ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Работайте с опытным наставником.
 

Новгород

В 1936 г. в церкви Спаса на Ильине сотрудниками Секции древнерусской живописи ГТГ (И. А. Барановым Е. А. Домбровской, Серг. С. Чураковым) был произведен ряд пробных раскрытий фресок XIV в. из-под слоя различной толщины поздней штукатурки. В результате было установлено, что древняя живопись в различных частях памятника сохранилась фрагментарно (за исключением раскрытых в 1935 г. барабана и северного Троицкого придела, где живопись сохранилась полностью). Проведенные раскрытия, согласно отчету о работах, обнаружили, предположительно, последние фрагменты древней живописи74. Работы были начаты в восточной части церкви, где уже имелись пробные раскрытия, проводившиеся в предыдущие годы. Были раскрыты следующие участки с фрагментами фресок Феофана Грека.

1. Расширен раскрытый раньше участок с изображением святителя.

2. Расширен участок со свитком и раскрыта верхняя часть свитка в южной нижней части алтарной апсиды.

3. Расширен раскрытый раньше фрагмент с четырьмя головами апостолов в южной части алтарной апсиды.

4. Раскрыто еще три головы средней сохранности рядом с раскрытой раньше головой апостола в северной части алтарной апсиды.

5. Раскрыт фрагмент велума выше, над фрагментами двух рядов апостолов, обращенных к средней апсиде.

6. Раскрыт фрагмент значительной величины, на котором видны типичные для XIV в. складки одежд и орнаментальный пояс с перспективно изображенными кирпичиками между трансептом и алтарем.

7. Раскрыто изображение святого в рост «типичной для Феофана Грека фактуры, средней сохранности» на восточной грани северо-восточного (среднего столпа).

8. Раскрыт фрагмент с изображением двух «святых (из которых один, с восточной стороны, одет в порты, представляющие иконографический интерес)» на северной грани того же столпа.

9. Раскрыт святой в медальоне плохой сохранности с надписью «АУОС СЕРГО» в арке между северо-восточным столпом и северной стеной.

10. Раскрыт фрагмент, на котором «видны ноги воина прекрасного рисунка» на северной части западной стены трансепта.

11. Раскрыты две женские фигуры святых плохой сохранности в арке средннго нефа на обеих стенах.

12. Раскрыт фрагмент в арке между трансептом и северным нефом на южном склоне75.

В отчете о работе реставраторов в церкви Спаса на Ильине Ю. А. Олсуфьев предполагает возможность дальнейших поисков фрагментов фресок: «Раскрытые фрагменты являются ценным дополнением к раскрытым раньше фрескам Феофана в Троицком приделе, барабане и дьяконнике. После проделанных работ можно предполагать, что у Спаса на Ильине впредь могут быть найдены лишь фрагменты фресок той или иной величины и той или иной сохранности».

Поиски фресок в бывшем приделе Косьмы и Дамиана не дали, по свидетельству Олсуфьева, «положительных результатов». «Таким образом, имеющиеся фрески Феофана Грека в приделе Троицы, в барабане, куполе и дьяконнике, раскрытые ГТГ в про-

шлом 1935 г. и раньше, являются, — подытоживал он, - единственными целыми образцами творчества великого мастера». В 1930-е гг. дальнейшие поиски древних росписей в церкви Спаса на Ильине не проводились76.

В отчете о реставрационных работах 1936 г. отмечалось, что «ввиду оказавшейся фрагментарности раскрываемых фресок в церкви Спаса на Ильине, работы экспедиции ГТГ по соглашению с НГМ были перенесены в церковь Рождества, где уже имелись пробные раскрытия прежних лет. Этот небольшой по размеру памятник XIV в. был весь расписан в том же веке»77.

В церкви Рождества на кладбище были сделаны отдельные пробные раскрытия настенных росписей XIV в. Сделанное И. Барановым при проведении работ по раскрытию росписей в пророческом поясе пробное раскрытие в «ангельском ряду» свидетельствовало о «хорошей сохранности» древней стенописи78.

В 1936 г. реставраторами ГТГ было продолжено выполнение пробных раскрытий росписей из-под штукатурки в церкви Николы на Липне. Были обнаружены фрагменты росписей хорошей сохранности дополнительно к найденным ранее участкам фресковой живописи XIII в.79 В дневнике реставрационных работ Олсуфьев описал исследование настенной живописи в церкви в июле 1936 г. В перерыве между работами художники-реставраторы отправились в церковь, где И. А. Барановым «по поручению Олсуфьева проделан ряд проб». Был сделан вывод о сохранности больших площадей живописи и о том, что «фрески записаны клеевой краской, которая может быть удалена сухим способом, после чего... должна быть промыта водой путем тампонирования, так как краска не очень прочна». Сообщалось также, что «о проделанных пробах Е. Домбровской составляется Докладная записка с приложением зарисовки пробы на восточной грани юго-западного столпа, сделанной Серг. С. Чураковым»80.

