График работы макси пицца ставрополь www.girotun.ru.
ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы. Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
 

Музейный текстиль относится к наиболее хрупким памятникам искусства. Сохранность музейных тканей зависит от ряда факторов, главный из которых - естественное старение. Процессы старения вызываются сменой влажности и температуры, воздействием ультрафиолетовых лучей, влиянием микроорганизмов. Другим фактором, определяющим состояние сохранности тканей, являются разрушения, причиненные тканям при их использовании. Это касается главным образом одежды, знамен, ковров. Самые характерные разрушения - ослабление нитей, выцветание красителей, разрывы, утраты, сечения. Следует отметить и неблагоприятные условия хранения, которые имели место на протяжении многовековой истории памятника.

Задачи реставрации - законсервировать экспонат и предотвратить дальнейшее его разрушение. Главные проблемы - очистка и укрепление тканей.

Ткани, хранящиеся в музеях, в основном из натуральных волокон; это изделия из шелка, хлопка, льна, шерсти. Шелк и шерсть относятся к волокнам животного происхождения, состоящим из белков. Основным веществом растительных волокон (хлопок, лен, джут, пенька и др.) является целлюлоза, относящаяся к классу углеводов. Как и все натуральные волокна, музейные ткани подвержены процессам старения, в результате которых происходят существенные изменения первоначальных показателей волокна: прочности, мягкости, гигроскопичности, эластичности и т.д. В зависимости от условий, в которых ткань хранилась, от характера обработок при реставрации этот процесс может ускориться или замедлиться.

На окислительные процессы, происходящие под действием света, значительное влияние оказывают цвет и класс красителей, которыми окрашены ткани.

Известно применение как кислотных, так и прямых красителей, но чаще всего древние ткани окрашивались красителями, которые извлекались из различных растений (сафлора, марены, гранатовой корки) и насекомых (пурпур, кошениль, червец). Эти красители, также как и синтетические, могут ускорять или замедлять процесс разрушения ткани. Такого рода разрушений было обнаружено на шелковом флаге Российско-американской компании 1808 г. (из собрания знамен и флагов Эрмитажа), состоящем из трех полос (белой, синей и красной). Белый шелк совершенно разрушился, синий - частично, а красный сохранился хорошо /1/.

Важность воздуха и воздействие микроорганизмов также оказывают влияние на сохранность волокна. Малое содержание влаги ведет к пересушке волокна - оно становится ломким; слишком большая влажность понижает прочность и способствует образованию плесени /2/.

В литературе, связанной с биоповреждениями музейных экспонатов /3, 4/, отмечается, что в условиях музеев насекомые являются более серьезными разрушителями текстиля, чем микроорганизмы, особенно в умеренной зоне. Наиболее опасными считаются те биоразрушители, которые ферментативно расщепляют и усваивают природные полимеры - целлюлозу, кератин и др. В ряде случаев микроскопические грибы развиваются за счет вторичных субстанций, какими могут быть различного рода загрязнения.

Неровная, ворсистая поверхность ткани из натуральных волокон крайне подвержена загрязнении. Структура самого ткацкого переплетения способствует скоплению грязи между волокнами, из которых состоят нити. Грязь прилипает к материалу. Сцепление происходит и посредством двухстороннего смачивания грязи и ткани промежуточным слоем (растительные масла, жиры и т.д.). Кроме того, на волокнах образуется электростатическое электричество, притягивающее частицы пыли. До способности к электризации натуральные волокна располагаются в следующий ряд: шерсть, шелк, хлопок, лен /5/. Пыль, собирающаяся на ткани в процессе хранения, содержит как органические частицы (сажа, остатки различных волокон), так и неорганические (кремнистые, известковые, глинистые), которые при большой влажности могут образовывать локальные концентрированные растворы агрессивного характера.

