ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы. Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
 

* * *

Вторая половина XVIII века ознаменовалась интенсивным строительством в столицах, усадьбах, губернских и уездных городах. Соответственно возросло и производство мебели. Она разнообразна и сохранилась в большом количестве, но ее атрибутирование затруднено отсутствием клейм в изделиях русских мастеров. К концу XVIII века в Петербурге гильдия русских столяров имела численное превосходство над немецкими. Способы производства мебели были самыми различными. В усадьбах по-прежнему работали крепостные мастера, некоторые дворяне стали обладателями собственных мастерских. В Москве продавались готовые изделия предприятий Споля, Корка и Миллера; мебельная мастерская была в Твери. Самым крупным мебельным мастером со своим предприятием в Петербурге был X. Мейер - главный поставщик дворцовой мебели.

Ведущие архитекторы, в том числе Кваренги, Казаков и Старов, часто обращались к малым формам. Особенное внимание мебели уделял Ч. Камерон. Мебель по его эскизам для Екатерининского дворца в Царском Селе была заказана придворному скульптору-декоратору Ж.Б. Шарлеманю, а непосредственными исполнителями стали русские столяры. Об этом косвенно свидетельствует использование киновари и ярь-медянки в расколеровке мебели.

Мебель переходного периода довольно сложно безоговорочно причислить к определенному стилю. Аналитическая дифференциация стилевых призмаков показывает, что классицизм окончательно утвердился в мебели лишь к 1780-м годам. Формам этой мебели присуща внутренняя логика и декоративное обоснование конструктивных приемов и деталей. В них отчетливо видна тенденция конструктивного членения масс, композиция строится на основе прямых линий с включением круга и овала. Опорная функция ножек, как правило, акцентирована. В мебели для сиденья ножки круглые или квадратные в сечении, суживающиеся книзу, иногда картелированные. Место крепления ножки трактовано как небольшой куб с накладными розетками. Спинки кресел и стульев имеют овальную или четырехугольную форму, порой с дугообразно срезанными верхними углами. Все деревянные части покрыты резьбой по мотивам античной орнаментики, своим расположением подчеркивающей общий абрис.

В большом количестве изготовлялись предметы мебели, придающие жилищу комфорт: ломберные столики, рабочие столики-бобики, разнообразные шкафы, в том числе угловые. Распространились бюро с цилиндрической крышкой и увлечение механическими устройствами и секретами. В произведениях этого времени видны самобытные решения и своеобразное понимание форм, позволяющие проследить сложение русской мебели раннего и строгого классицизма.

Русские мастера значительно позже европейцев обратились к технике маркетри, но в конце концов достигли в ней больших высот. Это относится в равной степени и к столице, и к провинции. Наборная работа выполнялась на фанерованной поверхности. При этом использовались экзотические породы древесины: амарант, палисандр, красное, черное, лимонное и розовое дерево. Орнаменты маркетри, как правило, геометрические, сетчатые, с вазами, гирляндами и букетами. Существуют подписные работы с изображением сложных архитектурных пейзажей или многофигурных композиций. В наборной мебели северных областей использовалась моржовая кость.

В 90-х годах мебель окрашивали или фанеровали шпоном из древесины дорогих пород. Вместе с модой на английскую мебель красное дерево проникло в Европу и стало особенно популярным в России. Среди орнаментальных мотивов появились новые варианты щитка, вазы и готического переплета. К последнему десятилетию XVIII век самоценная текстура махагони вытеснила маркетри, а из отечественных материалов стали употребляться карельская береза и тополь. В провинции мебель из древесины местных пород по-прежнему окрашивали и расписывали.

