обычно меньше, в среднем, 23%. Высокооловянные зеркала обладают весьма высокой твердостью - 200-400 кГс/мм2по шкале Виккерса, сопоставимой с твердостью закаленной и отпущенной стали. Одновременно им присуща повышенная хрупкость, поэтому многие изделия находят во фрагментированном состоянии. Высокооловянные зеркала прекрасно полируются и отличаются повышенной коррозионной стойкостью по сравнению с бронзами, менее богатыми оловом. Свойства зеркал определяются их микроструктурой, зависящей от концентрации олова. Как показывает металлографическое исследование, бронзы, содержащие 20-23% олова, состоят из б-твердого раствора на основе меди, имеющего желтую окраску, и эвтектоида со сложным строением. Его основой является 5-фаза голубого цвета состава Cu31Sn8 (согласно современным данным, более точная формула Cu41Sn11), на фоне которой заметны мелкие желтые включения б-фазы (рис. 2). В сплавах с концентрацией 20% олова, 5-фаза имеет форму дендритов и занимает, примерно, половину поля зрения шлифа (рис. 2 а). В бронзах, содержащих больше олова (до 23%), количество б-фазы постепенно уменьшается, она приобретает форму игл, а количество эвтектоида увеличивается (рис. 2 б). Сплавы с 24-25% олова характеризуются мелкодисперсной микроструктурой, свойственной чисто эвтектоидным бронзам (рис. 2 в). В микроструктуре сплавов с концентрацией 26-28% олова наблюдаются эвтектоид и δ-фаза, которая располагается по границам зерен эвтектоида и имеет светлую окраску (рис. 2 г).


Рис. 2. Микроструктура высокооловянных зеркал, содержащих 20% олова (а), 23% олова (б), 25% олова (в), 28% олова (г), х 300

Поверхность многих зеркал после извлечения их из почвы часто покрыта тускло-серой или коричневой патиной, иногда - рыхлыми зелеными солями меди. Поверхность некоторых экземпляров, первоначально золотистая, становится серой или серебристой. В ряде случаев на поверхности образуется благородная патина глубокого черного цвета, обладающая стеклообразным блеском, внешний вид которой создает впечатление, будто патина получена искусственно (рис, 1).

Черные патины наблюдали на китайских зеркалах, датируемых широким временным интервалом от VIII в. до н.э. до V в. н.э. Зеркала относятся ко времени правления различных китайских династий, особенно они были распространены в эпоху Хань (206 г. до н.э. -220 г. н.э.), а начиная с династии Сонг (X-XIV вв.н.э.) они получили название Hei-Qi-Gu (древние, черные, блестящие) (Zhu и Не, 1993). Содержание олова в китайских зеркалах 20-28%, свинца 2-5%. Средний состав изделий эпохи Хань - 25% олова, 5% свинца, они отличаются красивым серебристым цветом [12]. Известны также римские зеркала с черной патиной (рис. 3 а, б), близкие по содержанию олова и свинца к китайским зеркальным бронзам [16]. Средний состав римских зеркал -23% олова и 7% свинца. Миниатюрные сарматские зеркала не повторяют в точности рецепт китайских и римских зеркальных бронз, часто они богаче оловом или не содержат свинца.

Римские и сарматские высокооловянные зеркала появляются одновременно в период начала функционирования Великого Шелкового пути. Это позволяет предположить, что мода на высокооловянные зеркала была заимствована из Китая [21].

Существуют археологические подтверждения знакомства сарматов с китайскими зеркалами, так как археологи иногда находят китайские зеркала в богатых сарматских погребениях. Полагают, что они попадали к сарматам несколькими путями: в результате ограбления царских или храмовых сокровищниц, в качестве даров, либо посредством торговли на сухопутной части Великого Шелкового пути [21].

В миниатюрных сарматских зеркалах китайское влияние прослеживается не только в рецептурной норме зеркальных сплавов, но и в орнаменте некоторых зеркал-подвесок, напоминающем китайские иероглифы, хотя сарматские зеркала изготовлены значительно более примитивно, чем высокохудожественные китайские изделия, и имеют существенно меньший диаметр [21, с. 149, рис. 4]. Как уже упоминалось выше, существует предположение о том, что блестящая черная патина китайских зеркал получена искусственно, с целью защитить зеркала от разрушения в почве, так как патина почти не чувствительна к коррозионному воздействию. Подобное патинирование могло бы быть очень важным, поскольку в древних обществах Азии и Европы зеркалам приписывалась особая охранительная функция. В частности, религиозно-мистические верования китайцев были связаны с представлением о зеркале, как об эффективном магическом средстве, отвращающем злых духов и вредные влияния [6].


