ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на форуме.
 

В собраниях музеев хранятся всевозможные изделия из кожи, находящиеся в разной степени сохранности. В связи с интенсивным изучением проблем их реставрации все большее внимание уделяются факторам разрушения, без изучения которых нельзя рассматривать проблемы, связанные с реставрацией памятников истории и искусства.

Издавна кожа являлась незаменимым материалом, который служил человеку прежде всего для изготовления одежды и обуви, а также походных жилищ, упряжи, сосудов и многих других бытовых предметов. О том, насколько давно люди использовали для своих нужд шкуры животных свидетельствуют многочисленные археологические находки и письменные источники /85-61/.

Кожа при длительном хранений претерпевает ряд фйзико-химических изменений, называемых естественным старением. Этот процесс может протекать быстрее или медленнее в зависимости от условий хранения. Основные причины естественного старения лежат в самой химической природе и структуре данного вещества, а также в значительной степени зависят от производственного способа получения материалов. Выделанная кожа, долгое время хранимая в неблагоприятных условиях, подвергается химическим изменениям, ведущим к частичному или полному ее распаду. Начавшийся процесс разрушения проявляется в изменении цвета, в ломкости и хрупкости,а также появлении на поверхности кожи пятен и высолов. Наблюдается уменьшение прочности, веса, площади, содержания водовымываемых веществ, температуры сваривания и возрастание кислотности кож /62-70/. Среди кожаных изделий имеются, правда, такие, которые существуют тысячелетия, но они, как правило, находились в специальных условиях и были изолированы от действия атмосферных факторов. Готовая выделанная кожа имеет вполне установившееся равновесие между коллагеновыми волокнами и дубильным агентом, водным и жировым содержанием. Нарушение этого равновесия приводит к разрушению кожи. Разрушения могут быть вызваны окислительными процессами, результатом которых является повышенная кислотность, образование продуктов окисления, разрушающих волокнистую структуру. Нарушения, связанные с рН - наиболее решающие и важные для разрушения кожи /62-64, 68/.

Одним из первых сообщений о разрушениях кожи, по-видимому, можно считать доклад Фарадея, сделанный им в 1843 г. в Королевском институте в Лондоне. М.Фарадей, исследуя поврежденную обивку кресел, пришел к выводу, что существенным элементом, разрушающим кожу, является серная кислота из соединений серы, содержащихся в светильном газе. В 1905 г. Британское королевское общество искусств создало специальный комитет для изучения причин быстрого разрушения книжных переплетов в английских библиотеках. Многолетние исследования, проводимые комитетом, в основе подтвердили правильность взгляда Фарадея. Плохое состояние старых переплетов было связано с необычно высоким содержанием в них серы и кислоты /69-75/.

В британских библиотеках были проведены широкие исследования причин, вызывающих разрушение кожи. Было установлено, что наиболее грозным врагом кожи является серная кислота, что во всех "больных" кожах содержание этой кислоты было выше, чем в кожах здоровых /75, 76/. Очевидными причинами порчи кожи были тепло и ультрафиолетовые лучи солнца, действующие совместно с городским воздухом, загрязненным продуктами сгорания угля. Р. Иннес /75/ нашел определенные доказательства тому, что кожа может быть сохранена при ограничении циркуляции воздуха и освещения, т.е. в условиях, неблагоприятных для роста разрушающих организмов. Глава, написанная Иннесом /74/ в книге "Прогресс в изучении кожи", опубликованной Исследовательской Ассоциацией английских кожевников, все еще остается основным источником сведений о разрушении кожи книжных переплетов. Влияние продуктов сгорания газа на кожуснизилось с введением электричества, но все же кожа продолжала быстро портиться. Было установлено, что кожа растительного дубления является абсорбентом двуокиси серы, содержащейся не только в светильном газе, но и в атмосфере больших городов /67, 70, 72, 75/.

Различают два вида старения - физическое, связанное с разрушением внешнего слоя, и химическое - связанное с разрушением структуры кожи. Существует несколько теорий, объясняющих механизм химического разрушения.

Первоисточник: 
Реставрация, исследование и хранение музейных художественных ценностей. Обзорная информация. Вып. 2. Современные методы консервации к реставрации тканей и кожи. - М., 1979
 
 
 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2018)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)

«Дружба — личные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи». (Дружба—Википедия)

«Знакомство — отношения между людьми, знающими друг друга». (Знакомство—Викисловарь)

ЕЖЕГОДНЫЙ КОНКУРС ЛУЧШИХ РАБОТ ВЕРНИСАЖА И ВЕБ-ПОРТФОЛИО
Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.