ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Работайте с опытным наставником.
 

1 Архив ПТ. Ф. 67, ед. 341, л. 23.
2 Там же. Ф. 67, ед. 341, л. 23, 24 об.; ф. 157, ед. 173 л. 9; ф. 68, ед. 57, л. 1.
3 Там же. Ф. 67, ед. 341, л. 23 об., 24.
4 Там же. Ф. 68, ед. 57, л. 1; ф. 67, ед. 341, л. 23 об.
5 Там же. Ф. 67, ед. 341, л. 23 об., 24; ф. 157, ед. 20, л. 6, ед. 12, л. 14, 15.
6 Там же. Ф. 67, ед. 341, л. 23 об.; ф. 68, ед. 57, л. 1.
7 Там же. Ф. 68, ед. 57, л. 1; ф. 157, ед. 13, л. 16; ф. 67, ед. 372, л. 69.
8 Там же. Ф.157, ед. 78, л. 54 об., ед. 20, л. 4; ф. 67, ед. 341, л. 24.
9 Там же. Ф. 67, ед. 341, л. 24.
10 Там же. Ф. 157, ед. 12, л. 13. Ю. А. Олсуфьев сделал описание раскрытых изображений «с указанием на расположение основных композиций», а также описание нераскрытых росписей, предполагая, что «записи могут повторить древние сюжеты».
11 Там же. Ф. 157, ед. 107, л. 2 об.
12 Там же. Ф. 68, ед. 57, л. 1.
13 Там же. Ф. 67, ед. 355, л. 11; ф. 68, ед. 57, л. 1;ф. 157, ед. 20, л. 5.
14 Там же. Ф. 67, ед. 341, л. 24, 24 об.
15 Там же. Ф. 67, ед. 355, л. 11; ф. 68, ед. 57, л. 1.
16 Там же. Ф. 67, ед. 341, 24 об., ед. 20, л. 8; ф. 68, ед. 57, л. 1.
17 Там же. Ф. 67, ед. 350, л. 60, 62, 64. По мнению Ю. А. Олсуфьева, «фрески уникальные, раскрывающие собой начальную живопись мистры и ранних сербских росписей» (ф. 157, ед. 12, л. 11).
18 Там же. Ф. 67, ед. 372, л. 69.
19 Там же. Ф. 67, ед. 341, л. 23 об., 24 об.; ф. 68, ед. 57, л. 1.
20 Там же. Ф. 67, ед. 341, л. 24 об.
21 Там же. Ф. 157, ед. 20,л. 25,ед. 163, л. 26, 30; ф. 67, ед. 341, л. 10, 11,21,23, 24 об. В 1930 г. П. И. Юкин выполняет работы по промывке росписей в алтаре и жертвеннике церкви Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря, проводит раскрытие росписей в Успенском соборе Кирилло-Белозерского монастыря. Сотрудники ЦГРМ продолжают раскрытие росписей XVI и XVII вв. в Благовещенском соборе в Сольвычегодске.
22 Там же. Ф. 8-2, ед. 1034, л. 4, 6.
23 Там же. Ф. 67, ед. 367, л. 30.
24 Там же. Ф. 67, ед. 367, л. 30, 31.
25 Там же. Ф. 67, ед. 367, л. 31.
26 Там же. Ф. 67, ед. 367, л. 32. «...Кстати, нужно отметить, что на письме изображений есть приподнятости слоя краски записи, местами вместе с основным слоем письма». На этих изображениях, а также и в других участках стенописи с отставанием красочного слоя, перед раскрытием проводилось укрепление живописи.
27 Там же. Ф. 67, ед. 367, л. 32.
28 Там же. Ф. 157, ед. 149, л. 1; ф. 67, ед. 353, л. 4, 10.
29 Там же. Ф. 67, ед. 353, л. 12.
30 Там же. Ф. 67, ед. 353, л. 14.
31 Там же. Ф. 157, ед. 78, л. 50 об.
32 Там же. Ф. 67, ед. 372, л. 94.
33 Там же. Ф. 67, ед. 198, л. 3.
34 Там же. Ф. 67, ед. 349, л. 1.
35 Там же. Ф. 67, ед. 341, л. 3.
36 Там же. Ф. 157, ед. 12, л. 24, 26, 28.
37 Там же. Ф. 157, ед. 12, л. 27.
38 Там же. Ф. 157, ед. 12, л. 24, 27, 28; ф. 8-2, ед. 637, л. 28.
39 Там же. Ф. 67, ед. 362, л. 5, 11.
40 Там же. Ф. 157, ед. 12, л. 2. Н. П. Сычева, по словам Ю. А. Олсуфьева, «заинтересовал тип Христа в композиции "Учение Христа в синагоге"».
