ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Вам в помощь представлены эксперты и мастера реставраторы.
 

Укрепление ветхих музейных тканей иглой существует в реставрационной практике давно и имеет как преимущества, так и недостатки. Последние заключаются в следующем: игла, входя в ткань, нарушает структуру волокон, кроме того, игла не дает защитного моя, тем самым не предохраняет ткань от дальнейшего разрушения. Однако, несмотря на это, способ работы иглой многими реставраторами считается более естественным для тканей, чем клеевое дублирование. Ткань, укрепленная иглой и не пропитанная клеевым составом, сохраняет все присущие ей внешние качества: эластичность мягкость, блеск. Поэтому способ этот широко применяется для консервации тех тканей, волокна которых еще не ослабли настолько, чтобы вмешательство иглы могло их существенно разрушить.

Иглой могут быть восполнены незначительные утраты, замаскированы сечения и разрывы. Ослабленная ткань может быть полностью "переложена", т.е. укреплена на новой поддерживавшей основе. Технические приемы укрепления иглой в основном традиционны и зависят от мастерства реставратора.

В отечественной литературе наиболее полно разработан вопрос укрепления древнерусского шитья. В статьях М.П.Рябовой /2,9,22, 23/ на конкретных примерах отмывается укрепление с помощью иглы золотого и серебряного шитья, жемчужного низания, при строгом соблюдении технических приемов древнерусского шитья.

Укрепление музейных тканей иглой широко практикуется и за рубежом. Лодевейкс, Лиин, Беехер /4, 24, 25/ пишут о том, что вряд ли когда-нибудь откажутся от работы с иглой. Авторы указывают на необходимость ее применения при работе с одеждами, вышивками, укреплении шпалер и в ряде других случаев.

Л. Машелейн-Клейнер, описывая методы консервации тканей в трех музеях США /26/, приводит характерный для этих музеев пример укрепления ковров. С обратной стороны ковра изогнутой иглой нашиваются полосы хлопчатобумажной ткани шириной в 7 см. Иногда для этой цели используются ремни предохранительных поясов автомобилистов. Полоски эти укрепляются на коврах вертикально через равные промежутки, примерно в 30 см.

Следует отметить, что такой способ укрепления ковров, шпалер существует и в нашей стране.

Для клеевого дублирования применяются натуральные и искусственные клеевые составы.

Применение натуральных клеев для укрепления музейных тканей в отечественной реставрации практикуется более ста лет. Впервые в 1861 г. натуральным клеем, основу которого составляли мука и желатин, были сдублированы на тиль знамена в Оружейной палате и в Артиллерийском историческом музее. На основании этого опыта в 1960 г. на Всесоюзном совещании по консервации и реставрации музейных и художественных ценностей Н.Н.Семеновичем была предложена методика реставрации тканей наклейкой на тюль, изложенная затем в книге /1/.

В основе метода Н.Н.Семеновича лежит применение клеящего раствора, в состав которого входят: мука, желатин, глицерин, спирт, антисептик и дистиллированная вода. Каждый из компонентов выполняет определенную функцию. Пшеничная мука - основной клеящий компонент. Желатин повышает клеящую способность. Глицерин - пластификатор. Спирт снижает вязкость клея, способствуя лучшему проникновению в волокна ткани и ускоряет процесс высушивания. Антисептик предупреждает появление плесени и бактерий. Процентное содержание компонентов в зависимости от вида реставрируемой ткани различно. Для тонких тканей применяются клеи низкой концентрации 3-5%, для тканей более плотной фактуры - клеи 6-10%. Составы с большей концентрацией применяются для грубых, толстых тканей, таких как шпалеры, ковры и т.д.

Применение клея до сегодняшнего дня определяется его основными достоинствами: обратимость, т.е. мучной клей легко удаляетсяводой; вещества, входящие в состав клея, во своей естественной природе безвредны для ткани.

О другой стороны, эти же компоненты служат основанием и для существенных недостатков мучного клея. Присутствие муки и желатина (основных клеящих веществ) придают реставрируемой ткани известную жесткость и хрупкость. Правда, в руках опытного реставратора этот недостаток не столь значителен, но тем не менее избавиться от негр до конца невозможно. Белесый мучной налет защитной клеевой пленки лишает ткань естественного вида, ясности фактуры, блеска. Несмотря на присутствие антисептика, мука и желатин со временем могут быть питательной средой для микроорганизмов. Срок действия клея сравнительно невелик.

Однако из-за отсутствия в настоящее время в практике отечественной реставрации другого, более совершенного клея применение мучного клея, благодаря полнейшей обратимости и относительной безвредности, дает возможность укрепить ветхие ткани на определенный срок и тем самым продлить им жизнь.

