ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Работайте с опытным наставником.
 

Новгород

Еще до 1931 г. в башне Георгиевского собора проводилось пробное удаление «частей новой штукатурки» с фресок, в частности в южной части башни собора было раскрыто изображение святителя, а под лестницей — «фрагмент фрески»28. В июне 1931 г. комиссией ЦГРМ и ГАИМК в северо-западной верхней части башни, на стенах и куполе собора «под осыпающейся штукатуркой» были замечены древние фрески. «Одна фигура святителя обнаружилась по пояс. ...На южной стене под осыпающейся штукатуркой частично открывается изображение Богоматери. Внизу видны две обнаженные ступни ног...»29.

В 1931 г. Н. И. Брягин отмечал наличие древней стенописи в башне Георгиевского собора Юрьева монастыря: «на стенах башни осыпается ослабевшая побелка, обнаруживая фрески XII в. Таким образом, на восточной части стены открылось изображение в верхней половине, до пояса, на участке 100 х 170 см. ...На северной части стены произошли осыпания побелки некрупными пятнами, где также видна древняя роспись. Здесь, между прочим, видно, что, помимо естественного осыпания, отчасти сделаны небольшие чистки, случайного, разведывательного порядка. Слой побелки слабый... На юго-восточной части башни также есть осыпание побелки до первоначальной живописи. На участке приблизительно 100 х 45 обнаруживается изображение какого-то святителя... Роспись в восточной и юго-восточной частях башни ...тоже пострадала (в верхних слоях краски)... Обнаруживающаяся из-под побелки роспись по стилистическим признакам относится к XII столетию»30.

В том же 1931 г. сотрудник ГАИМК М. К. Каргер нашел под полом Георгиевского собора «обилие фрагментов фресок XII в., сколотых ремонтом архимандрита Фотия». Среди увиденных фрагментов им был отмечен кусок «лика с слезником глаза»31.

Новгородским музеем был составлен дальнейший план «разведывательных работ» на 1932 г. «для выяснения музейной квалификации памятников»: «разведки» в Грановитой палате, в церкви Благовещения на Городище, «на всех стенах» церкви Спаса на Ковалеве, в церкви Сергия Радонежского в Кремле, которую предполагалось использовать «под общежитие с проломом стен», и др.32

В ноябре 1931 г. в церкви Сергия Радонежского на Владычьем Дворе реставратором НГМ Н. Е. Давыдовым было сделано небольшое пробное раскрытие (10 х 10) на западной стене южного склона арки четверика, показавшее наличие древней живописи под побелкой и слоя новой штукатурки33.

В этом же году в церкви Благовещения на Рюриковом Городище был раскрыт участок стенописи XIV в. В жертвеннике — композиция «Не рыдай Мене Мати» с Родионом и Иоанном Богословом. По мнению Олсуфьева, осмотревшего церковь, «можно предполагать, что древняя роспись сохранилась во всей церкви, но она видна лишь в жертвеннике»34.

В 1931 г. были произведены «разведочные расчистки на стенах» в церкви Преполовения в Новгороде. Раскрытие установило, что имеется «несколько слоев разновременной побелки; нижняя из них с темной высокой панелью, оттененной коричневой филенкой». Однако стенных росписей в церкви не обнаружено35.

 

Старая Русса

Во время поездки в Новгород для проверки опытов в Нередице в августе 1931 г., Ю. А. Олсуфьев посетил Старую Руссу, где обнаружил в Спасо- Преображенском соборе фресковые росписи XV в. «За иконостасом, на юго-восточном столпе, приблизительно на высоте 2,5 м, под слоем новой штукатурки, была обнаружена фреска: раскрыто было кресчатое святительское облачение и левая рука, держащая евангелие. По фактурным и стилистическим данным фреска должна быть отнесена к нач. XV в.36 «Открытый фрагмент свидетельствует о наличии фресок в соборе», — полагал Олсуфьев. «Судя по характеру поверхности штукатурки, можно предполагать, что древняя штукатурка сохранилась в верхних частях собора, где и должны быть сосредоточены будущие поиски древней росписи. Во всяком случае, раскрытый фрагмент ставит памятник в разряд немногих памятников Новгородского края, сохранивших фрески XV в.»37 «Таким образом, — пишет Олсуфьев в своем дневнике, — это четвертый памятник новгородского цикла, содержащий фрески XV столетия (церковь Симеона, церковь Сергия Радонежского, Гостинополье и, судя по раскрытому фрагменту, Преображенский собор)». О своем открытии Олсуфьев сообщил заведующему Новгородским музеем Н. Т. Порфиридову38.

 

Псков

При осмотре собора Рождества Снетогорского монастыря во Пскове в 1931 г. Комиссией ЦГРМ и ГАИМК были продолжены пробные раскрытия, начатые в 1920-е гг. По предложению Н. Сычева, было «сделано частичное раскрытие (неокончательное), для определения композиции клейма на южной части восточной стены, в правой стороне, и частично удалены остатки побелки между нимбами святых нижнего яруса; также для определения имен изображения». На западной стене алтаря «вновь открыт орнамент растительного типа между какими-то изображениями»39. По сведению Ю. А. Олсуфьева, Н. И. Брягиным «было расширено раскрытие одной композиции, которая оказалась «Введением во храм»40.

 

Старая Ладога

Исследуя памятники Старой Ладоги в июле 1931 г., Олсуфьев осмотрел в бинокль через открытые окна церкви Успения «единственную раскрытую фреску» с изображением князя Бориса на юго-западном столпе храма41.

 

Владимир

При обследовании Успенского собора во Владимире Н. И. Брягин отметил повреждения нераскрытых участков живописи в куполе, под сводами и в сводах, в жертвеннике, «где, по историческим данным, имеются фрески письма А. Рублева»42.

Первоисточник: 
ПРОБЛЕМЫ СОХРАНЕНИЯ И РЕСТАВРАЦИИ МОНУМЕНТАЛЬНОЙ ЖИВОПИСИ: Материалы конференции ГосНИИР 26 апреля 2006 г. М., 2006. (Чтения памяти Л. А. Лелекова — 2006)
 
 

Система Orphus Если вы приметили ошибку, выделите сей казус и нажмите одновременно клавиши «Ctrl» и «Enter».

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2020)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2020)


Нужно ли делать сопроводительную документацию для объекта реставрации? (2020)


Всё процессы консервации и реставрации с момента поступления произведения и до его выхода, из мастерской в обязательном порядке документируются. Для этого художник-реставратор постоянно ведет дневник и паспорт. (Документация процессов консервации и реставрации)

Прикрепленный опрос: Ведёте ли вы реставрационный дневник?

Есть ли у вас друзья реставраторы? (2020)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2020)

«Дружба — личные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи». (Дружба—Википедия)

«Знакомство — отношения между людьми, знающими друг друга». (Знакомство—Викисловарь)