ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы. Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
 

Кстати - Картинная живопись

Аватар пользователя Inform
225
points

Цитаты по реставрации картинной живописи со ссылкой на источник. Цель: Обозначение базовых акцентов по реставрации станковой масляной живописи. Изображения прямо или косвенно связаны с цитатой. Подписи к фотографиям появляются при наведении курсора мышки. Цитаты с высокой оценкой переходят в «Полезность».

Составители: Inform

Настройки просмотра комментариев

Выберите нужный метод показа комментариев и нажмите "Сохранить настройки".
97
points

Портрет Елизаветы Петровны. 1757. В. Эриксен

Первая половина XVIII столетия была для русских художников периодом до освоения новых принципов, идей и техники масляной живописи. Именно сложности этого освоения и затрудняли появление реставраторов из среды русских художников. Большинство русских живописцев, освоивших к середине XVIII века технику масляной живописи, еще не были знакомы с техникой реставрации. Но количество картин, ввозимых в Россию, из года в год возрастало. Появление европейских реставраторов в Петербурге в середине 18 века положило начало развитию реставрационного искусства в нашей стране.

99
points

Христос и блудница. Лукас Кранах Старший (1472–1553)

Началом реставрационной деятельности в России мы можем считать 1743 год, когда в Петербург прибыли по приглашению императрицы Елизаветы Петровны два художника: Георг Христофор Гроот и Лукас Конрад Пфандцельт (Фанцельдт). <…> Основная же работа по комплектованию коллекций и по их реставрации легла на плечи художника, Л. К. Пфандцельта. Он вступил на службу 1 декабря 1743 года «помощником живописи при мастере Грооте с тем, чтобы под его смотрением находившиеся во дворцах в С. П. Б., в селе Сарском и других местах картины починять и в хорошем состоянии содержать». Для истории русской реставрации имя Пфандцельта особенно знаменательно, ибо с ним связано не только появление первого реставратора, но и проведение первых сложных технических реставрационных операций. Наибольшую славу и известность принесла ему работа по переводу с дерева на медь картины Л Кранаха «Христос и блудница».

73
points

Химеры

Увлечение историческим правдоподобием приводит не только к сохранению самих памятников прошлого, но и к созданию новых, псевдоисторических подделок. Эта историко-романтическая концепция эстетики 19 века глубоко затрагивает и реставрацию. Наиболее полно ее выразил известный французский архитектор Э. Виоле-ле-Дюк (1814 — 1879). Касаясь реставрации архитектурной, он писал: «Под реставрацией мы понимаем консервацию того, что существует, и воспроизведение того, что явно существовало». «Реставрировать здание не значит его поддерживать, починить или переделать, это значит восстановить его во вполне законченном состоянии, которого, может быть, и не было никогда в определенный момент».

312
points

Набережная Невы у Академии художеств. 1835 - М.Н. Воробьев

Говоря о реставрации живописной, трудно еще заметить существенные изменения по сравнению с XVIII веком. Реставратор по части живописной продолжал оставаться «поновителем». «Кто может подделаться под колорит каждого мастера, тот способен быть реставратором». Этот тезис прекрасно отражает отношение к живописной реставрации в Европе на протяжении почти всего прошлого столетия. Как и в обзоре техники XVIII века, следует привести ряд рецептов для очистки живописи в первой половине XIX столетия. 1829 год. П. де Монтабер: спирт, скипидар, яичный желток и водка. 1857 год. Вольф: «Превращать лак в пыль, скобля его пальцем», намочить спиртом и губкой смывать водой. Из этого короткого обзора можно заметить, что в практике применялись все те же жесткие растворители, известные с XVIII века, но у большинства авторов проскальзывают постоянные предостережения против энергичных чисток. Видимо, к середине века последствия грубых расчисток начали вызывать смутное беспокойство художественной общественности.

