Все подробности пошив одежды на сайте.
ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на форуме.
 

С началом планомерных археологических раскопок, начиная с 20-х гг.,встала задача сохранения древних тканей, найденных в земле. Находки текстиля в таких известных ныне памятниках, как Пазырыкские курганы или китайские шелка эпохи Хань из Нонн-Улы заставили многих исследователей и реставраторов заняться проблемой их изучения и консервации. Интерес к истории текстиля возник одновременно и у нас, и за рубежом. К началу 20-30-х гг. относятся первые публикации по технологии древнего ткачества, устройству ткацкого станка, истории текстильного орнамента и, одновременно, по реставрации текстиля, способу расшифровки замаскированной временем окраски нитей. М.В. Фармаковский в 1929 г. описывал опыты по очистке археологических тканей струей пара с предварительной их обработкой в паровой бане /35/. Ткани укладывали на подложках из ваты и марли и в течение 20-30 мин. подвергали запарке в специальном баке с постоянным подогревом до 100°С. Затем увлажненная ткань расправлялась. Загрязнения (песок, глина и пр.) после этого легко удаляли, а оставшуюся грязь очищали повторной обработкой струей пара, поступавшей по резиновой трубке. Загрязнения, не растворимые этим способом (смола, жир, воск), удаляли четыреххлористым углеродом. Эти методы широко применялись как самим М.В. Фармаковским, так и Н.П.Тихоновым, считавшими, однако, что для ветхих тканей вода является слишком сильным реагентом /36, 37/. Печальный результат по обработке археологической ткани водными растворами известен по публикации ГАИМК 1926 г. /37/. В связи с находкой в Монголии в Нонн-Ула китайских тканей эпохи Хань проблемой их реставрации и исследований занялись многие специалисты /38, 39/. М.В.Фармаковсиим, Н.П.Тихоновым, В.Н.Кононовым были разработаны различные приемы очищения древних тканей. Для укрепления рекомендовался желатиновый клей, а также раствор шелка /40/.

В.Н.Кононов рекомендовал следующее: при раскопках ткани должны быть по возможности оставлены в том состоянии, в каком они были найдены, но предохраняемые от действия воды, света и, насколько возможно, воздуха. При нахождении тканей необходимо отметить те условия, которые создавались на месте почвой, подпочвенной водой и т.д. до взятия тканей. До окончания очистки тканей на неответственных образцах следует изучить материал и установить план и порядок приведения его в рабочее (для изучения) и экспозиционное состояние. Изучить природу волокна и переплетения тканей, установить краски и способы окрашивания.

В лаборатории научно-художественной реставрации Института искусствознания АН УзССР Е.Ф.Федорович также разрабатывалась методика исследований и консервации археологических тканей, которая предлагает определенную последовательность работ: на наклонном стекле осторожно промывать ткань каким-либо органическим растворителем с помощью стеклянной палочка. При наличии смолистых загрязнений ткань помещают в эксикатор и оставляют на сутки в парах органического растворителя, растворяющего смолы: бензол, хлоруглеводороды и др. /41/. Далее автор приводит методы определения древних красителей.

В книге Н.Н.Семеновича /1/ целый раздел посвящен проблеме консервации тканей из раскопок. Автор предлагает начать работу над ветхим текстилем с очистки его, совмещенной с пластификацией в водном растворе 10% глицерина 30% этилового спирта. Если ткань загрязнена очень сильно, то добавляется 20-25% ацетона. Ткань зажимается между двумя слоями тюля на стекле и промывка ведется а ванне со спиртоглицериновым раствором. Затем ткань пропитывают закрепителем - 1%-ным мучным клеем с добавлением 2% желатина, 15-20% этилового спирта, 0,1% антисептика, или желатиновым закрепителем того же состава, но без пшеничной муки. Затем рекомендуема наклеивать ткань на тонкий тюль и монтировать ее между двух стекол, так, чтобы экспонат не касался стекла. Приводятся рецепты отбелки темных гуминовых пятен раствором перманганата калия и щавелевой кислоты. Н.Н.Семенович считает этот метод не доработанным, поскольку далеко не вон археологические ткани способны перенести мокрую обработку.

