ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Вам в помощь представлены эксперты и мастера реставраторы.
 

1 Д.Г. Бурылин (1852-1924) - известный коллекционер и меценат. «Музей промышленности и искусства», для которого Д.Г. Бурылин построил специальное здание, был открыт в 1915 г. После Октябрьского переворота, в 1919 г., музей Д.Г. Бурылина был экспроприирован Советской властью и переименован сначала в «Иваново-Вознесенский губернский музей», а затем в «Ивановский областной краеведческий музей» (ИОКМ) (см. подробнее: Додонова А. Дмитрий Геннадьевич Бурылин. Иваново, 1997. 216 с). Обстоятельства появления саркофага в коллекции Д.Г. Бурылина не известны.

В 1961 г. саркофаг был передан из ИОКМ в незадолго до того созданный «Ивановский областной художественный музей» (ИОХМ), который в 2004 г. был упразднен и включен в состав тогда же образованного «Ивановского объединения художественных музеев».

2 Перевод надписи и датировка саркофага выполнены египтологом Государственного Эрмитажа А.О. Большаковым.

3 Изображения лиц на древнеегипетских саркофагах обычно золотили или раскрашивали в зеленый или черный цвета. Это связано с представлениями о божественной сущности мертвых. Золото являлось субстанцией плоти богов; зеленый, будучи цветом растительности, связывался с Осирисом как божеством возрождающихся природных сил; черный цвет плодородной земли имел аналогичную символику.

4 Древние египтяне обычно выбривали голову и носили парики; как правило, именно в париках они изображаются в скульптуре и на рельефах. Типы париков многочисленны и, несомненно, были связаны с определенными представлениями идеологического характера. Иногда эти представления удается выявить, однако в данном случае изображен парик столь распространенного типа, что о нем трудно сказать что-либо определенное.

5 Это предположение было сделано на основании визуального наблюдения. Химический анализ материалов глаз не проводился. Об использовании фаянса для инкрустации глаз древнеегипетских статуэток сообщает А. Лукас (Материалы и ремесленные производства Древнего Египта. М., 1958. С. 216).

6 Ожерелье на груди повторяет тип украшения, которое древние египтяне в действительности носили. Оно состояло из многочисленных низок бусин и подвесок (как правило фаянсовых), собранных в единое целое (по-египетски оно называлось усех, т.е. «широкое»). По краям, там, где соединялись нити низок, находились крепления в виде соколиных голов. Сокол являлся эмблемой небесного божества Хора, с которым в раннюю, еще додинастическую эпоху начали отождествлять правящего царя. Таким образом, в оформлении ожерелий проявилось, возможно, влияние царского культа.

7 Атрибуция саркофага, выполненная А.О. Болыпаковым,"носит предварительный характер. О.Д. Берлев и С.И. Ходжаш датируют саркофаг не Саисским периодом, а периодом Птолемеев (Берлев О., Ходжаш С. Каталог египетских памятников из музеев Российской Федерации, Украины, Белоруссии, Кавказа, Средней Азии и Прибалтики // Orbis biblicus et orientalis. University Press, Friburg, Switzerland, Gottingen. Series archaeologica. 1998.-17. P. 33).

8Лукас A. Op. cit. С 667-669.

9 Лукас A. Op. cit. С 528; Moro P. et L., Philippot P. La conservation des peintures murales. Bologne,1977. P. 92.

10 Витрувий. Десять книг об архитектуре. М.,1946.

11 В данной статье мы не касаемся ни проблемы сохранения мокрой археологической древесины, ни - деревянных памятников архитектуры. И та, и другая требуют отдельного рассмотрения и особых подходов и решений.

12 Ванин СИ. К вопросу о консервации и реставрации музейных экспонатов // Труды лесотехнической академии. Л., 1935. № 6 (44). С. 125-128.