В методику Н.Н.Семеновича было внесено несколько технологических изменений. Оставляя неизменным качественный состав клея, в различных реставрационных мастерских варьируют процесс варки, применяют различные антисептики. Сотрудниками биологического сектора ВЦНИЛКР в качестве антисептика был предложен нипагин /3/, который уже нашел применение в некоторых реставрационных мастерских.

Более двух десятилетий назад за рубежом впервые для укрепления музейных тканей стали применять искусственные клеящие материалы. Для клеящих составов отбирались материалы, отвечающие требованиям реставрационной и музейной практики. Клей должен обладать необходимой клеящей способностью, невосприимчивостью к микроорганизмам, должен сохранять эластичность реставрируемой ткани, противостоять действию света, кислорода, влажности, не разрушать волокна, не изменять красителей, не видоизменяться и не желтеть со временем и, что особенно важно, быть обратимым. Естественно, подобрать клеевой состав, отвечающий всем этим требованиям, чрезвычайно сложно.

Одновременно вместе с синтетическими клеями в качестве дублирующих основ стали попользовать искусственные ткани: нейлон, дедерон, терилен и т.д. Еще Х. Плендерлис в 1956 г. /10/ предлагал "всегда пользоваться современными синтетическими волокнами, чтобы легче было отличить реставрацию от сохранившихся частейотарой ткани". Их применение основано на том, что они обладают большой срочностью и стойкостью к разрыву и усадке, менее восприимчивы, чем натуральные волокна к внешним атмосферным влияниям, не подвержены действию плесневых грибков и бактерий.

Но, к сожалению, и эти волокна, будучи укрепленными на реставрируемой ткани, также уменьшают ее эластичность. К тому же, применение новых синтетических материалов как в качестве дублировочных основ, так и клеящих составов требует большой осторожности, так как возможны изменения их структур и химического состава по прошествии определенного времени.

Одним из первых синтетических клеевых материалов, примененных для укрепления музейных тканей в 1956 г. в Голландии /27/, был поливиниловый спирт. Основой клеящего состава был 4-5%-ный водный его раствор. Широкого распространения этот метод не получил, так как поливиниловый спирт после высыхания сохраняет поверхностное натяжение и через несколько лет становится нерастворимым /28/. Однако некоторые специалисты продолжают искать пути применения поливинилового спирта. Так, в статье болгарских реставраторов сообщается об опытах применения этого спирта с добавлением муки /29, 30/.

В работах иностранных специалистов особое внимание уделяется методу так называемой "горячей накатки" или теплоизоляции. В основе метода - использование клеящих материалов с низкой точкой плавления. Клеящим раствором пропитывается дублирующая основа. При ее нагревании смола, расплавляясь, склеивает новую основу с реставрируемой тканью. В качестве клеящих материалов при дублировании этим методом были предложены поливинилацетатная смола и эфир полиакриловой кислоты.

Наиболее подробное описание метода применения поливинилацетатной смолы дают Лодевейкс и Лиин /12, 25/. Клеящим раствором в данном случае служит поливинилацетатная водная дисперсия. Применение этого материала возможно лишь с пластификатором, так как без него поливинилацетатная дисперсия после высыхания становится хрупкой и твердой, что придает ткани жесткость. В качестве пластификатора предлагается дибутилфталат или капрат. Способ применения поливинилацетатной дисперсии, предложенный Лодевейксом и Лиин,заключается в следующем. Дублировочное основание покрывают поливииилацетатной эмульсией. После высыхания на нее накладывают реставрируемую ткань, соблюдая параллельность нитей основы и утка. Утюгом, нагретым до 80°С, проглаживают обе ткани. При нагревании поливинилацетатная пленка становится липкой, чем достигается клеевое сцепление отарой ткани с новой основой.

Говоря о возможности применения поливинилацетатной смолы, авторы указывают и на отрицательные стороны этого материала. Во-первых, при дублировании поливинилацетатной смолой нельзя допускать просачивания клеящего раствора на лицевую сторону реставрируемой ткани во избежание появления темных пятен и изменения цвета ткани. Тем самым, ткань, укрепленная на новой основе, оказывается лишенной консервационного защитного слоя с лицевой стороны. Отсюда возникает необходимость клеевой пропитки (опрыскивания) лицевой стороны, для чего авторы предлагают использовать 1-1,5%-ный поливинилбутираль в 96%-ном этиловом спирте.

Второй существенный недостаток поливинилацетатной смолы - снижение эластичности особенно при реставрации тонких мягких тканей. В таких случаях предлагается не пропитывать поливинилацетатной дисперсией всю поверхность дублирующей основы, а тоненькой кисточкой наносить клей по рисунку, применяя систему квадратов, или следуя диагоналям /24/. При этом уменьшаются точки фиксации между двумя тканями, что повышает эластичность ткани, но с точек зрения консервация результат ухудшается.