Реставраторами Государственного Эрмитажа Т.Н.Волгиной, В.А.Дудиной и Н.Н. Макоимовой были получены замечательные результаты при обработке древнего археологического текстиля в лабораторных условиях. С тканей были сняты пятна от разложившейся меди 2-5%-ным раствором аммиака, произведена общая очистка 0,1-0,3%-ным раствором препарата ОП-7 в воде, слипшиеся ткани расслаивали струей пара по способу М.В. Фармаковского, смолистые вещества растворяли в ацетоне (в течение 1-2 ч ) или четыреххлористом углероде /42, 43/. Ткань погружали в очищающие ванны на стекле между слоями тюля. В статье В.А. Дудиной - единственной публикации по консервации археологических тканей в условиях экспедиции - рекомендуется пропитывать ткани в раскопе, до снятия их с костяка увлажнителем - водно-спирто-глицериновым раствором или закрепителем аппретом (по Семеновичу), содержащем 1%-ный мучной клей, желатин, глицерин, этиловый спирт и антисептик. Это вызывает большие сомнения, т.к. в раскопе - глубокой яме - всегда сыро, где бы ни велись раскопки, а при повышенной влажности такая пропитка высохнуть практически не может. Кроме того, пропитывать влагой ткани вслепую, не зная их прочности, достаточно рискованно.

В книге Г.Дж.Плендерлиса, вышедшей в 1966 г., большей раздел посвящен реставрации археологических тканей. Автор считает основным способом очистки водную обработку растворами поверхностно-активных веществ в концентрации 0,5-1%. К сухой очистке органическими растворителями рекомендуется прибегать только в случае нестойких в воде красителей. Растворителя, рекомендуемые в книге - трихлорэтилен и дихлорэтилен. В новом издании этой книги (1971 г.) рекомендуется освоенный к этому времени промышленностью перхлорэтилен - химически более устойчивый и менее вредный для здоровья людей растворитель /10/.

Первой стадией процесса консервации ткани по Плендерлису является поверхностная очистка, после которой становится возможным рассмотреть ткань. Рыхлую пыль сдувают резиновой грушей, но ни в коем случае не сметают щеткой. Остатки насекомых, прочно прилипшие к ткани, отделяют скальпелем или пинцетом, непременно под бинокулярным микроскопом. Ткань, поступавшая на обработку во влажном состояний, часто во высыхании закрывается налетом выкристаллизовавшихся солей, которые скрывают структуру ткани. Рекомендуется опрыскивать их из пульверизатора во время расчистки. Хрупкие ткани промываю водой, поместив их на подставку, чтобына трогать руками. Это возможно только в случае, когда на тюти нет украшений из металлических нитей, листового металла, кожи или других материалов, которые могут быть повреждены водой. Жесткие скомканные ткани Плендерлис рекомендует расправлять на стекле или полиэтиленовой пленке увлажнением из пульверизатора дистиллированной водой, чтобы они постепенно размягчались. Если материал можно погрузить в воду без опасения повредить, его не следует расправлять предварительно, т.к. в ванне он сам примет прежнюю форму. При промывке лучше брать пористую прокладку, через которую удаляются грязь и песок, или поместить ткань между двумя стеклами из терилена, укрепленными в рамах.

Г.Дж. Плендерлис (1956 г.) описывает технику консервации древних тканей, применяемую в Вашингтонском музее текстиля и опубликованную в выпусках, издаваемых этим музеем раз в полгода. Вот последовательные операции из опыта музея при реставрации шерстяных тканей: 1) определение природы волокна и его анализ; 2) испытание окрашенной ткани на цветостойкость под действием выбранного моющего препарата и укрепление ее в случае необходимости; 3) закрепление ткани между двумя экранами; 4) обезжиривание ткани уайт-спиритом с последующим просушиванием в течение полусуток; 5) обработка теплым концентрированным раствором ферментной смеси крахмала и протеина для размягчения пятен и промывание ткани в воде при той же температуре; 6) промывка ткани в растворе моющего препарата. После промывания, если необходимо, следует отжать ткань на сетке (экрана), чтобы удалить оставшиеся нерастворившиеся загрязнения. В заключение прополоскать в 10%-ном растворе глицерина; 7) частичное просушивание ткани на экране, а затем, если необходимо, при помощи бумажных салфеток, положенных непосредственно на ткань; 8) прикрепление ткани булавками к эластичной подкладке (предварительно расправить ткань по основе и утку); 9)монтировка сухой и уже чистой ткани на тонкую пленку ацетилцелюлозы, к которой она пришивается редкими стежками (нитки должны быть цвета основы). Стежки делаются с изнанки между двумя нитями основы таким образом, чтобы они были скрыты нитями утка; 10) обрамление монтированной ткани - паспорту; и вставка медку двумя листами плексигласа толщиной около 2 мм /10/.