Существует несколько различных классификаций загрязнении, встречающихся на тканях. Т.Н.Волгина /6/ разделяет их на следующие группы: 1) механические загрязнения, не имеющие прочной связи с элементами ткани (пыль, сажа, известь, мел); 2) смолистые, восковые, жировые загрязнения, пото-сальные выделения кожи, кровь; 3) последующие загрязнения, неоправданно нанесение на ткань в результате неумелой консервации и реставрации. Чаще всего к ним относятся клеящие вещества - гуммиарабик, крахмал, декстрин, осетровый и мучной клей, лаки, целлюлозные клеи и т.д.; 4) засорение ткани экскрементами и личинками насекомых, корней растений (в археологических тканях), плесенями; 5) пропитанность археологических тканей растворами почвенных солей с неизбежной последующей кристаллизацией их; 6) следы коррозия, оставшиеся на тканях в результате разрушения металлических застежек,пуговиц, пряжек.

Д.Фултон /7/ предлагает классифицировать загрязнения по растворимости в органических растворителях: 1) растворимые в органических растворителях и нерастворимые в воде маслянистые пятна; 2) растворимые в воде пятна (соли, сахар, слабораотворимые крахмалы и альбумины); 3) углеродистые пятна, коллоидные силикаты и окислы различных металлов; 4) пятна, не поддающиеся растворению и эмульгированию; 5) пятна от пищевых продуктов не пропитывают ткань полностью и находятся на ее поверхности.

Райс /8/ разделяет загрязнения на группы, которые поддаются действию трех основных чистящих сред: воздушной, водной и органических растворителей.

Загрязнения, находящиеся на ткани, представляют собой сложную смесь веществ различной химической природы. Прочность связи загрязнения с волокном зависит не только от характера загрязнений, но и от длительности его нахождения на волокне. С течением времени некоторые виды загрязнений изменяют свой состав и свойства под действием света, окислительно-восстановительных реакций, нагревания. Жир, входящий в состав ряда загрязнений, после длительного нахождения на воздухе, превращается в линоксин, не растворимый почти ни в одном из известных растворителей. Белковые пятна из легкоудалимых переходят при нагревании в трудноудалимые за счет коагуляции белка. Загрязненная ткань обладает большой склонностью к повреждению при воздействии ультрафиолетового облучения. Следовательно, освобождение тканей от загрязнений может приостановить дальнейшее разрушение материальной основы экспоната и повысить сопротивляемость памятника внешним воздействиям.

Выбор оптимальных способов удаления загрязнений зависит от вида волокна, степени сохранности экспоната. Если музейные ткани находились в эксплуатации, то при оценке степени их разрушения должны быть учтены и факторы износа: физико-механические (вода, пот), механические (истирание, усталость от многократных деформаций), биологические (разрушение насекомыми и микроорганизмами).

Первоисточник: 
Реставрация, исследование и хранение музейных художественных ценностей. Обзорная информация. Вып. 2. Современные методы консервации к реставрации тканей и кожи. - М., 1979
 
 
 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2018)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)

«Дружба — личные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи». (Дружба—Википедия)

«Знакомство — отношения между людьми, знающими друг друга». (Знакомство—Викисловарь)

Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.

КУЛЬТСОХРАНАГИТПЛАКАТ - Спам во имя культуры! Скопируй код плаката и вставь его в интернет!

БИБЛИОТЕКА РЕСТАВРАТОРА

RSS Последние статьи в библиотеке реставратора.

НазваниеАвтор статьи
УЧЕБНИК РУССКОЙ ПАЛЕОГРАФИИ (1918) Щепкин В.Н.
МАТЕРИАЛЫ И ТЕХНИКА ВИЗАНТИЙСКОЙ РУКОПИСНОЙ КНИГИ Мокрецова И. П., Наумова М. М., Киреева В. Н., Добрынина Э. Н., Фонкич Б. Л.
О СИМВОЛИКЕ РУССКОЙ КРЕСТЬЯНСКОЙ ВЫШИВКИ АРХАИЧЕСКОГО ТИПА Амброз А.К.
МУЗЕЙНОЕ ХРАНЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ (1995) Девина Р.А., Бредняков А.Г., Душкина Л.И., Ребрикова Н.Л., Зайцева Г.А.
Современное использование древней технологии обжига керамических изделий Давыдов С.С.