ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы. Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
 

Эту работу выполняют, в зависимости от поставленной задачи, двумя способами:

1. Кистью или аэрографом.

2. Тонким слоем специальной светостойкой грунтовочной массы.

Тонирование водорастворимыми красками

Материалы и инструменты

1. Водорастворимые краски.

Акварель характеризуется высокой прозрачностью и чистотой цвета. В состав акварели входят тонкодисперсные минеральные и органические пигменты, связующим являются растительные прозрачные клеи — гуммиарабик и декстрин, в качестве пластификатора содержится глицерин. Светостойкость акварельных красок обозначается на этикетках звездочками, для тонировок следует использовать наиболее светостойкие. Кроме того, надо учитывать, что некоторые пигменты при смешивании акварельных красок способны вступать в химические соединения, что впоследствии может привести к изменению цвета. На изменение цвета в смесях красок со временем могут влиять такие краски, как кадмий желтый и оранжевый, краплак, ультрамарин, изумрудная зелень.

Часто при реставрации фарфоровых изделий для тонирования восполнений требуются белые или непрозрачные краски. С этой целью применяют ПВА-темперные титановые белила. Эта краска характеризуется хорошей устойчивостью к воздействию окружающей среды, укрывистостью и светостойкостью. Для получения необходимых оттенков в белила добавляют немного акварели нужного тона. Другие краски ПВА-темперные применять не рекомендуется, так как они со временем склонны к изменению цвета. По той же причине не применяются казеино-масляная темпера и масляные краски.


67. Блюдо. Два подхода к тонированию восполнений: а) восстановление повторяющегося орнаментального мотива по центральному кругу; б) тонирование в цвет фона в местах, где роспись невосполнима

Для выполнения работы потребуются кисти и белая палитра, которую можно заменить белой керамической плиткой. Подготовленную на палитре смесь красок (нужный колер) при подборе цвета вначале можно нанести на полоску белой бумаги, которую после просушки сравнивают с цветом подлинника, а затем корректируют в соответствии с требуемым оттенком.

Водный раствор акварельных красок — для работы аэрографом. Нужный тон (оттенок) вначале следует ориентировочно подобрать на палитре, а затем, используя найденные краски, приготовить водный состав красок, в несколько большем количестве для заполнения резервуара в краскораспылителе. Водный раствор красок должен иметь жидкую консистенцию, чтобы равномерно ложиться на тонируемую поверхность. Кроме того, чтобы не засорять отверстие в распылительном устройстве, приготовленную краску необходимо процедить через двойной слой марли.

2. Кисти колонковые — для нанесения красочного слоя, синтетические — для нанесения защитного покрытия.

3. Аэрограф, краскораспылитель, выпускаемый промышленностью для художественно-графических работ методом распыления красочных составов. В качестве источника сжатого воздуха могут быть использованы компрессоры типа УХ-1м Киевского завода «Киевприбор», можно также применять и другой вид компрессоров, например, от вышедшего из строя холодильника.

4. Светлый пластилин — для изоляции участков поверхности, окрашиваемых с помощью аэрографа.

5. Электрофен — для просушивания красочного слоя, наносимого аэрографом.

6. Калька, папиросная бумага; поролоновая или войлочная прокладка; тонкая игла; сажа или толченый графит — для копирования рисунка, восполняемого по прямой аналогии.

7. Лаки на основе кремнийорганических смол МФСН, МСН-7, КО-921 в виде растворов 30%-й концентрации в толуоле или ксилоле — для консервации защитными покрытиями тонировок водорастворимыми красками.

8. Колонковые или синтетические кисти — для нанесения слоя защитного покрытия.

Метод работы

Как указывалось выше, краску для тонирования фона можно наносить кистью или аэрографом-распылителем. Методом распыления краски пользуются при тонировании крупных по размеру фрагментов? На практике иногда применяют комбинированный способ, когда общий фон восполняется аэрографом, а элементы росписи по этому фону — кистью. Работая аэрографом, следует подготовить поверхность восполнения: изолировать ее участки, не подлежащие тонированию, от распыляемой краски. С этой целью тонируемый участок ограничивают тонкими пластилиновыми полосками, которые закрепляют по контуру данной поверхности. Каждый нанесенный распылителем слой следует просушивать электрофеном: жидкий слой краски может стекать по поверхности, кроме того, такая просушка дает возможность быстро корректировать цвет высохшей краски. Тонировочный слой наносится только в пределах поверхности восполнений, но при растушевке краски на границе с подлинником допускается незначительный заход ее на поверхность изделия (не более 1—2 мм).