М. Рихтер /28/ предлагает использовать эфир полиакриловой кислоты как более эффективный клеящий материал, не требующий пластификатора. Водо-смоляная дисперсия эфира полиакриловой молоты представляет собой жидкость, похожую на молоко, которая хорошо проникает в ткань, а после испарения на ее поверхности образует эластичную прозрачную пленку. Являясь термопластичной массой, эфир полиакриловой кислоты при незначительном нагреваний размягчается и склеивается с наложенной на него реставрируемой тканью.

Впервые методика применения эфира полиакриловой кислоты была опубликована Рихтером в 1962 г. и описана на примерах укрепления знамен, для дублирующей основы был выбран дедерон. Дедероновую подкладку предварительно натягивали на раму и покрывали двумя слоями эфира полиакриловой кислоты. После высыхания дедерон снимали с рамы и на несколько часов укладывали на рабочем столе для восстановления его первоначального размера. Приступая к приклеиванию реставрируемой ткани, рабочий стол покрывали сначала искусственной пленкой или стеклянными пластинками, затем клали двойной слой фильтровальной бумаги и двойной слой дедерона, после чего на приготовленное основание накладывали предварительно обработанный дедерон, а на него - реставрируемую ткань лицевой стороной вверх.

Для склеивания в негустую дисперсию эфира полиакриловой кислоты (DAS) добавляется насыщенный раствор NaCl. Эфир хлористоводородной кислоты разрушает дисперсию, и смола выпадает в виде белой массы, которая быстро растворяется в спирта для горения. Полученный таким образом спирто-смоляной раствор представляет собой клеящее вещество, которое и наносится на реставрируемую ткань. Предлагается нанести такое количество клеящего раствора, чтобы ткань плотно приклеилась к дедероновой подкладке. В заключение лицевую сторону реставрируемой ткани проглаживают теплым утюгом при сильном нажиме.

В статье 1971 г. Рихтер пишет о девятилетнем опыте практического применения эфира полиакриловой кислоты при реставрации не только знамен, но и кружев, одежд, головных уборов и т.д. Отмечая внесенные технологические изменения и улучшения в методике, автор указывает, что основная идея осталась прежней, т.е. наклейка эфиром полиакриловой кислоты на нейтральное основание с одновременной пропиткой. Ссылаясь на проделанные научно-технические исследования прочности клеевого сцепления и сохранения эластичности, Рихтер говорит о положительных результатах данного метода. В то же время отмечается, что снять дедероновую подкладку и удалить покрытие из эфира полиакриловой кислоты можно лишь с помощью трихлорэтилена. Применение же такого токсичного растворителя и в больших количествах, что необходимо для полного удаления клеящего состава, делает этот метод практически необратимым, чем ограничиваются возможности его применения.

Е.Р. Беехер /4/ предлагал использовать в качестве клеящего вещества сополимер каприната и винилацетат в эмульсии, а для дублировочной основы нейлоновую сетку. Легкую нейлоновую сетку (лучше териленовую) натягивают на раму, покрывают сополимером каприната и винилацетатом в эмульсии с внутренней пластификацией, не. забивая пространство между петлями сетки, затем на обработанной таким образом и высохшей сетке растилают реставрируемую ткань и под действием умеренного нагревания (80°С) приклеивают к сетке. Нагревательным прибором может быть утюг, инфракрасная лампа или фен. "Этот метод склеивания с нагреванием, - пишет автор, - обладает важным преимуществом: поскольку ни в волокна ткани, ни в его структуру не вводится никаких посторонних веществ, то краски и фактура ткани не претерпевают никаких изменений". Беехер описывает применение этого метода для реставрации ковровых изделий. В этом случае дополнительно используется вакуумное устройство. Ковер кладут лицевой стороной вниз на специальный деревянный стол с отверстием для шланга вакуумного насоса. На изнаночную сторону ковра накладывают нейлоновую сетку, предварительно покрытую пластифицированной поливинилацетатной эмульсией, а затем лист мелинекса (прозрачный полиэтилентерефталат), края которого плотно прижимают к столу, и устраивают вакуум. Под действием атмосферного давления сеть плотно прижимается к поверхности ковра. Затем с помощью нагревательного прибора поливинилацетат, которым была пропитана сетка, размягчается и приклеивается к реставрируемому ковру.

Первоисточник: 
Реставрация, исследование и хранение музейных художественных ценностей. Обзорная информация. Вып. 2. Современные методы консервации к реставрации тканей и кожи. - М., 1979
 
 
 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2018)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)

«Дружба — личные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи». (Дружба—Википедия)

«Знакомство — отношения между людьми, знающими друг друга». (Знакомство—Викисловарь)

ЕЖЕГОДНЫЙ КОНКУРС ЛУЧШИХ РЕСТАВРАЦИОННЫХ ОТЧЕТОВ И ДНЕВНИКОВ
Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.