ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Работайте с опытным наставником.
 

В 1937 г. проведением пробных раскрытий древней настенной живописи занимался преимущественно реставратор Секции древнерусской живописи ГТГ И. А. Баранов.

И. А. Баранов провел пробные раскрытия настенной живописи в соборах Владимира, в соборе Новоспасского монастыря в Москве и Сковородского монастыря в Новгороде.

По заданию Владимирского музея И. А. Барановым «были произведены пробы с целью установления наличия древних фресок» в Успенском и Дмитровском соборах.

1. «Под изображением Онуфрия Великого (на столпе в южном проходе южного нефа Успенского собора) было сделано пробное раскрытие фресковой панели, установившее наличие (под масляной записью Сафонова) изображения полотенца с розеткой времени общей росписи нач. XV в. В числе раскрытых фресок круга Рублева в Успенском соборе имеется лишь одно такое панельное полотенце, но с розеткой иного рисунка»89.

2. В Дмитровском соборе сделаны пробные раскрытия на столпах, в южной части западной стены вверху, в апсиде дьяконника90.

В мае 1937 г. И. А. Барановым под наблюдением Ю. А. Олсуфьева были сделаны «пробные раскрытия стенных росписей XVII в. в Преображенском соборе Новоспасского монастыря на ряде участков.

1. Четыре пробы на композиции «Притча о пастыре» на северной стене в нижнем ярусе. Первая проба «обнаружила под двумя записями наличие первоначальной живописи плохой сохранности», предположительно «стилизованные кустики, не воспроизведенные записями и не совпадающие с рисунком старой графьи, изображающей на этом месте ноги каких-то животных (пасомое стадо). Вторая проба раскрыла голову коровы хорошей сохранности, не воспроизведенной записями, но совпадающей с имеющейся здесь графьей. Третья проба раскрыла голову овцы средней сохранности. Четвертая проба выявила поднятую кисть руки, также не воспроизведенную записями; рука хорошей сохранности.

2. Пробное раскрытие было сделано на ликах патриархов Никона и Иоакима в алтаре. Лики патриархов оказались, «по-видимому, XVIII в.».

3. В люнете притвора в композиции апокалипсического содержания, в состав которой входят скачущие на конях фигуры, в том числе скелет.

Композиция «не дала положительных результатов с точки зрения сколько-нибудь удовлетворительной сохранности»91.

9 июля 1937 г. в церкви Архангела Михаила Сковородского монастыря реставраторами под слоями побелок были найдены росписи, о чем Олсуфьев телеграфировал заместителю директора ГТГ по научной части Н. М. Щекотову и заведующему реставрационным отделом ГТГ Е. В. Кудрявцеву: «Фрески XIV в. исключительного качества»92. Реставраторами, при участии М. К. Каргера, были вынуты позднейшие кирпичные заделки древних окон церкви в южной, северной и в двух окнах западной стены. «В проемах двух первых окон оказались фрески орнаментального характера превосходной сохранности»93.

В мае 1937 г. архитектором П. Д. Барановским во время реставрационных работ в Покровской церкви XVI в. в Александрове была открыта конха древней алтарной апсиды с фрагментом фрескового изображения Богоматери на престоле и окно, на откосах которого найден фресковый «орнамент непрерывного построения — листья аканта, заключенные в фигуры, образуемые стеблем, которые можно назвать «кубчатыми»94.

В 1936—1937 гг. экспедицией ГТГ были проведены пробные частичные раскрытия живописи памятников Грузии и Армении: фресковой живописи X в. в церкви в Атени близ Гори, росписей XI в. в церкви в Ахтале и росписей II в. в Кинцвиси95.

В 1937 г. в церкви Иоанна Предтечи VI—VIII вв. в Керчи экспедицией реставраторов ГТГ (П. И. Юкиным, И. А. Барановым) было сделано пробное раскрытие, выявившее под поздней штукатуркой древнюю живопись VII в.