Мебельное производство расширялось: в Петербурге кроме охтенских столяров работали мастерские Г. Гамбса, Ф. Гроссе, В. Бобкова и А. Тура, в Москве процветали предприятия А. Пика. Импортировалось множество изделий, декорированных латунными калевками, известных под условным названием «Жакоб». Подобную мебель производили и в России с использованием английской штампованной фурнитуры. Изготовляли ее как из красного дерева, так и из карельской березы, причем в последнем случае латунь заменялась вставками черного дерева. Последний вариант мебели получил название «павловской» в соответствии с периодом правления Павла I. Тогда же появились новые формы мебели для сидения: маленькие, легкие кресла с круглым сиденьем и изогнутыми ножками, массивные кресла и стулья с жесткими спинками, иногда украшенными накладной резьбой.

К началу XIX век сложился тип мебели русского ампира. Причина формальной независимости этого периода отчасти связана с сокращением импорта из-за политической обстановки и высокого таможенного тарифа: отсутствие прямых аналогов способствовало творческой раскрепощенности. Но главным условием такого подъема стало постоянное участие архитекторов в создании малых форм. К тому же технология изготовления мебели достигла большого совершенства и фирмы могли успешно воплотить любой замысел. Высокий уровень обеих сторон привел к блестящим результатам: мебель русского ампира заняла достойное место в истории европейского декоративно-прикладного искусства. Следует отметить, что этот стиль в силу своей регламентированности был не вполне благоприятен для творчества: одним из главных признаков классицизма и ампира являются сходные принципы конструктивных решений и единство антикизирующего орнамента.

Образец парадной мебели начала века - импозантный гарнитур по рисункам Л. Руска для Минерального кабинета Зимнего дворца. Он был изготовлен в 1805-1806 годах в мебельной мастерской при Петербургской шпалерной мануфактуре. В прямоугольные спинки его кресел вкомпоновапы резные детали: колчаны, щиты, пересеченные стрелами, снопы колосьев, орлиные крылья. Подлокотники составляют единую конструкцию с опорами в виде грифонов. Комбинированная отделка гарнитура имитирует золоченую и патинированную бронзу.

Общепризнанным эталоном элегантности в период ампира была Франция. Но в отличие от французских интерьеров и предметов убранства, воспроизводящих древнеримские аналоги весьма точно, русский ампир наполнился иным содержанием. Орнаментация русской мебели была не столь военизированной, а накладки золоченой бронзы обычно заменяла резьба. Скульптурный и орнаментный резной декор широко применялся в русской ампирной мебели. Ему присуща особая пластичность, мягкость и разнообразие в трактовке зооморфных форм. Подобно английской, мебель сплошь фанеровалась и полировалась, резные и точеные детали выполнялись из массива. Но украшавшие ее лебеди и дельфины были ближе к народной резьбе, чем к французским и германским праобразам. В России утвердились мебельные формы, пришедшие из Франции: псише, столики-геридоны, рекамье, секретеры, письменные столы, бюро, разнообразные консоли и столы для гостиных. Ампирные диваны, как правило, прямоугольные и в форме ладьи.

Мебель красного дерева, карельской березы и тополя декорировалась накладной золоченой резьбой. Менее экзотические породы окрашивались в белый цвет или золотились. Наряду с вышеупомянутыми материалами стали использоваться персидский орех, мореная груша, аморант и клен. Около 1815 года из орнаментики ушли зооморфные мотивы. Их сменили пальметты, розетки, стилизованные лиры и листья аканта, собранные наподобие рога изобилия.

Своеобразной была русская мебель для сидения. В 1787 году Жорж Жакоб разработал в «этрусском жанре» тип курульных кресел с крылатыми сфинксами, переходящими в львиную ножку. Форма этих кресел очень скоро проникла в Россию и получила новую трактовку. Наряду с ними существовали курульные банкетки, легкие маленькие кресла на изогнутых дугой ножках и кресла прямоугольных форм. Мягкие спинки, как правило, заменялись ажурной резьбой, инспирированной работами Чиппендейла. Они были популярны в России, как и английское вкладное сиденье. Жакоб для мастерской Давида скопировал с римских образцов кресло с полукруглой, переходящей в локотники спинкой. Эта форма не прижилась во Франции, а в России с 1810 года широко распространилась под названием «корытце». Кресла-корытца оригинальны, их формы бесконечно варьируются, а с ажурной спинкой встречаются только в России, в частности среди разработок К.И. Росси.