Плендерлис не рекомендует пользоваться клеями для реставрации даже очень разрушенных тканей, представляющих собой отдельные фрагменты. Они делают ткань жесткой и разрушают волокна, а также являются питательной средой для плесени. Кроме того, тканьвод слоем клея недоступна для изучения. Для того, чтобы отдельные фрагменты не портились от прикосновения рук, Плендерлис рекомендует держать их в целлофановых конвертах, предварительно прикрепив их к целлюлозной пленке. Если ткани настолько ветхи и хрупки, что их нельзя прошивать, их помещают в выставочную витрину, хорошо защищенную от проникновения пыли. Наклонная поверхность витрины должна быть обита грубым шелком или бархатом. Для дублирования автор рекомендовал териленовые ткани и нити, т.к. этот материал не дает усадки, не подвержен гниению и очень крепок. Единственным недостатком считается трудность окраски терилена, что ограничивает его применение при реставрации цветных тканей.

Предложенный Г.Дж. Плендерлисом порядок предварительных исследований ткани перед началом реставрации таков: определение характера основы и утка, направления кручений в пряже, способа переплетения нитей, числа нитей основы и утка на 1 см, наличия кромок, отверстий от иглы, прорывов, окрашенности ткани или наличия украшений (металлические нити, вышивки).

Кроме общих работ по методам реставрации древних тканей,существует обширная информация об удачных случаях реставрации отдельных памятников. Среди этих публикаций, зарубежных и отечественных, встречаются сведения об оригинальных приемах реставрации /44/. Так, реставратором А.Гейжер была описана реставрация литургической ткани из раскопок в соборе Трондхайма /45, 46/. Ткань сначала замочили в 10%-ном водном растворе глицерина, а после просушивания пропитали следующим раствором: 5% арцилоида В 72 (метилметакрилат), 3% ланолина, 0,5% кедрового масла, 0,2% желтого пчелиного воска.

Зарубежные реставраторы предлагают ряд современных клеев для дублирования и пропитки древних тканей: поливиниловый спирт, этилцеллюлозу, поливинилбутираль, полиметакриловый эфир, растворимый нейлон /4/. Предлагая эти материалы, авторы отмечают, однако, что применять их надо с большой осторожностью, т.к. неизвестно, как поведут себя ткани, пропитанные этими клеями с течением времени. Применять их рекомендуется лишь в тех случаях, когда это совершенно необходимо для того, чтобы предотвратить распадение ценных предметов.

В специальном пособии, изданном в 1972 г. в Лондоне известным реставратором Ж.Е.Лиин, археологическому текстилю посвящен очень маленький раздел. Здесь говорится о том, что приемы, используемые для реставрации музейных тканей,нельзя считать удовлетворительными для археологических образцов. При реставрации археологических тканей часто не обеспечивается необходимая обратимость, оборотная сторона бывает закрытой для обозрения. Нет аффективного метода для укрепления обветшалых краев и отдельно висящих нитей /9/. Автор рекомендует два этапа по обработке тканей: укрепление и монтировку. Укрепление проводится 0,01-0,1%-ным раствором полибутилметакрилата на толуоле, причем его должно быть столько, сколько необходимо, чтобы смочить нити. При таком количестве полимера не изменяется внешний вид ткани. Для дублирования применяются поливинилацетатная или полиметилакрилатная эмульсии хорошо отрегулированной вязкости, при которой капельки клея не проникают глубоко, чтобы нити им не пропитывались. Новая ткань наклеивается каплями клея на оборотную сторону подлинника только там, где это абсолютно необходимо.

Рекомендуется также защитная пропитка ткани в целом, с учетом обратимости, без удаления ранее нанесенных закрепителей. Это необходимо для защиты ткани от пересыхания и от биоповреждений. Консервируйте продукты должны быть растворимы в воде или алифатических углеводородах.

Монтировка археологической ткани предполагает лишь обеспечение ей фона для экспозиции. Лиин рекомендует фон как "негатив" оригинальной ткани. На фоне дорисовывается реконструированный узор.

В книге ничего не говорится о методах очистки археологической ткани.