Весной 1938 г. экспедицией ГТГ были сделаны «зондажи» на восьми участках на стенах и столпах «древней части церкви». На участке на восточной стене зондаж показал, что фресковая живопись находится под тремя слоями штукатурок с несколькими слоями покрасок на втором слое штукатурки и под тремя слоями позднейших покрасок. Площадь участков пробных раскрытий достигала двух метров. 1,6 м х 1,5 м составляла площадь пробного раскрытия, сделанного И. Барановым на северо-восточном столпе. Там открылось погрудное изображение святого, а пробное раскрытие на том же уровне от пола на юго-восточном столпе также выявило фигуру святого по грудь, с насечками на лике96.

В 1937 г. в Кирилловской церкви в Киеве пробное раскрытие, выполненное реставраторами ГТГ, показало наличие под записью живописи XII в.97

В 1937, 1939—1940 гг., по сведениям П. И. Нерадовского, в Троицком соборе Троице-Сергиевой лавры «с целью раскрытия первоначальной росписи были проведены пробные расчистки» настенной живописи, а также в алтаре, на южном портале и в Никольской паперти собора. При удалении масляной записи открывалась живопись XVII в., сохранившаяся в удовлетворительном состоянии98.

В 1930-х гг. были проведены исследования на ряде памятников, в результате которых древняя живопись не была обнаружена: в 1931 г. в церкви Преполовения и в Ивановском монастыре во Пскове99, в церкви Андрея Юродивого XIV в. под Новгородом. В последнем случае под «толстым слоем побелок на алтарной арке найдена роспись первой половины XVIII в. ...и только»100.

По словам Ю. А. Олсуфьева, в 1936 г. «недостаточно обследованными» памятниками являлись Софийский собор, Николо-Дворищенский собор в Новгороде и Михайло-Клопский монастырь.

Олсуфьев предполагал в дальнейшем продолжить раскрытия росписей на памятниках Новгорода, Гостинополья, Пскова, Ростова Великого, Владимира. Намечались работы по раскрытию росписей церкви Николы на Липне и Симеона в Новгороде. В Пскове планировалось продолжать раскрытие росписей Спасо-Преображенского монастыря (не раскрыто еще «около 5/6 всех фресок»), настенной живописи собора Рождества Богородицы Снетогорского монастыря и церкви Успения в Мелетове101.

О результатах и значении работ по открытию древнерусской монументальной живописи Анисимов писал в начале 1920-х гг.: «...естественно, что усилия реставраторов-художников устремились к одной цели: произвести разыскания в области древнерусской живописи. Эти разыскания особенно сильно развернулись в эпоху послереволюционную, не знаю, закончилась ли эта эпоха революции или мы все еще ее претерпеваем, но после 1918 г. эти работы приняли особенно систематический характер»102.

К концу 1930-х гг. в результате усилий, предпринимавшихся ЦГРМ, а после их упразднения Секцией древнерусской живописи Отдела реставрации ПТ, работы по выявлению древней живописи XII—XVII вв. были в основном завершены.

Первоисточник: 
ПРОБЛЕМЫ СОХРАНЕНИЯ И РЕСТАВРАЦИИ МОНУМЕНТАЛЬНОЙ ЖИВОПИСИ: Материалы конференции ГосНИИР 26 апреля 2006 г. М., 2006. (Чтения памяти Л. А. Лелекова — 2006)
 
 

Система Orphus Если вы приметили ошибку, выделите сей казус и нажмите одновременно клавиши «Ctrl» и «Enter».

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2020)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2020)


Нужно ли делать сопроводительную документацию для объекта реставрации? (2020)


Всё процессы консервации и реставрации с момента поступления произведения и до его выхода, из мастерской в обязательном порядке документируются. Для этого художник-реставратор постоянно ведет дневник и паспорт. (Документация процессов консервации и реставрации)

Прикрепленный опрос: Ведёте ли вы реставрационный дневник?

Есть ли у вас друзья реставраторы? (2020)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2020)

«Дружба — личные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи». (Дружба—Википедия)

«Знакомство — отношения между людьми, знающими друг друга». (Знакомство—Викисловарь)