Рис. 3. Общий вид римского зеркала с черной патиной и «бородавчатой» коррозией (а, б) и макроснимок участка с «бородавчатой» коррозией (в), х4. Зеркало хранится в Одесском археологическом музее

Рис. 4 а, б. Микроструктура поперечного сечения фрагмента 1 (зеркало 6, рис. 1), х 300 1 - бласть с черной патиной; 2 - область с преимущественной коррозией б-фазы; 3 - область «здорового» металла

Необычайная устойчивость черной патины против коррозии была продемонстрирована в опытах китайских исследователей [19, с. 56]. На поверхность найденных в Китае бронзовых зеркал, покрытых благородной патиной зеленого, серого и черного цветов, наносили несколько капель соляной кислоты. Кислота не действовала на черную патину, на поверхности зеленой и серой патины появлялись белые пятна. Лишь воздействие азотной кислоты на черную патину вызывало ее потускнение и появление небольших серых пятен. Если разрушение черной патины в почве все же происходит, то оно имеет локальный характер и проявляется в виде характерных небольших бугорков в форме пирамиды или конуса (так называемая «бородавчатая коррозия», часто виден спиралеобразный рост продуктов коррозии, рис. 3 а-в). В центре бугорков находится хлорид одновалентной меди - наиболее опасный продукт коррозии, вызывающий разрушение бронз. Сверху он «запечатан» зелеными солями меди, иногда окруженными вблизи вершины бугорка блестящей черной патиной. Основанием коррозионного бугорка является красная закись меди, часто смешанная с рыхлой, вторично восстановленной медью, а его разрушение открывает доступ влаги к хлористой меди и провоцирует коррозию бронзы.

Ряд исследователей придерживается той точки зрения, что глянцевая черная патина в процессе пребывания изделий в почве образуется вследствие коррозии. Возможно, это косвенно подтверждается надписями на китайских зеркалах, в которых никогда не упоминается об их патинировании. Наоборот, отмечается, что поверхность зеркала должна быть светлой и блестящей, о чем свидетельствует, например, следующая надпись на зеркале эпохи Хань: «Внутренняя сторона зеркала чистая, поэтому оно отражает свет. Его блеск напоминает луну и солнце» [7, с. 110, зеркало № 315]. На некоторых зеркалах имеется иероглиф, обозначающий «яркий свет».

Особое отношение к зеркалу было свойственно не только древним китайцам, но также и сарматам. В мужских и женских сарматских погребениях зеркала встречаются чаще, чем в погребениях любой другой культуры. Эти изделия явно имели охранительные свойства. В их орнаменте в виде лучей, расходящихся от центра и символизирующих солнце, по мнению историков, проявлялась не столько эстетическая, сколько магическая функция [10].

Перечисленные выше черты сходства китайских и сарматских зеркал (религиозно-магическая роль зеркал в древнем Китае и в среде сарматов, близкий состав их зеркальных бронз, появление этих бронз у сарматов в период их знакомства с китайскими экземплярами) как будто свидетельствуют о том, что черные блестящие патины на сарматских изделиях появились под влиянием китайской моды. Однако, возможно, подобное совпадение связано с общим характером почвенной коррозии высокооловянных бронз, который проявляется, когда схожи их составы, структуры и условия нахождения в почве.

Несмотря на диаметрально противоположные взгляды на происхождение благородной глянцевой черной патины, ее состав и структура имеют во всех находках следующие общие признаки, отраженные в публикациях, посвященных, в основном, китайским зеркальным бронзам, а также некоторым римским зеркалам и изделиям другого назначения [16, 19].

Черная патина, как рассмотрено выше, образуется преимущественно на литых высокооловянных зеркалах, содержащих 20-28% олова. Зеркальные бронзы с черной патиной часто отличаются значительной дисперсностью микроструктуры.

Металлографическое исследование поперечного сечения китайских и римских зеркал с черной патиной показало, что поверхностный слой этих изделий состоит из нескольких областей. Подобное же разделение мы наблюдали при изучении сарматских зеркал, поэтому в качестве иллюстрации этих областей мы приводим микроструктуру сарматского зеркала, содержащего 23% олова (рис. 4). Микроструктура выявляется на полированном шлифе или после его слабого травления.