102
points

Митрохин А.Ф. Портрет императора Павла I

Если вся реставрационная практика в Петербурге XVIII — начала XIX века использовала методику общеевропейской реставрации, то теперь, с разработкой собственных методов, а также обучения учеников, закладываются основы русской технической реставрации, которая становится фундаментом для развития этой области вплоть до нашего времени. Основная заслуга в создании методики технической реставрации в России по праву принадлежит А.Ф. Митрохину. Возглавляя в течение сорока пяти лет техническую реставрацию в Эрмитаже, он накопил и передал ученикам огромный опыт проведения всех основных реставрационных операций. В конце жизни он написал исследование, посвященное реставрации.

97
points

Андрей Филиппович Митрохин

Главная заслуга Андрея Филипповича Митрохина в деле реставрации станковой масляной живописи — это разработка и применение нового связующего, состоящее из осетрового клея и пластификатора меда. В связи с медом осетровый клей, обладающий высокой силой сцепления, легко проникает сквозь сложную структуру картины, оставаясь инертным по отношению к цвету живописи и грунта. В первой четверти ХХ века в институте археологической технологии в Ленинграде в лабораторных условиях были проведены эксперименты с этим составом, которые дали самые положительные результаты. Если в первые годы работы Митрохина для заклейки лицевой стороны картины либо для дублирования большемерных работ применялся иногда крахмал либо смесь клейстерного и медово-осетрового клеев, то с конца 20-х годов XIX века как сам реставратор, так и его ученики полностью переходят на новый состав.

92
points

«Портрет художника И. Э. Грабаря». Малявин Ф. А. И. Э. Грабарь определял консервацию как совокупность специальных мер, направленных к улучшению условий, в которых находятся музейные коллекции, как умение создавать, исходя из физико-химических и технологических особенностей каждого материала, такие условия, которые обеспечили бы долголетнюю сохранность музейных ценностей. Процесс естественного старения экспонатов всегда имеет место, так как вещества органического происхождения, входящие в состав масляной и темперной живописи, подвержены постепенному изменению. Остановить этот процесс нельзя, но можно его замедлить, свести до минимума, для этого и необходимо создать нормальные условия хранения.

217
points

Владимирская икона Пресвятой Богородицы, икона XII века, Церкви св. Николая в Толмачах при ГТГ

Одним из важнейших условий хорошей сохранности экспонатов является стабильность среды. Особенно опасны имеющие место в музеях колебания температуры и относительной влажности воздуха. Если температура и относительная влажность в помещении музея постоянны, то в экспонатах устанавливается некоторое влажностное равновесие. Если же это равновесие нарушается, произведение начинает поглощать или отдавать влагу. Начинается движение основы, приводящее к разрушению живописи. Чем значительнее и чаще эти колебания, тем скорее разрушается произведение.

82
points

Виллем Клас Хеда. Завтрак с ежевичным пирогом. 1631. Дрезден, Картинная галерея

Все краски, стертые на масляном и масляно-лаковом связующем, при старении желтеют. Этот процесс вызывается химическими реакциями в самом связующем веществе и является необратимым. Что касается свинцовых белил, особенно стертых с льняным маслом, они сильно желтеют в темноте, но этот процесс обратим: пожелтение исчезает, если картину выставить на свет. Свинцовые белила в масляных, масляно-смоляных, восковых и темперных связующих нечувствительны к действию сероводородистых загрязнений воздуха. Кроме того, свинцовые белила в масляном связующем обладают хорошей совместимостью и с пигментами, содержащими серу

84
points

По степени изменений под действием света

По степени изменений под действием света материалы, из которых состоят экспонаты, принято делить на три категории: светостойкие— камень, гипс, фарфор, стекло, керамика, металлы, минералы, эмаль; относительно светостойкие— масляная и темперная живопись; наименее светостойкие — ткани всех видов, папирус, бумага и все графические техники, кожа, шкуры, мех животных и проч.

 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2017)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2017)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2017)


Есть ли у вас друзья реставраторы?
Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.

ЕЖЕГОДНЫЙ КОНКУРС ЛУЧШИХ РЕСТАВРАЦИОННЫХ ОТЧЕТОВ И ДНЕВНИКОВ

БИБЛИОТЕКА РЕСТАВРАТОРА

RSS Последние статьи в библиотеке реставратора.