В 1936 г. в церкви Благовещения на Городище был открыт еще один фрагмент фресок XIV в. В то же время Ю. А.Олсуфьев пришел к выводу, что в церкви «больше фресок не сохранилось»81.

Сходный вывод был сделан Олсуфьевым относительно собора Рождества Богородицы Антониева монастыря. Он писал: «По-видимому, кроме открытой монументальной живописи еще обнаружить фрески нет никаких данных»82.

 

Ростов Великий

Осматривая росписи церквей в Ростове Великом в мае 1936 г., Ю. А. Олсуфьев остановил свое внимание на композиции «Снятие со креста» на западном простенке (173 х 108) в церкви Рождества Богоматери. Живопись, по его словам, была «прописана и проолифлена. Проба дает указание на удовлетворительную сохранность вохрений»83.

 

Ярославль

В 1936 г., согласно составленному реставратором ГТГ И. И. Сусловым «отчету о работах по размывке стенной росписи» в Преображенском соборе Спасского монастыря г. Ярославля», проведенных сотрудниками Ярославской реставрационной мастерской, были сделаны «опыты с пробными размывками в целях установления средств и способов удаления наслоений с основного письма стенной росписи XVI в.». Автор отчета негативно охарактеризовал пробы, которые, по его словам, «ставились ненаучно и неполно без надлежащих химических исследований как записей, так и химических реактивов, употребляемых при производстве опытов»84.

 

Москва

В 1936 г. Секция древнерусской живописи ГТГ начинает сотрудничать с Историческим музеем, проводя раскрытие древнерусской живописи в храмах Москвы, являющихся филиалами Государственного исторического музея, таким образом, продолжая проводить ежегодные реставрационные работы по монументальной живописи в Москве.

По просьбе ГИМа и Музея Новодевичьего монастыря и по разрешению Музейного отдела по делам искусств Наркомпроса, сотрудники Секции древнерусской живописи ГТГ проводят «во внеплановое время на договорных началах пробные и частичные раскрытия настенных росписей XVI в. в Смоленском соборе Новодевичьего монастыря и росписей XVII в. в церкви Троицы в Никитниках ...имеющих большое художественное значение»85.

Осенью 1936 г. в церкви Троицы в Никитниках бригада реставраторов Секции древнерусской живописи ГТГ (И. А. Баранов, И. В. Овчинников, И. И. Суслов, Е. А. Добровская) под руководством Ю. А. Олсуфьева приступила к раскрытию обнаруженных Брягиным в конце 1920-х гг. настенных росписей. В результате было раскрыто 22 кв. м росписей XVII в. из-под масляной записи в нижнем ярусе росписей, на изображении орнамента и панели на южной стене86.

Комиссия из представителей ГИМа («зав. группами хранения» Н. Р. Левинсон, старший научный сотрудник М. М. Денисова, заведующий реставрационной мастерской Д. Ф. Богословский и другие), проводившая осмотр работ, произведенных реставраторами из ГТГ, признала, что «в результате раскрыт совершенно новый памятник стенной росписи, оригинальный по композиции, по характеру выполнения и по колориту; открытые части фресок уже позволяют говорить об особой московской (а не ярославской) манере и об участии нескольких мастеров»87.

В 1936 г. в Софийском соборе в Киеве П. И. Юкин продолжил частичные раскрытия стенописи XII в. В частности, им было раскрыто изображение «Богоматерь Нерушимая стена» в алтаре88.

Первоисточник: 
ПРОБЛЕМЫ СОХРАНЕНИЯ И РЕСТАВРАЦИИ МОНУМЕНТАЛЬНОЙ ЖИВОПИСИ: Материалы конференции ГосНИИР 26 апреля 2006 г. М., 2006. (Чтения памяти Л. А. Лелекова — 2006)
 
 

Система Orphus Если вы приметили ошибку, выделите сей казус и нажмите одновременно клавиши «Ctrl» и «Enter».

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2020)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2020)


Нужно ли делать сопроводительную документацию для объекта реставрации? (2020)


Всё процессы консервации и реставрации с момента поступления произведения и до его выхода, из мастерской в обязательном порядке документируются. Для этого художник-реставратор постоянно ведет дневник и паспорт. (Документация процессов консервации и реставрации)

Прикрепленный опрос: Ведёте ли вы реставрационный дневник?

Есть ли у вас друзья реставраторы? (2020)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2020)

«Дружба — личные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи». (Дружба—Википедия)

«Знакомство — отношения между людьми, знающими друг друга». (Знакомство—Викисловарь)