ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы. Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
 

1 Д.Г. Бурылин (1852-1924) - известный коллекционер и меценат. «Музей промышленности и искусства», для которого Д.Г. Бурылин построил специальное здание, был открыт в 1915 г. После Октябрьского переворота, в 1919 г., музей Д.Г. Бурылина был экспроприирован Советской властью и переименован сначала в «Иваново-Вознесенский губернский музей», а затем в «Ивановский областной краеведческий музей» (ИОКМ) (см. подробнее: Додонова А. Дмитрий Геннадьевич Бурылин. Иваново, 1997. 216 с). Обстоятельства появления саркофага в коллекции Д.Г. Бурылина не известны.

В 1961 г. саркофаг был передан из ИОКМ в незадолго до того созданный «Ивановский областной художественный музей» (ИОХМ), который в 2004 г. был упразднен и включен в состав тогда же образованного «Ивановского объединения художественных музеев».

2 Перевод надписи и датировка саркофага выполнены египтологом Государственного Эрмитажа А.О. Большаковым.

3 Изображения лиц на древнеегипетских саркофагах обычно золотили или раскрашивали в зеленый или черный цвета. Это связано с представлениями о божественной сущности мертвых. Золото являлось субстанцией плоти богов; зеленый, будучи цветом растительности, связывался с Осирисом как божеством возрождающихся природных сил; черный цвет плодородной земли имел аналогичную символику.

4 Древние египтяне обычно выбривали голову и носили парики; как правило, именно в париках они изображаются в скульптуре и на рельефах. Типы париков многочисленны и, несомненно, были связаны с определенными представлениями идеологического характера. Иногда эти представления удается выявить, однако в данном случае изображен парик столь распространенного типа, что о нем трудно сказать что-либо определенное.

5 Это предположение было сделано на основании визуального наблюдения. Химический анализ материалов глаз не проводился. Об использовании фаянса для инкрустации глаз древнеегипетских статуэток сообщает А. Лукас (Материалы и ремесленные производства Древнего Египта. М., 1958. С. 216).

6 Ожерелье на груди повторяет тип украшения, которое древние египтяне в действительности носили. Оно состояло из многочисленных низок бусин и подвесок (как правило фаянсовых), собранных в единое целое (по-египетски оно называлось усех, т.е. «широкое»). По краям, там, где соединялись нити низок, находились крепления в виде соколиных голов. Сокол являлся эмблемой небесного божества Хора, с которым в раннюю, еще додинастическую эпоху начали отождествлять правящего царя. Таким образом, в оформлении ожерелий проявилось, возможно, влияние царского культа.

7 Атрибуция саркофага, выполненная А.О. Болыпаковым,"носит предварительный характер. О.Д. Берлев и С.И. Ходжаш датируют саркофаг не Саисским периодом, а периодом Птолемеев (Берлев О., Ходжаш С. Каталог египетских памятников из музеев Российской Федерации, Украины, Белоруссии, Кавказа, Средней Азии и Прибалтики // Orbis biblicus et orientalis. University Press, Friburg, Switzerland, Gottingen. Series archaeologica. 1998.-17. P. 33).

8Лукас A. Op. cit. С 667-669.

9 Лукас A. Op. cit. С 528; Moro P. et L., Philippot P. La conservation des peintures murales. Bologne,1977. P. 92.

10 Витрувий. Десять книг об архитектуре. М.,1946.

11 В данной статье мы не касаемся ни проблемы сохранения мокрой археологической древесины, ни - деревянных памятников архитектуры. И та, и другая требуют отдельного рассмотрения и особых подходов и решений.

12 Ванин СИ. К вопросу о консервации и реставрации музейных экспонатов // Труды лесотехнической академии. Л., 1935. № 6 (44). С. 125-128.

13 UngerA. Holzkonservierung. Schutz und Festigung von Kulturgut aus Holz. Leipzig, 1988.

Реферат раздела книги, посвященного укреплению древесины, опубликован в: Унгер А. Средства для упрочения древесины // Консервация и реставрация недвижимых памятников истории и культуры. Экспресс-информация. М., 1991. Вып. 5-6. 27 с.

