ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на форуме.
 

1. Как правило, восстановленные участки резко отличаются своим свежим видом на общем фоне старинной позолоты экспоната, и их приходится приглушать — создавать искусственную патину тонировочными средствами.

Универсального способа патинировки свежего золота не существует. Каждый раз реставратор должен составлять тонировочное покрытие, ориентируясь на общий доминирующий тон золоченой фактуры фарфора. Здесь решающим является высокая художественная грамотность работающего, чувство цвета, тона, а также наличие вкуса.

Для этого пользуются сухими тонкотертыми пигментами, кроющими и лессировочными красками на различных лаках.

2. Тон нового золота под авторский можно подводить органическими пигментами «ВС-О» со СВЭД по методике, разработанной и применяемой в ГосНИИР.

Тонирование производится 2,5 —5%-ми растворами органических пигментов «ВС-О» (водно-специальные пигменты органические).

Тонирование позолоты

Подбор необходимого тона производится смешением двух-трех цветов следующих красителей: желтый «ВС-О», желтый «ЗХ» «ВС-О», красно-коричневый «ВС-О», черный «В».

Для равномерного распределения на тонируемой поверхности в пигменты добавляется 8—11 %-й раствор СВЭДа в отношении 1:1. При точечных утратах и небольших потертостях чистыми без СВЭДа.

3. Приготовление матового раствора.

Если вызолоченной на мордан поверхности необходимо придать матовый тон, ее покрывают с кисти тонким слоем специально приготовленной эмульсии.

Раствор состоит из пищевого желатина, шафрана, бензойной смолы (росного ладана).

Приготовление раствора

1. Бензойную смолу или росный ладан растворить в спирте (ректификате) в соотношении 1:10.

2. Приготовить на 1 литр воды 20%-й раствор желатина.

3. Смешать оба раствора в равных частях. Состав должен быть молочного цвета. Процедить через

плотный капрон, добавить для подцветки настой шафрана на спирте.

В этот раствор для придания разных оттенков можно добавить и сухие пигменты — для подведения под основной тон позолоты фарфора.

Раствор наносится на вызолоченный участок, если необходимо доделке придать матовый эффект, для сочетания матовой и полированной поверхности золота, восстановить орнамент, цировку (нанесение глянцевого рисунка) или патину.

Золоченая деталь в сочетании с матовым отливом создает желаемый декоративный эффект.

Серебрение и «золочение» поталью

Иногда реставрация требует покрыть доделанный фрагмент серебром или смешанно золотом и серебром по рисунку либо поталью. В любом случае процесс серебрения и наложения потали идентичен процессу золочения.

Серебряные листы или поталь разрезают на мелкие части ножом на замшевой подушечке и накладывают на мордан. После укладки и притирки серебра (потали) чистой ватой, углубления в лепном орнаменте прижимают мягкой кистью (беличьей, барсучьей).

Серебро (поталь) на большие поверхности можно накладывать с «книжки».

Для избежания окисления на поверхность наносят защитный слой лака, например, МСН-7.

Бронзирование

В отдельных случаях допускается с экспонатами невысокого достоинства имитация позолоты бронзированием.

Бронзирование может быть выполнено на лак мордан, цапон, тинктуру (краску), МСН-7. Все

подготовительные (грунтовые) операции те же, что и при обычном золочении.

Бронзирование припорохом (на отлип)

На липкую, покрытую морданом поверхность бронзовая пудра наносится в сухом виде кистью. Порошок хорошо пристает к липкой поверхности. Излишки после полного высыхания сметают кистью.

Бронзирование на лаках

Этот метод обеспечивает большую устойчивость бронзировки к потемнению и создает антикоррозийную защиту. Бронзовая пудра разводится лаком (МСН-7), и хорошо подготовленная, загрунтованная поверхность бронзируется этим составом. Слой должен быть тонким и ровным, с четкими линиями контура.

Также можно употреблять типографскую бронзу (пудра до нужной консистенции разводится лаком МСН-7).

Творение золота

Есть еще один способ золочения, так называемое «твореное» золочение, он очень удобен и эффективен при реставрации и восстановлении тонкого рисунка и орнамента на доделанных поверхностях фарфорового экспоната.

Для приготовления твореного золота в отделке керамики применяется палехский метод. Берется 10 листов золота размером 12x7 см (удобно для процесса творения), палехская рецептура для высококачественного золочения. В чистое чайное блюдце с высокими краями насыпают два грамма гуммиарабика порошком, добавляют несколько капель воды, размешивают указательным пальцем до получения густой клейкой массы. Лист золота аккуратно переносится в эту жидкость, так чтобы оно равномерно легло на зеркало блюдца, и тщательно перетирают. Так постепенно снимаются остальные листы, добавляется другим пальцем вода, и перетирается золото. Это первая стадия творения.

Продолжают растирать золото, делают это тем же указательным пальцем, двигая его то в правую, то в левую стороны с большим нажимом, в продолжение полутора часов, с добавлением нескольких капель воды — вторая стадия.

После исчезновения комочков золото мелко растворится — это видно глазом и ощущается пальцем. Добавляют еще два грамма гуммиарабика, предварительно разведенного водой, и продолжают перетирать, чтобы золото хорошо соединилось с клеем. Долить воды 1/3 стакана, перемешать и процедить через тонкую плотную ткань, затем сразу же вылить в блюдце и дать отстояться примерно час. Воду слить, прикрыть поверхность от пыли, блюдце поместить в теплое место для просушки. Это третья стадия творения.