13 UngerA. Holzkonservierung. Schutz und Festigung von Kulturgut aus Holz. Leipzig, 1988.

Реферат раздела книги, посвященного укреплению древесины, опубликован в: Унгер А. Средства для упрочения древесины // Консервация и реставрация недвижимых памятников истории и культуры. Экспресс-информация. М., 1991. Вып. 5-6. 27 с.

14 Ванин СИ. К вопросу о консервации и реставрации музейных экспонатов //Труды лесотехнической академии. Л., 1935. № 6 (44). С. 125-128; Фармаковский М.В. Консервация и реставрация музейных коллекций. М., 1947. С. 105-107.

15 См. о начальном периоде применения синтетических полимеров в публикациях Е.А. Румянцева: Использование синтетических смол при археологических раскопках // Краткие сообщения Института истории

материальной культуры. М., 1953. Вып. XLIX. С. 133-138; Стабилизация насыщенной влагой древесины, найденной при археологических раскопках // Краткие сообщения Института истории материальной культуры. М., 1953. Вып. LXXII. С. 96-99; Применение синтетических смол для закрепления и консервации древних археологических предметов при археологических работах //Труды государственного исторического музея АН Армянской ССР. Ереван, 1959. № 5; Реставрация и консервация древних деревянных повозок из Закавказья и Алтая // Советская археология. М., 1961, № 1.

16 Холькин Ю.И. Модифицирование древесины. М., 1981.

В справочнике Г.С. Петрова (Искусственные смолы и пластмассы. М., 1937) упоминаются пропитка дерева полиакриловой смолой, плексигласом (с. 544) и бакелитовым лаком, изготовляемым из фенола и трикрезила (с. 291).

Следует заметить, что хотя термины «модифицирование», «модификация» были введены относительно недавно, в XX в. (для определения, в частности, процесса обработки древесины синтетическими полимерами), сама практика модифицирования древесины для придания ей определенных свойств восходит к глубокой древности. Известно, например, что в Шумере (III тыс. до Р. X.) древесина лодок обрабатывалась смолой.

Очевидно, что «модифицированием» можно назвать, строго говоря, любой процесс укрепления археологических памятников посредством введения в древесину какого-либо консолиданта: синтетического полимера, неорганического материала или органического материала природного происхождения.

17 См. о В.Е. Вихрове и научной тематике его лаборатории в сборнике его памяти: Модифицирование древесины синтетическими полимерами. - Минск, 1973.

18 Вихров В.Е. Стабилизация форм и размеров фрагментов деревянных изделий//Доклады АН БССР. Минск, 1962. Т. VI, № 11. С. 725-731.

19 Вихров Ю.В., Борисов В.А. Подбор консервирующих составов для консервации деревянных археологических построек // Модифицирование древесины синтетическими полимерами. Минск, 1973. С. 174-179.

20 Казанская СЮ. Консервирующие составы для деревянных археологических построек // Модифицирование древесины синтетическими полимерами. Минск, 1973. С. 168-173.

21 Крецберг З.Н. и др. Радиационно-химическая модификация цельной древесины метилметакрилатом // Модификация древесины. Рига, 1967. С. 206-216.

22Этот способ был использован И.Л. Ногид для консервации деревянных находок из раскопок Новгорода, Малого Торопца и Невельского района Псковской области (Никитина К.Ф., Герасимова Н.Г., Колосова М.И. О сохранности и консервации мокрой археологической древесины // Консервация и реставрация памятников культуры и искусства. Л., 1974. С. 40).

23 Черняевский И.М., Цейтлина М.М. Опыт подготовки к музеефикации материалов археологических раскопок // Краткие тезисы докладов Всесоюзного семинара «Новые методы исследования, консервации и реставрации художественных произведений (полевая и лабораторная консервация памятников археологии). Л., 1985. С. 13-14.

24 Гаген Л., Герасимова И., Шейнина Е. Закрепление резного обуглившегося дерева // Сообщения Государственного Эрмитажа. Л., 1972. XXXV. С. 80-83.