Новую идею в конструкцию кресел внес архитектор В.П. Стасов. Она заключалась в том, что передняя и задняя ножка и соединяющая их царга и стойка спинки лежат в одной плоскости, составляя основной конструктивный элемент кресла - «боковую раму». При этом ножки могли оставаться изогнутыми, сиденье вкладным. Боковая рама впервые была применена в 1817 году в креслах для комнат Екатерининского дворца в Царском Селе. Она быстро завоевала популярность своей простотой и конструктивным совершенством и использовалась на протяжении многих лет как в дворцовой, так и в самой расхожей мебели. С 1830 года эта конструкция активно внедрялась архитектором К.Ф. Шинкелем. Спинки мебели для сиденья были жесткие, между стойками помещалась ажурная резьба. Наиболее распространенной резной композицией были вариации лиры с лебедями. В интерьерах времени строгого классицизма мебель выстраивалась вдоль стен, тыльная сторона не предназначалась для глаз и ее обработкой несколько пренебрегали. Но с тех пор как мебель стала группироваться произвольно, обработка спинок кресел и стульев делалась равно тщательно с обеих сторон.

Корпусная мебель была более близка к европейским образцам. В моде были прямоугольные комоды, шкафы с застекленным переплетом, колонками, кариатидами или гермами на углах. Но даже парадные предметы, декорированные бронзовыми накладками, в России довольно редки.

Поздний классицизм в России в значительной степени определился личностью К.И. Росси. В его творчестве воплощены основные концепции и представлены самые яркие образцы ампира, последнего периода классицизма. В 1820-х годах архитектором были созданы парадные гарнитуры для гостиных Михайловского, Зимнего, Аничкова и Петровского дворцов. Они сходны между собой, а три последних выдержаны в единой белой с золотом гамме. В этих гарнитурах ярко выражен благородный дух русского ампира. Представление о его завершающей стадии дает камерный гарнитур Росси для «фарфорового кабинета» Елагина дворца, исполненный в мастерской И.И. Баумана в 1819-1820-х годах. Здесь Росси впервые использовал волнистый клен с бронзовыми накладками в качестве декора. Гарнитур включает новые предметы: кушетку, бюро, низкие шкафчики.

Первоисточник: 
Музейная реставрация мебели. Мукин И.М.; СПб., 2003
 
 
 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2018)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)

«Дружба — личные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи». (Дружба—Википедия)

«Знакомство — отношения между людьми, знающими друг друга». (Знакомство—Викисловарь)

Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.

КУЛЬТСОХРАНАГИТПЛАКАТ - Спам во имя культуры! Скопируй код плаката и вставь его в интернет!

БИБЛИОТЕКА РЕСТАВРАТОРА

RSS Последние статьи в библиотеке реставратора.

НазваниеАвтор статьи
УЧЕБНИК РУССКОЙ ПАЛЕОГРАФИИ (1918) Щепкин В.Н.
МАТЕРИАЛЫ И ТЕХНИКА ВИЗАНТИЙСКОЙ РУКОПИСНОЙ КНИГИ Мокрецова И. П., Наумова М. М., Киреева В. Н., Добрынина Э. Н., Фонкич Б. Л.
О СИМВОЛИКЕ РУССКОЙ КРЕСТЬЯНСКОЙ ВЫШИВКИ АРХАИЧЕСКОГО ТИПА Амброз А.К.
МУЗЕЙНОЕ ХРАНЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ (1995) Девина Р.А., Бредняков А.Г., Душкина Л.И., Ребрикова Н.Л., Зайцева Г.А.
Современное использование древней технологии обжига керамических изделий Давыдов С.С.