Золото наносят кистью (как акварельные краски) на хорошо подготовленную чистую поверхность. Им можно имитировать любой рисунок (цировку) — аналогичный авторскому.

Поверхность, покрытая твореным золотом, имеет приятный бархатистый оттенок; если необходима блестящая фактура, его полируют зубком.

Полировка

Полировку лучше производить в этот же день. Перед началом работы поверхность проходят сухой беличьей кистью. Полировка производится зубками разного профиля (агатовым, сердоликовыми, кремниевыми), очень удобен для этой операции зуб медведя. Полируют вначале слегка приглаживая золото, а затем все усиливают нажим для придания большего блеска вызолоченной поверхности.

Материалы

2-й способ — палехский:

• 10 листов золота размером 7x12 см,

• гуммиарабик — 4 г,

• дистиллированная вода,

• блюдце с высокими краями,

• зубки разных размеров и профилей.

Реставрационные материалы и инструменты

Техника безопасности

При работе с материалами, применяемыми при золочении: этиловый спирт, пинен, скипидар, уайт-спирит, лаки, — необходимо соблюдать правила техники безопасности.

С токсичными материалами необходимо работать под тягой в перчатках.

Пылящиеся материалы необходимо увлажнять.

С легковоспламеняющимися материалами соблюдать правила противопожарной безопасности.

В помещении нельзя курить, работать с открытым огнем. Оно должно быть обеспечено правилами пожаротушения.

1. Растворители:

• ацетон технический Х.Ч. ГОСТ 2768-69,

• пинен (разбавитель № 4) ТУ 6-10-1073-76

• скипидар ГОСТ 1571-76,

• уайт-спирит (разбавитель № 2) ГОСТ 3134-78,

• спирт этиловый ректификованный технический гидролиз-

ный (только марки «А») ГОСТ 18300-72.

2. Клеи:

• винилацетатдваэтилгексилакрилат ВА-2ЭГА (водный раствор) ДСА 8-2-1 ТУ ЛП 133-65,

• желатин пищевой ГОСТ 11293-78,

• СВЭД (поливинилацетат с этиленом) водный раствор ТУ 6-05-041-300-72.

3. Лаки и сиккатив:

• «мордан» ТУ 6-10-1311-72, копаловый СТУ 30-12320-62,

• ЯН-54 ТУ 6-10-1156 71 (янтарный лак),

• ЯК-1 ТУ МХП 2079-49 (янтарно-копаловый),

• ПФ-283 (бывший С-4) ТУ 6-10-1165-76 (пентафталевый).

• Масляные лаки на натуральной олифе и туговом масле, пленка обладает высокой прочностью, эластичностью и водостойкостью. Цвет от светло-желтого до красно-коричневого.

• ССН-7 Полиорганический лак. ТУ 6-02-991-75. Покрытия отличаются хорошей влагостойкостью и высокими диэлектрическими показателями, мало изменяющимися под действием влаги. Прозрачный.

Сиккатив 7640 ТУ МХП 2106-48.

• Гуммиарабик — вязкая прозрачная жидкость, выделяется некоторыми видами акаций, растворяется в воде, образуя клейкий раствор (применяется для творения золота).

4. Краски, пигменты:

• акварельные художественные краски ГОСТ 11481-75,

краски темперные поливинилацетатные СТУ 30-12048-61,

• органические пигменты — специальной выпускной формы «ВС-О» в виде паст на основе азопигментов. Цвета: желтый «ВС-О», желтый «3X4 «ВС-О», красно-коричневый «ВС-О», зеленый «ВС-О» разработаны на ТПО «Пигмент» по ТУ 8-14-895-78. Паста черная «В» (обыкновенный диспергированный углерод технический) ТУ 5-1470-71. Азопигменты обладают повышенным содержанием пигментов — около 20-25%, хорошей укрывистостью, чистотой и глубиной цвета, смешиваются между собой и различными связующими, морозоустойчивы до -12°С, термостабильны, щелочестойки и светопрочны (7 баллов).

• пигменты земляные

• шафран (рыльца растений) Сицилия, Испания

• росный ладан (бензойная смола).

5. Абразивные материалы:

• шкурка шлифовальная водостойкая ГОСТ 13344-67,

шкурка шлифовальная микронная ГОСТ 10054-62,

• хвощ (боровой, болотный), стебли августовского сбора ГОСТ 14143-69,

• трепел тонкопористый осадочная порода, состоящая из микроскопических зерен опалового кремнезема,

• пемза пористая, мягкая вулканическая порода. Порошок применяется как абразивный материал ТУ АРМАССР 816-70.

6. Инструменты:

• скальпели медицинские брюшистые и глазные ГОСТ 21240-77,

• стамески разного профиля ГОСТ 1184-69,

• кисти (беличьи, колонковые, барсучьи) разных номеров и профилей,

• флейцы — " —

• подушечка замшевая,

• нож для резки сусального золота,

• золото сусальное — лучше 2,5 г.

Первоисточник: 
Реставрация музейной керамики. ВХНРЦ, М., 1999
 
 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2019)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2019)


Нужно ли делать сопроводительную документацию для объекта реставрации? (2019)


Делать ли сопроводительную документацию для объекта реставрации?

Прикрепленный опрос: Ведёте ли вы реставрационный дневник?

Есть ли у вас друзья реставраторы? (2019)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2019)

«Дружба — личные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи». (Дружба—Википедия)

«Знакомство — отношения между людьми, знающими друг друга». (Знакомство—Викисловарь)

Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.