ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Работайте с опытным наставником.
 

Осенью 1934 г. Секция древнерусской живописи была переведена из ЦГРМ в ГТГ, и с этого времени работы по поиску древнерусских стенописей были приостановлены. В феврале 1935 г. Секция древнерусской живописи ГТГ предполагала продолжить начатые поиски и раскрытия настенной живописи в Спасо-Преображенском соборе в Старой Руссе в течение двух-трех дней в августе, но осуществить их не удалось по причине занятости реставраторов большими реставрационными работами в Новгороде68. В 1935 г. исследовательские работы в новгородских памятниках проводили Г. О. Чириков, а также сотрудники ГАИМК. ИИТ при ГАИМК обратился в 1935 г. к Г. О. Чирикову «с просьбой информировать сотрудников ИИТ» о реставрационных работах Новгородского музея в новгородских памятниках, «в частности о разведочных работах Г. О. Чирикова по вскрытию новых образцов фресковой живописи». Институт «запрашивает, имеются ли у Новгородского музея фотографии вновь открытых или расчищенных фресок (в башне Георгиевского собора, в Городищенской церкви, в нижнем этаже «грановитой палаты» и т. д.), о которых вкратце сообщал Г. О. Чириков»69.

Из архивных материалов ГТГ известно, что в сентябре — октябре в Георгиевском соборе Юрьева монастыря Г. О. Чириков раскрыл поясную фигуру по левую сторону Богоматери, трех святителей в рост и святого. По словам Ю. А. Олсуфьева, раскрытые Чириковым изображения святителя в рост и мученика в рост — хорошей сохранности70. (В Иоанновских палатах Г. О. Чириков раскрыл половину плетеного орнамента71.)

Осматривая стенопись церкви Благовещения на Городище — композицию агнца с двумя ангелами, Василием Великим и Иоанном Златоустом «над изображением Пьеты», Олсуфьев обнаружил «следы авторской надписи». По его мнению, «больше фресок в церкви нет. Сохранность удовлетворительная»72.

В 1935 г. Ю. А. Олсуфьев в черновом варианте своей статьи «Новгородские фрески и работы ГТГ» высказал мнение, что хотя росписи северного нефа церкви Спаса на Ильине «находятся в том же памятнике и, по-видимому, одновременны, и той же манеры, что в барабане и куполе, но написаны они в совсем другой красочной гамме, гораздо нежней, тоньше и воздушнее — преобладают розовые и серовато-белые тона. Есть основания предполагать, по произведенным изысканиям и пробам, что в этом же памятнике еще немало сохранилось под побелкой фресок, которые подлежат дальнейшим раскрытиям»73.

Первоисточник: 
ПРОБЛЕМЫ СОХРАНЕНИЯ И РЕСТАВРАЦИИ МОНУМЕНТАЛЬНОЙ ЖИВОПИСИ: Материалы конференции ГосНИИР 26 апреля 2006 г. М., 2006. (Чтения памяти Л. А. Лелекова — 2006)
 
 

Система Orphus Если вы приметили ошибку, выделите сей казус и нажмите одновременно клавиши «Ctrl» и «Enter».

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2020)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2020)


Нужно ли делать сопроводительную документацию для объекта реставрации? (2020)


Всё процессы консервации и реставрации с момента поступления произведения и до его выхода, из мастерской в обязательном порядке документируются. Для этого художник-реставратор постоянно ведет дневник и паспорт. (Документация процессов консервации и реставрации)

Прикрепленный опрос: Ведёте ли вы реставрационный дневник?

Есть ли у вас друзья реставраторы? (2020)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2020)

«Дружба — личные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи». (Дружба—Википедия)

«Знакомство — отношения между людьми, знающими друг друга». (Знакомство—Викисловарь)