В отличие от музейных, ткани, извлекаемые из земли, требую особых реставрационных методов обработки.

Существовавшие ранее способы консервации археологических тканей предполагали начало работы над ними только в реставрационной лабораторий. К этому моменту обычно тканям уже нанесен ущерб при извлечении из земли и транспортировке /47/. Метод, разработанный ВЦНИЛКР, позволяет начать работу над археологическими текстильными находками непосредственно в раскопе. Слежавшиеся ткани обычно спрессованы настолько, что механически отделить их друг от друга невозможно. Чтобы избежать повреждения текстильных остатков при снятии с костяка применяется пропитка их органическим растворителем - перхлорэтиленом. Орошение тканей перхлорэтиленом приводит к тому, что после испарения растворителя слежавшаяся древняя одежда легко расслаивается. Таким образом удается отделить ткани послойно и на месте находки начать исследования древней одежды. На этом этапе необходимы фотофиксация я зарисовки.

Текстильные остатки, послойно снятые с костяка, укладывают на твердое основание (лучше всего на стекло на слой реставрационного щелка), еще раз орошают перхлорэтиленом и пропитывают глицерином. Смачивание перхлорэтиленом необходимо для того, чтобы ткани обрели способность впитывать вязкий, неразбавленный водой глицерин. Применение неразбавленного глицерина для пластификации хрупких археологических тканей - одно из главных условий их сохранения. Даже небольшое количество влаги может погубить ветхие текстильные остатки, превратив их в липкую грязь. Ткана, пропитанные глицерином, закрывают сверху тонким шелковым газом, обкладывают бумажными салфетками и выдерживают в течение суток в сухом месте. Спустя сутки ткани совершенно изменяются, пластификация возвращает им утраченные текстильные свойства. Избыток глицерина удаляется с помощью бумажных салфеток. Ткани, обернутые шелком и салфетками, укладывают в коробка. Теперь текстильные находки способны перенести транспортировку. В таком виде их можно хранить долгое время. Далее работа над текстильными археологическими тканями продолжается в условиях реставрационной лаборатории.

Слежавшиеся складками ткани расправляют на стеклянном или эмалированном основании с подложкой из шелка с помощью подогретого глицерина. Для подогрева используется кювет с горячей водой меньшего размера, чем тот, в котором лежит обрабатываемая ткань. Под действием разогретого глицерина складки ткани постепенно ожидают и разглаживаются без трещин и разрывов. Расправленную ткань сверху накрываю слоем шелкового газа и обкладывают салфетками, чтобы снять избыток глицерина. Шелковые обкладка применяются для особенно хрупкого текстиля, чтобы предотвратить прилипание ветхой ткани к рукам и инструментам. Кроме того, слой шелка предохраняет древнюю ткань от пылинок целлюлозы с бумажных прокладок. Целлюлозная пыль в дальнейшем может помешать при исследовании находки в ультрафиолетовых лучах, при выявлении свечения древних красителей.

Способ снятия с костяка, пластификации и очистки, предложенной ВЦНИЛКР, оказался универсальным для археологических тканей любой степени сохранности. Метод, применяемый с 1972 г., позволил сохранить значительное количество текстильных памятников из самых разных волокон, находившихся в крайней степени поврежденности, например, чудом дошедшие до нас фрагменты одежды из хлопчатобумажной ткани I в. со следами шитья из раскопок на Памире, китайскую шелковую ткань, затканную позолоченными полосками кожи ХIII в. и т.п. Остается еще решить очень важную проблему - чем наклеивать фрагменты археологической ткани на дублировочную современную ткань. Мучной клей, так хорошо зарекомендовавший себя в работе, с музейным текстилем, нежелателен в этом случае. Поиски решения этой проблемы ведутся сейчас во всем мире.

Первоисточник: 
Реставрация, исследование и хранение музейных художественных ценностей. Обзорная информация. Вып. 2. Современные методы консервации к реставрации тканей и кожи. - М., 1979
 
 
 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2018)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)

«Дружба — личные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи». (Дружба—Википедия)

«Знакомство — отношения между людьми, знающими друг друга». (Знакомство—Викисловарь)

ЕЖЕГОДНЫЙ КОНКУРС ЛУЧШИХ РЕСТАВРАЦИОННЫХ ОТЧЕТОВ И ДНЕВНИКОВ
Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.