ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Работайте с опытным наставником.
 

Звенигород

В 1934 г. Олсуфьев осмотрел фрагменты росписей церкви Успения на Городке и отметил в записной книжке: «Фрески Успения на Городке XIV в. А. Рублев?». «Фрески видны на западной стороне восточных столпов... Большая часть фресок, можно думать, записана и, возможно, утрачена... желательно провести дальнейшие розыски фресок»57.

 

Псков

Олсуфьев, осмотревший церковь Рождества Снетогорского монастыря, отметил в дневнике 1934 г.: «Снетогорские росписи местами заштукатурены, забелены», но раскрытие настенной живописи в церкви ЦГРМ больше не проводили58.

 

Новгород

В «ходе исследовательских работ 1933—1935 гг. в новгородских памятниках М. К. Каргер обнаружил ниши с фресковой росписью в нижних частях апсид и южного фасада Георгиевского собора Юрьева монастыря. Высота ниш составляла 2,55 м; не доходили они до древнего уровня почвы на 0,72 м. В северной нише центральной апсиды «сохранились фрагменты фресковой росписи Богоматери с младенцем. Ниже фигуры Богоматери изображен плат», в южной нише северной апсиды значительно хуже уцелел фрагмент изображения «Спас на убрусе», в восточной нише южной стены было обнаружено «прекрасно сохранившееся изображение Вседержителя. Ниже его — плат»59.

В августе 1934 г. Домбровская «произвела разведки» росписей в церкви Федора Стратилата. Напротив изображения «Благовествующего ангела» из композиции «Благовещение» ею были раскрыты из-под побелки и штукатурки голова средней сохранности (на восточной грани северо-западного столпа), а затем акантовый орнамент «непрерывного построения» на восточной стороне алтарной арки60.

Согласно отчету о реставрационных работах 1934 г. экспедиции ЦГРМ (Ю. А. Олсуфьев, Е. А. Домбровская, В. О. Кириков, В. Т. Евдохин, А. И. Попов) в новгородских памятниках «устанавливается с большей или меньшей вероятностью наличие стенных росписей в следующих местах церкви Рождества на кладбище: в алтарной конхе — одежда Богоматери (лик утрачен), в алтарной арке с обеих сторон (орнамент и прочие изображения), на лобовой части алтарной арки, над проходом из трансепта в жертвенник, на северном и южном сводах трансепта, над входом из трансепта в южный неф. Предположительно росписи могли быть на подпружных арках, в барабане и на парусах. Пробные раскрытия, проведенные Домбровской в жертвеннике и дьяконнике, фресок не обнаружили, а на западной стене, «по-видимому, они не сохранились»61. По мнению Олсуфьева, дальнейшее раскрытие композиции «Рождество Христово» вряд ли даст положительные результаты вследствие огромного выпада над южным окном. Дальнейшие раскрытия должны, по его мнению, быть сделаны в барабане и на подпружных арках62.

 

Киев

В 1934 г. П. И. Юкин провел пробные раскрытия в соборах XI-XII вв. в Киеве.

По приглашению Музейного отдела Украинской Республики П. И. Юкин выполнил пробные и частичные раскрытия стенописей в Михайловском приделе Софийского собора.

Пробы показали наличие под масляной записью фресковой живописи XI в. хорошей сохранности63. Было раскрыто 5 кв. м росписей и сделано еще 5 пробных раскрытий.

Открылись следующие композиции.

1. Ha южной стене в дьяконнике «Обручение Марии», — по словам Ю. А. Олсуфьева, «прекрасной сохранности». Из-под реалистичного масляного изображения открылось «плоскостное» изображение. Изображения святого, пророка Захарии (по манере напоминает юношу из Антониева монастыря), тоже «прекрасной сохранности».

2. В алтаре открыто 1/2 головы святителя.

3. На восточной стене за иконостасом цельная фигура.

4. На пилоне открыто «семейство Ярослава» «средней сохранности (композиция зарисована у Прохорова)».

5. На хорах композиция «Жертвоприношение Исаака».

6. На столпах обнаружены и раскрыты участки с цветной штукатуркой64.

В церкви Архангела Михаила Выдубицкого монастыря П. И. Юкиным проводились раскрытия в нижней части северной стены (композиция «Чудо в Хонех»). По свидетельству Ю. А. Олсуфьева, росписи «прекрасной сохранности». Под масляной записью и под красной шпаклевкой XVIII в. находилась фресковая живопись XI в. По мнению П. И. Юкина, «могут быть найдены мозаики»65.

В алтаре собора Кирилловского монастыря Юкин раскрыл голову святителя, согласно дневнику Олсуфьева, хорошей сохранности XIII в. По мнению Юкина, — «похоже на XVI в. Очень корпусно». «Под масляной живописью "срывы красок"»66.

В соборе Михайловского монастыря, также по свидетельству Олсуфьева, обнаружено П. И. Юкиным «много фресок, много орнамента»67.

Первоисточник: 
ПРОБЛЕМЫ СОХРАНЕНИЯ И РЕСТАВРАЦИИ МОНУМЕНТАЛЬНОЙ ЖИВОПИСИ: Материалы конференции ГосНИИР 26 апреля 2006 г. М., 2006. (Чтения памяти Л. А. Лелекова — 2006)
 
 

Система Orphus Если вы приметили ошибку, выделите сей казус и нажмите одновременно клавиши «Ctrl» и «Enter».

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2020)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2020)


Нужно ли делать сопроводительную документацию для объекта реставрации? (2020)


Всё процессы консервации и реставрации с момента поступления произведения и до его выхода, из мастерской в обязательном порядке документируются. Для этого художник-реставратор постоянно ведет дневник и паспорт. (Документация процессов консервации и реставрации)

Прикрепленный опрос: Ведёте ли вы реставрационный дневник?

Есть ли у вас друзья реставраторы? (2020)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2020)

«Дружба — личные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи». (Дружба—Википедия)

«Знакомство — отношения между людьми, знающими друг друга». (Знакомство—Викисловарь)