41 Там же. Ф.157, ед. 12, л. 24.
42 Там же. Ф. 67, ед. 372, л. 126.
43 Там же. Ф. 157, ед. 112, л. 7; ф. 67, ед. 353, л. 10.
44 Там же. Ф. 67, ед. 353, л. 10.
45 Там же. Ф. 157, ед. 112, л. 7, ед. 111, л. 7. «Задание, внесенное в годовой производственный план Секции древнерусской живописи под общей рубрикой укрепления фресок в Юрьеве монастыре производственной группой ЦГРМ 1, 2 и 3 июля» (ед. 149, л. 1; ф. 8-2, ед. 1034, л. 1).
46 Там же. Ф. 157, ед. 126, л. 1; ф. 67, ед. 350, л. 59; ф. 67, ед. 198, л. 2.
47 Там же. Ф. 67, ед. 198, л. 1. Зав. реставрационной мастерской Новгородского музея Б. В. Шевяков.
48 Там же. Ф. 157, ед. 126, л. 2; ф. 67, ед. 198, л. 2; ф. 8-2, ед. 806, л. 5, 5 об.
49 Там же. Ф. 67, ед. 198, л. 3 ед. 350, л. 59.
50 Там же. Ф. 157, ед. 88, л. 26. 51 Там же. Ф. 157, ед. 88, л. 26.
52 Там же. Ф. 67, ед. 53, л. 2.
53 Там же. Ф. 67, ед. 367, л. 6, 7.
54 Там же. Ф. 157, ед. 91, л. 27 об., 28 об.; ф. 67, ед. 372, л. 11 об.
55 Там же. Ф. 157, ед. 199, л. 11, ед. 91, л. 25.
56 Там же. Ф. 157, ед. 199, л. 12.
57 Там же. Ф. 157, 90, л. 44, ед. 37 л. 1 об.
58 Там же. Ф. 157, ед. 116, л. 15.
59 Орлова М. А. Наружные росписи средневековых храмов. М.: Северный паломник, 2002. С. 170; Каргер М. К. Раскопки и реставрационные исследования в Георгиевском соборе Юрьева монастыря в Новгороде (1933—1935 гг.) // Советская археология. 1948. № 8. С. 180—187; ил. 3, 6, 7. Эти фрагменты росписей XII в. были разрушены во время Отечественной войны, сохранились лишь неудачные фотографии утраченных фресок.
60 Архив ПТ. Ф. 67, ед. 357а, л. 19.
61 Там же. Ф. 67, ед. 357а, л. 19.
62 Там же. Ф. 67, ед. 357а, л. 9.
63 Там же. Ф. 8—2, ед. 982, л. 2. Из доклада Е. А. Домбровской о раскрытии стенописи в Софийском соборе в Киеве в 1930-е гг.
64 Там же. Ф. 157, ед. 90, л. 43 об.
65 Там же. Ф. 157, ед. 90, л. 43 об.
66 Там же. Ф. 157, ед. 90, л. 43 об.
67 Там же. Ф. 157, ед. 90, л. 44.
68 Там же. Ф. 8-2, ед. 637, л. 28.
69 Архив ИИМК РАН. Ф. 2, ед. 238, л. 108.
70 Архив ПГ. Ф. 157, ед. 149, л. 1.
71 Там же. Ф. 157, ед. 93, л. 34.
72 Там же. Ф. 157, ед. 93, л. 34.
73 Там же. Ф. 157, ед. 107, л. 2.
74 Там же. Ф. 8-2, ед. 717, л. 94.
75 Там же. Ф. 67, ед. 350, л. 10, 10 об.
76 Там же. Ф. 67, ед. 350, л. 10 об.
77 Там же. Ф. 67, ед. 350, л. 11.
78 Там же. Ф. 67, ед. 350, л. 11, 50. В отчете осмотра церкви отмечено, что «судя по сохранившимся граффити, вероятно, в нач. XVI в. пол был значительно поднят», поэтому часть росписей была закрыта.
79 Там же. Ф. 8-2, ед. 1034, л. 2, ед. 806, л. 4.
80 Там же. Ф. 67, ед. 350, л. 44.
81 Там же. Ф. 8—2, ед. 806, л. 5 об., 6. Ю. Олсуфьев утверждал, что часть церкви «не обследована».
82 Там же. Ф. 8-2, ед. 806, л. 6.
83 Там же. Ф. 67, ед. 399, л. 22.
84 Там же. Ф. 67, ед. 367, л. 5, 6.
85 Там же. Ф. 8-2, ед. 806, л. 1.