25 См., например, в кн.: Роценс К.А., БерзонА.В., Гулбис Я.К. Особенности свойств модифицированной древесины. Рига, 1983.

26 Никитин М.К., Мельникова Е.П. Химия в реставрации. СПб., 2002. С. 119-123.

27 Михайлов А. Консервация сухой и влажной археологической древесины. София, 1984. 143 с.

В книге болгарского исследователя рассмотрен и российский опыт укрепления археологической древесины.

28 Гордюшина В.И., Федосеева Т. С. Консолиданты для укрепления деструктированной древесины // Художественное наследие. М., 1999. № 17. С. 86-90.

29 Сошлемся на недавние статьи сотрудников ГИМ: Виноградова Л.И. Реставрация мелких изделий из дерева // Труды Государственного исторического музея. М.,1999. Вып. 107. С. 89-93; Турищева Р.А., Козлов А.В. Реставрация древнего челна из коллекции ГИМ // Там же. С. 93-95) и на книгу реставраторов ГМИР ГА. Преображенской и Ю.П. Ивлева (Консервация деревянной пластики. СПб., 2001. С. 116-123).

30 По свидетельству НА. Машкина, относящемуся к 1985 г., «несмотря на множество примеров успешного решения применения модифицированной древесины, крайне мало сведений о ее стойкости в эксплуатационных условиях» (Машкин НА. Стойкость модифицированной древесины при искусственном и атмосферном старении. Новосибирск, 1985).

Хотя впоследствии был опубликован ряд работ по этой тематике того же Н.А. Машкина, а также его коллеги В.М. Хрулева (см. прим. 32), эта ситуация в целом сохранилась и в 1990-е гг.

31 То же самое мы можем сказать и в отношении памятников, находящихся под открытым небом. Нам известно только о постановке проблемы прогнозирования их долговечности (Вихров Ю.В. Задачи исследований в области консервирования деградированной древесины // Проблема модификации древесины, перспективы развития ее производства и применения в народном хозяйстве. Материалы Всесоюзной научно-технической конференции. Минск, 1979. С. 117).

32 См. публикации новосибирских исследователей: Хрулев В.М., Машкин Н.А. Старение полимеров в модифицированной древесине // Применение пластмасс в строительном и городском хозяйстве. Тезисы докладов республиканской научно-технической конференции (28-30 сентября 1982 г.). Харьков, 1982. С. 55-58; Хрулев В.М., Машкин Н.А., Арисланов О.Н. Стойкость и старение модифицированной древесины // Проблемы комплексного использования древесного сырья. Рига, 1984. С. 316; Машкин Н.А. Стойкость модифицированной древесины при искусственном и атмосферном старении. Новосибирск, 1985; Хрулев В.М. Модифицированная древесина в строительстве. М., 1986; Хрулев В.М. Старение материалов, изделий и конструкций из полимеров и древесины. Новосибирск, 1996. 68 с; Машкин Н.А. Повышение стойкости и долговечности модифицированной полимерами древесины. Новосибирск, 1996; Машкин Н.А. Эксплуатационная стойкость модифицированной древесины в строительных изделиях. Новосибирск, 2001.

Первоисточник: 
ИССЛЕДОВАНИЕ И КОНСЕРВАЦИЯ ПАМЯТНИКОВ КУЛЬТУРЫ. ПАМЯТИ Л.А. ЛЕЛЕКОВА. Сост. К.И.Маслов, ГосНИИР, М., 2004
 
 
 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2018)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)

«Дружба — личные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи». (Дружба—Википедия)

«Знакомство — отношения между людьми, знающими друг друга». (Знакомство—Викисловарь)

ЕЖЕГОДНЫЙ КОНКУРС ЛУЧШИХ РАБОТ ВЕРНИСАЖА И ВЕБ-ПОРТФОЛИО
Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.