14 Ванин СИ. К вопросу о консервации и реставрации музейных экспонатов //Труды лесотехнической академии. Л., 1935. № 6 (44). С. 125-128; Фармаковский М.В. Консервация и реставрация музейных коллекций. М., 1947. С. 105-107.

15 См. о начальном периоде применения синтетических полимеров в публикациях Е.А. Румянцева: Использование синтетических смол при археологических раскопках // Краткие сообщения Института истории

материальной культуры. М., 1953. Вып. XLIX. С. 133-138; Стабилизация насыщенной влагой древесины, найденной при археологических раскопках // Краткие сообщения Института истории материальной культуры. М., 1953. Вып. LXXII. С. 96-99; Применение синтетических смол для закрепления и консервации древних археологических предметов при археологических работах //Труды государственного исторического музея АН Армянской ССР. Ереван, 1959. № 5; Реставрация и консервация древних деревянных повозок из Закавказья и Алтая // Советская археология. М., 1961, № 1.

16 Холькин Ю.И. Модифицирование древесины. М., 1981.

В справочнике Г.С. Петрова (Искусственные смолы и пластмассы. М., 1937) упоминаются пропитка дерева полиакриловой смолой, плексигласом (с. 544) и бакелитовым лаком, изготовляемым из фенола и трикрезила (с. 291).

Следует заметить, что хотя термины «модифицирование», «модификация» были введены относительно недавно, в XX в. (для определения, в частности, процесса обработки древесины синтетическими полимерами), сама практика модифицирования древесины для придания ей определенных свойств восходит к глубокой древности. Известно, например, что в Шумере (III тыс. до Р. X.) древесина лодок обрабатывалась смолой.

Очевидно, что «модифицированием» можно назвать, строго говоря, любой процесс укрепления археологических памятников посредством введения в древесину какого-либо консолиданта: синтетического полимера, неорганического материала или органического материала природного происхождения.

17 См. о В.Е. Вихрове и научной тематике его лаборатории в сборнике его памяти: Модифицирование древесины синтетическими полимерами. - Минск, 1973.

18 Вихров В.Е. Стабилизация форм и размеров фрагментов деревянных изделий//Доклады АН БССР. Минск, 1962. Т. VI, № 11. С. 725-731.

19 Вихров Ю.В., Борисов В.А. Подбор консервирующих составов для консервации деревянных археологических построек // Модифицирование древесины синтетическими полимерами. Минск, 1973. С. 174-179.

20 Казанская СЮ. Консервирующие составы для деревянных археологических построек // Модифицирование древесины синтетическими полимерами. Минск, 1973. С. 168-173.

21 Крецберг З.Н. и др. Радиационно-химическая модификация цельной древесины метилметакрилатом // Модификация древесины. Рига, 1967. С. 206-216.

22Этот способ был использован И.Л. Ногид для консервации деревянных находок из раскопок Новгорода, Малого Торопца и Невельского района Псковской области (Никитина К.Ф., Герасимова Н.Г., Колосова М.И. О сохранности и консервации мокрой археологической древесины // Консервация и реставрация памятников культуры и искусства. Л., 1974. С. 40).

23 Черняевский И.М., Цейтлина М.М. Опыт подготовки к музеефикации материалов археологических раскопок // Краткие тезисы докладов Всесоюзного семинара «Новые методы исследования, консервации и реставрации художественных произведений (полевая и лабораторная консервация памятников археологии). Л., 1985. С. 13-14.

24 Гаген Л., Герасимова И., Шейнина Е. Закрепление резного обуглившегося дерева // Сообщения Государственного Эрмитажа. Л., 1972. XXXV. С. 80-83.

25 См., например, в кн.: Роценс К.А., БерзонА.В., Гулбис Я.К. Особенности свойств модифицированной древесины. Рига, 1983.

26 Никитин М.К., Мельникова Е.П. Химия в реставрации. СПб., 2002. С. 119-123.

27 Михайлов А. Консервация сухой и влажной археологической древесины. София, 1984. 143 с.

В книге болгарского исследователя рассмотрен и российский опыт укрепления археологической древесины.

28 Гордюшина В.И., Федосеева Т. С. Консолиданты для укрепления деструктированной древесины // Художественное наследие. М., 1999. № 17. С. 86-90.

