ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Работайте с опытным наставником.
 

Архивные материалы ГТГ свидетельствуют о проведении в 1933 г. пробных раскрытий в памятниках Ярославля и Пскова.

В своем отчете о командировке в Ярославль в сентябре 1933 г. Ю. А. Олсуфьев писал, что темперные, по его мнению, росписи в ярославских храмах, за исключением Преображенского собора Спасского монастыря, доступ в который был затруднен, в большинстве случаев прописаны поздней клеевой живописью (XVIII в.), которая легко удаляется. «Из произведенных мною проб, — писал он, — я убедился, что под новым светло-желтым вохрением следует вохрение оранжевато-коричневое, обычно по темно-бурому санкирю. Прописи меняли цвета, но не рисунок, твердо намеченный графьей». Первоначальные фоны были, по его словам, нежно-голубыми, теперь же они синие; общая гамма красок была не столь резкая, как делали ее прописи, а более мягкая и вместе с тем более светлая. «Следовательно, судить о красках ярославских росписей по их теперешнему состоянию неосторожно», — заключал он53.

Пробные раскрытия были проведены в 1933 г. Е. А. Домбровской в церкви Успения в Мелетове во Пскове. Она «несколько расширила пробы, сделанные А. И. Анисимовым», и раскрыла летописную надпись, современную построению церкви, на профилированных валиках входного портала, над входом в храм. Ю. А. Олсуфьев, осмотревший раскрытие, отметил, что эта надпись «упоминает в числе строителей псковского посадника Кротова. Интерес к церкви усугубляется тем обстоятельством, что стенных росписей XV в. в Псковском крае не сохранилось»54.

Дальнейшие поиски стенописи в церкви Успения проводились в 1934 г. экспедицией ГТГ под руководством Ю. А. Олсуфьева55. Е. А. Домбровская продолжила раскрытие настенной живописи церкви, «обнаружившее фресковую живопись XV в. удовлетворительной сохранности. Всего раскрыто 15,7 кв. м., пробы показали дальнейшее наличие росписей под побелкой церкви, за исключением тех мест, где старая штукатурка утрачена и заменена новой»56.

Первоисточник: 
ПРОБЛЕМЫ СОХРАНЕНИЯ И РЕСТАВРАЦИИ МОНУМЕНТАЛЬНОЙ ЖИВОПИСИ: Материалы конференции ГосНИИР 26 апреля 2006 г. М., 2006. (Чтения памяти Л. А. Лелекова — 2006)
 
 

Система Orphus Если вы приметили ошибку, выделите сей казус и нажмите одновременно клавиши «Ctrl» и «Enter».

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2020)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2020)


Нужно ли делать сопроводительную документацию для объекта реставрации? (2020)


Всё процессы консервации и реставрации с момента поступления произведения и до его выхода, из мастерской в обязательном порядке документируются. Для этого художник-реставратор постоянно ведет дневник и паспорт. (Документация процессов консервации и реставрации)

Прикрепленный опрос: Ведёте ли вы реставрационный дневник?

Есть ли у вас друзья реставраторы? (2020)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2020)

«Дружба — личные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи». (Дружба—Википедия)

«Знакомство — отношения между людьми, знающими друг друга». (Знакомство—Викисловарь)