ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы. Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
 

Целью настоящей методики является суммирование многолетнего опыта реставрации керамики ВХНРЦ им. акад. И.Э.Грабаря. Предлагаемый раздел является частью общей методики по реставрации художественной керамики и касается способов золочения. И ориентирован на реставраторов, имеющих практический опыт работы с произведениями керамики, I и высшей квалификационных категорий (см. Положение о реставраторах Министерства культуры СССР от 27.02.73). В ВХНРЦ для придания экспонату целостного экспозиционного вида, помимо консервации, восполнения утрат, ведутся процессы восстановления тонировочного покрытия — золочение реставрационных доделок на фарфоре.

Керамика — не существующий в природе материал, созданный обжигом. Но доделки на фарфоре, как и все подготовительные работы под тонировку, золочение, делаются из материалов, не требующих обжига, покрываются лаками, высыхающими при комнатной температуре (в связи с тем что старые фарфоровые экспонаты нельзя подогревать, в них могут развиться скрытые трещины или появиться новые).

Крайне трудно имитировать холодным способом очень интенсивный глянец и разные цветовые оттенки драгоценного металла — обожженной позолоты на фарфоре. Для этого необходима палитра оттенков сусального золота, имеющаяся в государственном стандарте. А располагая всего одним оттенком золота, реставраторы вынуждены выполнять рисунок, орнамент, патину — тонировочными средствами.

Инструменты позолотчика

Качество работы зависит во многом не только от мастерства исполнителя, но и от применяемого инструмента. Плохо, когда в позолотном деле приходится пользоваться недоброкачественными, малопригодными инструментами.

Инструмент позолотчика делится на черновой и золотарный.


69. Инструменты позолотчика

Черновым пользуются при выполнении черновых и подготовительных операций, к нему относятся:

1. Кисти разных форм и размеров (беличьи, колонковые, щетинные и барсучьи).

2. Флейцы разных форм и размеров.

3. Стальные инструменты разных профилей и размеров: скальпели, шпатели, зонды, цировочные крючки.

4. Шкурка разных номеров.

5. Пемза, хвощ.

6. Вата, губка, замша, ветошь.

Золотарные инструменты:

1. Замшевая золотарная подушечка с ширмой.

2. Золотарный двусторонний стальной нож с закругленным концом.

3. Кисти (беличьи, колонковые, барсучьи) разных размеров и профилей. Веерообразная кисточка «лапка» (из беличьих хвостов).

4. Флейцы больших и малых размеров (беличьи, колонковые, барсучьи).

5. Зубки разных профилей и размеров (кремневые, агатовые, сердоликовые), медвежий зуб.

6. Золото листовое сусальное.

7. Вата, губка, замша.

Весь этот золотарный инструмент должен храниться в специальной шкатулке.

8. Бронза (порошок), серебро, поталь.

Морданное золочение

Подготовка под золочение. Приступая к золочению, необходимо тщательно подготовить рабочее место, так как пыль, мусор, попадая на подготавливаемую под позолоту поверхность, снижает ее качество.

В Эрмитаже, Петродворце, Екатерининском дворце оборудованы специальные комнаты для разных видов работ:

1. Комната для черновых работ.

2. Для покрытия лаком.

3. Для длительного просушивания лака. Для мелкой пластики необходимы герметические шкафы.

4. И непосредственно для золочения, для керамики.

Первым условием качественной позолоты на лаках является хорошая обработка поверхности доделочных фрагментов, подлежащих золочению, которые должны быть точно соединены с основой фарфорового экспоната, так чтобы даже на ощупь граница не ощущалась. С идеально отшлифованной (абразивными материалами), гладкой поверхности удаляется пыль (кисти, флейцы), промывается влажной губкой, насухо вытирается ветошью или замшей и просушивается.

После этого можно приступить к первой операции под золочение — покрытию одним из лаков: ЯН-54, ЯК-1, ПФ-283, копаловый (см. Материалы). Лаковая подкладка придает поверхности твердость, гладкость, снижает гигроскопичность, что исключает проседание позолоты, от этого зависит ее блеск и эффект полированности.

ЯН-54

Покрытие производится в два приема. Первый раз покрывают подготовленную поверхность тонким слоем масляного лака и дают хорошо просохнуть. Каждый слой сушится до восемнадцати дней (без сиккатива) и три — шесть дней с сиккативом.