Внешняя область (область 1) тусклая, имеет бурый цвет, пересечена трещинами, т.е. хрупкая. Это явно не металл, а соль или окисел, б-фаза и эвтектоид в ней не видны. В различных изделиях ширина ее колеблется от нескольких до 100 мкм (рис. 4). В поляризованном свете область 1 приобретает черную окраску.

Под ней расположена область 2, в которой б-фаза не желтая, как в здоровом металле, а темная. Она выявляется на нетравленом шлифе, что особенно четко видно в сплавах, содержащих 20-23% олова (рис. 4). Обычно такой вид б-фаза имеет в корродированных бронзах. Область 2 постепенно переходит в здоровый металл (область 3), где б-фаза не подвергалась «коррозионному» разрушению (рис. 4). Область с коррозией б-фазы может иметь ширину 20-80 мкм, а общая толщина измененного слоя иногда достигает 250 мкм. Границы областей не всегда прямолинейные, а имеют выступающие участки (рис. 4 а).

Изучение изменения состава поперечного сечения изделий с черной патиной методами микрорентгеноспектрального анализа выявило, что поверхностный слой чрезвычайно обогащен оловом, содержание которого в области 1 может доходить до 70%, и обеднен медью. По мере перехода в область здорового металла концентрация олова уменьшается и становится равной его среднему содержанию в сплаве. В поверхностном слое зеркал с черной патиной в областях 1 и 2 также обнаружена повышенная концентрация следующих элементов: железа, кремния, алюминия, фосфора и ряда других, которые не входят в состав бронзы и, скорее всего, привнесены из почвы. Черная патина китайских и римских зеркальных бронз часто обогащена свинцом, который является легирующей добавкой.

Методами рентгеноструктурного анализа установлено, что основным соединением, образующим черную патину, является двуокись олова SnO2, (касситерит), который имеет высокую коррозионную стойкость, чем и обусловлена прекрасная сохранность зеркал. Касситерит первоначально выделяется в гидратированной форме в виде чрезвычайно мелких плохо закристаллизованных частиц и представляет собой гель [17, с. 340]. Кроме двуокиси олова в поверхностной зоне наблюдали также линии д-фазы, линии б-фазы отсутствовали. Taube, King и Chase (1997) при электронно-микроскопическом исследовании черной патины китайского зеркала обнаружили, что разрушение б-фазы сопровождается образованием на ее месте сложного соединения Sn1-x(Cu,Fe.b,Si)x. Применение метода Ожеспектрокопии, позволяющего определить химический состав поверхностных слоев толщиной несколько нм, показало, что в черной патине на расстоянии десятых долей мкм от поверхности присутствует только двуокись олова [19].

Полагают, что окраска патины обусловлена примесью железа, которое придает двуокиси олова черный цвет, а ее блеск - присутствием кремния [20]. Как отмечалось выше, в составе корродированного слоя зеркал обнаружено повышенное содержание железа и кремния. Действительно, большинство исследователей природной окраски касситерита считают, что его черный цвет объясняется присутствием железа, входящего в решетку касситерита [5, с. 109]. Окраска природного касситерита может зависеть также от его стехиометрического состава, связанного с условиями роста кристаллов [5, с. 110]. Так, в работе Zhu и Не [19, с. 58, табл. 5.5] продемонстрировано, что и при отсутствии железа на поверхности некоторых зеркал образуется черная патина.

На основании приведенных выше данных доказать или опровергнуть существующие в настоящее время гипотезы о естественном или искусственном происхождении черной патины затруднительно. Процессы почвенной коррозии, связанные с ее образованием, можно воспроизвести и в лабораторных условиях. При воздействии на бронзу раствором щелочи и гелей удалось получить на поверхности бронзы тонкую пленку двуокиси олова [20, 1996]. Трудность объяснения причин возникновения черной патины связана также с тем, что во многих случаях исследователи не располагают сведениями о том, где и как были обнаружены находки, соприкасались ли они с почвой, каков ее состав, подвергались ли зеркала последующей обработке и т. п.

В этой связи для решения вопроса о происхождении черной патины представляется весьма полезным исследование сарматских зеркал, имеющих достаточно полную документацию о местонахождении и обработке.

Первоисточник: 
Художественное наследие. №21(51)РИО. ГосНИИР – М. 2004
 
 
 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2018)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)

«Дружба — личные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи». (Дружба—Википедия)

«Знакомство — отношения между людьми, знающими друг друга». (Знакомство—Викисловарь)

ЕЖЕГОДНЫЙ КОНКУРС ЛУЧШИХ РАБОТ ВЕРНИСАЖА И ВЕБ-ПОРТФОЛИО
Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.