ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Работайте с опытным наставником.
 

Новгород

Летом 1932 г. в Новгороде были продолжены исследования древних памятников с целью открытия древних стенописей.

Командированная в Новгород «особая Комиссия Нарком-проса», состоявшая из представителей ГАИМК (Н. П. Сычев, Н. П. Тихонов, В. Н. Кононов) и ЦГРМ (Ю. А. Олсуфьев, А. Д. Чиварзин, В. О. Кириков), 19 мая 1932 г. постановила раскрыть «хотя бы одну фреску в башне Юрьева монастыря, где можно рассчитывать найти роспись XII в.»43

При осмотре фресок в башне Георгиевского собора Комиссия «пришла к заключению о желательности» в этом году «проверить состояние стенной кладки в смысле ее сохранности, раскрыть хотя бы одну фигуру фресок, сделать несколько пробных траншей во всем помещении для определения наличия росписей и ее состояния... Принимая во внимание, что фресковая роспись башни... относящаяся к нач. XII столетия и, несомненно, исполненная первоклассными мастерами, что видно из открытых фрагментов, представляет на новгородской почве исключительный и уникальный не только образец росписи, но и документ, устанавливающий экономические и художественные связи Новгорода с Киевом эпохи ранних феодальных отношений, Комиссия полагает необходимым принять надлежащие меры к их консервации»44.

Реставраторами ЦГРМ были раскрыты из-под штукатурки следующие фрагменты фресок: «в восточной части стены верхнего помещения башни изображение Богоматери Одигитрии с младенцем Христом на ее левой руке. Христос обращен к матери, в левой руке его свиток, ступни расположены одна за другой, причем ступня правой ноги впереди ступни левой ноги». Было раскрыто также изображение мученика-воина по правую сторону Одигитрии. Сохранность живописи оказалась плохая. Раскрытие изображения Богоматери проводила Е. Домбровская45.

На откосе окна в церкви Благовещения в Аркажах сделана, согласно отчету ЦГРМ 1932 г., «пробная расчистка» орнамента «в форме поставленных на острие один на один ромбов — охряных оттенков с зелеными вставками... хорошей сохранности»46.

Сотрудников Новгородского музея продолжали интересовать росписи церкви Сергия в Кремле и 13 июня 1932 г. «научный методсектор Производсовещания Новгородских музеев» постановил «просить руководителя экспедиции ЦГРМ Ю. А. Олсуфьева «провести пробные траншейные расчистки» в церкви: «указанные траншейные расчистки здесь необычайно важны как для классификации памятника и отнесения его к определенной категории, так и для постановки его охраны»47.

По постановлению Комиссии из представителей НГМ, ЦГРМ и Дома Интуриста в церкви Сергия Радонежского были сделаны пробные раскрытия на площади 8 кв. м, «показавшие наличие древней живописи средней сохранности»48. Согласно актам осмотра работ по раскрытию живописи, составленным Е. А. Домбровской, были произведены пробные раскрытия фресковой живописи XV в. из-под штукатурки и побелки на двух участках: «над дверью северной стены четверика и на западной стороне южного выступа алтарной арки». В результате обнаружено над дверью «образование треугольной формы фронтона в виде кирпично-красной каймы с белильной обводкой... Выше обрамления двери слева — голубовато-зеленый фон, справа же продолжается интенсивный кирпично-красный с сохранившимся прографленным прямоугольником. Выше двери сделаны две небольшие траншеи, также открывшие фресковую живопись хорошей сохранности». Второй «пробой» был сделан на западной стене южного склона арки центральной части здания: была увеличена до размера 43 х 60 проба Н. Давыдова. В результате из-под побелки и слоя новой штукатурки открылось «изображение святого с приподнятой благословляющей правой рукой. Живопись довольно хорошей сохранности», цвета: фон — темная рефть, нимб — охренный, с небольшой обводкой. «Изображение святого может быть отнесено, — писала Домбровская, — по своим стилистическим чертам к Рублевскому кругу: «черты типичные... голова, лик, руки». Раскрытая роспись, как сказано в акте осмотра работы заведующего реставрационной мастерской НГМ Б. В. Шевякова и реставратора ЦГРМ Е. А. Домбровской, «представляет неоспоримую ценность для Новгородского города-музея, являясь уникальным памятником XV в., завершая богатейший цикл новгородских росписей XI-XIV вв.»49

В августе 1932 г. Олсуфьев упоминает в своем дневнике осмотренные им древние росписи в других памятниках. В соборе Михайло-Клопского монастыря в 20 верстах от Новгорода он отмечает фрески XVI-XVII вв.50

 

Александров

В 1932 г. Ю. А. Олсуфьев упоминает о росписях XVI в. в Троицком соборе Успенского монастыря в Александрове за иконостасом. С севера на юг: преподобный в рост, орнамент, три преподобных в рост — средней сохранности. На южной стороне — преподобный Никон и два преподобных, оба в рост, удовлетворительной сохранности, преподобный в рост в углу и т. п.51

 

Москва

В 1932 г. ЦГРМ приступили к пробному раскрытию наружных стенописей соборов Московского Кремля. Комиссия в составе Д. П. Сухова, Н. П. Сычева, Н. М. Чернышева, В. Н. Иванова, Е. А. Домбровской, И. А. Баранова и Н. Д. Виноградова, обследовавшая росписи, должна была решить вопрос об историческом значении и степени сохранности фресок на наружных фасадах соборов и обсудить «способы их ремонта». Комиссия постановила для выяснения состояния первоначальных росписей (XVII в.) Успенского собора произвести пробные раскрытия, которые в протоколе названы траншеями: «окончательное выяснение вопроса о степени сохранности первоначальных фресок возможно лишь при условии производства пробных траншей, как на живописи над порталами, так и на восточной стене под апсидами»52.

Первоисточник: 
ПРОБЛЕМЫ СОХРАНЕНИЯ И РЕСТАВРАЦИИ МОНУМЕНТАЛЬНОЙ ЖИВОПИСИ: Материалы конференции ГосНИИР 26 апреля 2006 г. М., 2006. (Чтения памяти Л. А. Лелекова — 2006)
 
 

Система Orphus Если вы приметили ошибку, выделите сей казус и нажмите одновременно клавиши «Ctrl» и «Enter».

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2020)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2020)


Нужно ли делать сопроводительную документацию для объекта реставрации? (2020)


Всё процессы консервации и реставрации с момента поступления произведения и до его выхода, из мастерской в обязательном порядке документируются. Для этого художник-реставратор постоянно ведет дневник и паспорт. (Документация процессов консервации и реставрации)

Прикрепленный опрос: Ведёте ли вы реставрационный дневник?

Есть ли у вас друзья реставраторы? (2020)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2020)

«Дружба — личные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи». (Дружба—Википедия)

«Знакомство — отношения между людьми, знающими друг друга». (Знакомство—Викисловарь)