При нанесении второго слоя лака поверхность шлифуют вначале водостойкой шкуркой, затем порошком пемзы. Для этого берут кусочек фетра или сукна, слегка смачивают водой, опускают в порошок пемзы и приступают к шлифовке лака. Протирать нужно осторожно, чтобы не снять лаковый слой. Пемзу перед работой необходимо просеять через сито, лучше всего с отверстиями 3 600 отверстий на 1 см2.

Отшлифованную поверхность промывают дистиллированной водой мягкой греческой губкой и насухо протирают замшей или ветошью.

Когда поверхность станет матовой гладкой и ровной, ее покрывают вторым слоем того же лака, следя за тем, чтобы на лак не осела пыль и не попал мусор — экспонат переносят в специальную комнату или убирают в шкаф, в который не проникает пыль, либо покрывают колпаком — от этого процесса будет зависеть покрытие золотом.


70. Ваза. Фрагмент с доделкой по горлу, подготовленной под золочение сусальным золотом

71. Ваза. Фрагмент с золочением доделки сусальным золотом на гладкой поверхности, соседствующей с авторским золочением

Подготовка поверхности может осуществляться и другими лаками: ЯК-1, копаловый, ПФ-283. Они отличаются только по времени высыхания. ЯК-1 сохнет 6-7 дней, копаловый — 15-20 дней, ПФ-283 — 36 часов. Все лаки не требуют добавления сиккатива и просушиваются при комнатной температуре, так как фарфоровые экспонаты опасно подогревать: могут развиться скрытые трещины или появится новые.

Лаки ЯК-1 и ПФ-283 в случае загустения разбавляют уайт-спиритом (разбавитель № 2) или пиненом (разбавитель № 4) на 15 — 20%, фильтруют.

После полной просушки лака поверхность полируют порошком трепела, до тех пор пока лак не сделается блестящим, опять промывают губкой и быстро протирают замшей или ветошью.

Лак мордан

Теперь приступают ко второй операции, за счет которой происходит сцепление золота с лаком (грунтом). Мордан должен быть не очень густым, для этого его разводят уайт-спиритом и процеживают через плотный капрон. Проверяют время его просыхания на опытных образцах — делают пробы. Лак наносится кистью (барсучьей или колонковой) с последующим растиранием (тампоном из ваты, обернутой ветошью) до тонкого слоя «досуха». Через 12—18 часов проверяют, насколько он высох, для этого на поверхность (опытную) накладывают небольшие кусочки золота. Если лак сохранил нормальный отлип, золото пристает хорошо и после протирки тампоном не сходит. Если же мордан пересох, то при протирке ватой золото сходит, не пристает, в этом случае поверхность вновь приходится покрывать лаком мордан. В том случае, когда мордан сохраняет сильный отлип и золото приобретает матовый тон («тонет») — его необходимо еще раз просушить. После проверки качества высыхания мордана приступают к золочению.

Золочение

Существует два способа нанесения золота. На большие ровные плоскости золото накладывают с «книжки», для этого необходимо листок золота подвести к поверхности и прижать его другой кистью (колонковой, беличьей, барсучьей) или ватным тампоном, обернутым ветошью, рядом накладывают следующий лист золота (от центра), заходя на первый, для того чтобы не образовалось просвета и линия швов была ровной. Просветы и разрывы ретушируются золотом.

При золочении мелких участков и рельефных поверхностей листы золота переносят на золотарную подушечку, где его расправляют и режут стальным ножом на нужные части (кусочки) и накладывают беличьей «лапкой», слегка смазанной каким-либо жиром (вазелином, сливочным маслом), на поверхность, предназначенную для золочения, прижимают ватным тампоном или короткой кистью. Все разрывы и просветы сразу заделываются (фликуются) — накладываются кусочки золота тем же способом. Поверхность нового золота через 40 — 50 мин. протирают ватой до глянца — в обратном направлении наложения золота. Она должна быть блестящей и однотонной.

Первоисточник: 
Реставрация музейной керамики. ВХНРЦ, М., 1999
 
 
 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2017)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2017)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2017)


Есть ли у вас друзья реставраторы?
Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.

ЕЖЕГОДНЫЙ КОНКУРС ЛУЧШИХ РЕСТАВРАЦИОННЫХ ОТЧЕТОВ И ДНЕВНИКОВ

БИБЛИОТЕКА РЕСТАВРАТОРА

RSS Последние статьи в библиотеке реставратора.