86 Там же. Ф. 67, ед. 402, л. 11; ф. 8—2, ед. 806, л. 1. Работы проводились по договору ГТГ с ГИМ, согласно которому «надлежало раскрыть 18 кв. м» стенописи. Кроме того, были укреплены стенные росписи на северной стене церкви, раскрытые в конце 1920-х гг. Брягиным и, как сказано в акте осмотра, «пришедшие в состояние полнейшего разрушения, выразившегося в распылении красочного слоя» (ф. 67, ед. 402, л. 10). Осмотр работ проводили научный руководитель центральной лаборатории Гострии» А. Рево, представитель мастерской монументальной живописи Архитектурного института Н. Чернышов, заведующий фондами ГИМ Н. Левинсон и др.
87 Там же. Ф. 67, ед. 402, л. 7.
88 Там же. Ф. 157, ед. 268, л. 3.
89 Там же. Ф. 157, ед. 134, л. 2.
90 Там же. Ф. 157, ед. 134, л. 3. Пробные раскрытия были сделаны также и в палатах Андрея Боголюбского в Боголюбове и в церкви Покрова на Нерли. В результате проведенных работ росписи не были обнаружены.
91 Там же. Ф. 67, ед. 418, л. 1.
92 Там же. Ф. 8-2, ед. 806, л. 113.
93 Там же. Ф. 8-2, ед. 806, л. 24, 113.
94 Там же. Ф. 67, ед. 135, л. 6; ф. 157, ед. 132, л. 2.
95 Там же. Ф. 8-2, ед. 1034, л. 4.
96 Там же. Ф. 8-2, ед. 1034, л. 1, ед. 895, л. 7.
97 Там же. Ф. 8-2, ед. 1034, л. 1.
98 П. И. Нерадовский. Реставрация древней стенописи Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры // Памятники культуры. Памятники культуры. Исследование и реставрация. М.,1960. Вып. 2. С. 139, 141.
99 Архив ГТГ. Ф. 67, ед. 341, л. 3; ф. 8-2, ед. 806, л. 6. В церкви Преполовения «расчистками установлено, что имеется несколько слоев разновременной побелки; нижняя из них с темной высокой панелью, оттененной коричневой филенкой. Стенной росписи не обнаружено».
100 Там же. Ф. 67, ед. 357а, л. 10 об. В отчете обследования новгородских памятников о церкви Андрея Юродивого сказано, что «...поиски древней настенной живописи в церкви не привели к желаемым результатам».
101 Там же. Ф. 67, ед. 341, л. 10; ф. 8-2, ед. 806, л. 5, ед. 916, л. 21 -22. В 1937 г. Ю. А. Олсуфьев писал в черновике статьи о реставрации древнерусской живописи, что Секцией за последние годы был раскрыт «ряд важнейших памятников монументальной живописи XII, XIII, XIV, XV и XVI вв.».
102 Там же. Ф. 68, ед. 77, л. 1, 1 об.

Первоисточник: 
ПРОБЛЕМЫ СОХРАНЕНИЯ И РЕСТАВРАЦИИ МОНУМЕНТАЛЬНОЙ ЖИВОПИСИ: Материалы конференции ГосНИИР 26 апреля 2006 г. М., 2006. (Чтения памяти Л. А. Лелекова — 2006)
 
 

Система Orphus Если вы приметили ошибку, выделите сей казус и нажмите одновременно клавиши «Ctrl» и «Enter».

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2020)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2020)


Нужно ли делать сопроводительную документацию для объекта реставрации? (2020)


Всё процессы консервации и реставрации с момента поступления произведения и до его выхода, из мастерской в обязательном порядке документируются. Для этого художник-реставратор постоянно ведет дневник и паспорт. (Документация процессов консервации и реставрации)

Прикрепленный опрос: Ведёте ли вы реставрационный дневник?

Есть ли у вас друзья реставраторы? (2020)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2020)

«Дружба — личные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи». (Дружба—Википедия)

«Знакомство — отношения между людьми, знающими друг друга». (Знакомство—Викисловарь)