29 Сошлемся на недавние статьи сотрудников ГИМ: Виноградова Л.И. Реставрация мелких изделий из дерева // Труды Государственного исторического музея. М.,1999. Вып. 107. С. 89-93; Турищева Р.А., Козлов А.В. Реставрация древнего челна из коллекции ГИМ // Там же. С. 93-95) и на книгу реставраторов ГМИР ГА. Преображенской и Ю.П. Ивлева (Консервация деревянной пластики. СПб., 2001. С. 116-123).

30 По свидетельству НА. Машкина, относящемуся к 1985 г., «несмотря на множество примеров успешного решения применения модифицированной древесины, крайне мало сведений о ее стойкости в эксплуатационных условиях» (Машкин НА. Стойкость модифицированной древесины при искусственном и атмосферном старении. Новосибирск, 1985).

Хотя впоследствии был опубликован ряд работ по этой тематике того же Н.А. Машкина, а также его коллеги В.М. Хрулева (см. прим. 32), эта ситуация в целом сохранилась и в 1990-е гг.

31 То же самое мы можем сказать и в отношении памятников, находящихся под открытым небом. Нам известно только о постановке проблемы прогнозирования их долговечности (Вихров Ю.В. Задачи исследований в области консервирования деградированной древесины // Проблема модификации древесины, перспективы развития ее производства и применения в народном хозяйстве. Материалы Всесоюзной научно-технической конференции. Минск, 1979. С. 117).

32 См. публикации новосибирских исследователей: Хрулев В.М., Машкин Н.А. Старение полимеров в модифицированной древесине // Применение пластмасс в строительном и городском хозяйстве. Тезисы докладов республиканской научно-технической конференции (28-30 сентября 1982 г.). Харьков, 1982. С. 55-58; Хрулев В.М., Машкин Н.А., Арисланов О.Н. Стойкость и старение модифицированной древесины // Проблемы комплексного использования древесного сырья. Рига, 1984. С. 316; Машкин Н.А. Стойкость модифицированной древесины при искусственном и атмосферном старении. Новосибирск, 1985; Хрулев В.М. Модифицированная древесина в строительстве. М., 1986; Хрулев В.М. Старение материалов, изделий и конструкций из полимеров и древесины. Новосибирск, 1996. 68 с; Машкин Н.А. Повышение стойкости и долговечности модифицированной полимерами древесины. Новосибирск, 1996; Машкин Н.А. Эксплуатационная стойкость модифицированной древесины в строительных изделиях. Новосибирск, 2001.

Первоисточник: 
ИССЛЕДОВАНИЕ И КОНСЕРВАЦИЯ ПАМЯТНИКОВ КУЛЬТУРЫ. ПАМЯТИ Л.А. ЛЕЛЕКОВА. Сост. К.И.Маслов, ГосНИИР, М., 2004
 
 
 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2018)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)

«Дружба — личные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи». (Дружба—Википедия)

«Знакомство — отношения между людьми, знающими друг друга». (Знакомство—Викисловарь)

Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.

КУЛЬТСОХРАНАГИТПЛАКАТ - Спам во имя культуры! Скопируй код плаката и вставь его в интернет!

БИБЛИОТЕКА РЕСТАВРАТОРА

RSS Последние статьи в библиотеке реставратора.

НазваниеАвтор статьи
УЧЕБНИК РУССКОЙ ПАЛЕОГРАФИИ (1918) Щепкин В.Н.
МАТЕРИАЛЫ И ТЕХНИКА ВИЗАНТИЙСКОЙ РУКОПИСНОЙ КНИГИ Мокрецова И. П., Наумова М. М., Киреева В. Н., Добрынина Э. Н., Фонкич Б. Л.
О СИМВОЛИКЕ РУССКОЙ КРЕСТЬЯНСКОЙ ВЫШИВКИ АРХАИЧЕСКОГО ТИПА Амброз А.К.
МУЗЕЙНОЕ ХРАНЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ (1995) Девина Р.А., Бредняков А.Г., Душкина Л.И., Ребрикова Н.Л., Зайцева Г.А.
Современное использование древней технологии обжига керамических изделий Давыдов С.С.