Восполнение утрат декорирования, как правило, чаще всего производят по прямой аналогии, но при этом возникает необходимость копирования рисунка. Вначале рисунок копируют с помощью кальки или папиросной бумаги, затем, подложив под нее поролоновую или войлочную прокладку, тонкой иглой накалывают контур рисунка. Для перенесения рисунка на поверхность восполнения прозрачную бумагу прикладывают к ней и припорашивают сажей или толченым графитом. При этом на поверхности остается контур рисунка, по которому акварелью выполняют роспись.


68. Тонирование с помощью аэрографа

В тех случаях, когда тонировки выполняются водорастворимыми красками (кистью или аэрографом), они всегда подлежат консервации водостойким защитным слоем. Важным требованием к такого рода покрытиям является их светостойкость, и в наибольшей степени этому требованию отвечают лаки на основе кремнийорганических смол МФСН, МСН-7 и КО-921 (1

Перед консервацией защитным покрытием тонировка должна быть тщательно просушена, так как нанесение лака на влажную основу может вызвать последующее растрескивание и шелушение красочного слоя. Лак может быть нанесен кистью или туго свернутым ватным тампоном. Это зависит от размеров поверхности и характера тонировок. Лак наносят послойно: после высыхания первого слоя можно наносить второй, время просушки приблизительно 1 сутки. Как правило, первый слой частично впитывается грунтом и не всегда дает хороший блеск, иногда этого достаточно для закрепления тонировки и имитации матовой поверхности, в других случаях наносят второй или третий слой лака.

Тонирование грунтовочной массой

Так принято называть способ декорирования восполнений, при котором приближенная имитация достигается путем нанесения на поверхность восполненного фрагмента тонкого слоя белой или цветной массы с последующей абразивной обработкой.

Требования к такой массе — светостойкость, хорошая связь с поверхностью восполненного фрагмента, возможность обработки мягкими абразивами.

Материалы и инструменты

1. Грунтовочные массы, приготовленные на основе кремнийорганических смол (МНС-7, КО-921).

В качестве наполнителя в этих массах могут быть использованы сухие титановые белила, тальк, мраморная и фарфоровая пудра, керамическая крошка. Для окрашивания массы добавляют сухие пигменты, художественные мелки (пастель) различных оттенков. Все эти добавки позволяют выполнять довольно близкую имитацию цвета и фактуры керамики.

Для приготовления масс требуется 30 —40%-й раствор смолы, в толуоле или ксилоле, который смешивают с сухими наполнителями до образования пастообразного состояния.

2. Смолы МСН-7 или КО-921 — для предварительного нанесения на поверхность восполнения.

3. 30%-е растворы МСН-7 или КО-921 в ксилоле или толуоле — в качестве дополнительного декоративного покрытия при имитации глазурного покрытия на тонировке.

4. Шпатели — для нанесения грунтовочных масс.

5. Электрофен — для просушки нанесенного на восполнение слоя грунтовочной массы.

6. Наждачная бумага — для обработки отвержденной грунтовочной массы.

Метод работы

Сразу же после приготовления грунтовочная масса шпателем наносится на основу. Для получения сцепления с поверхностью восполнения рекомендуется предварительно нанести на нее тонкий слой смолы в чистом виде (без добавок). В зависимости от температуры и влажности воздуха, а также от консистенции массы время высыхания ее от 1 до 2 суток. Для ускорения отверждения желательна просушка при температуре 50 —70° С (лампа, электрофен). После этого можно приступить к обработке грунта при помощи абразивных шкурок.

Если на восполнении имитируется глазурное покрытие и необходимо придать ему блеск, то поверхность дополнительно покрывается лаком [3]. В целом же грунтовочная масса, приготавливаемая на основе кремнийорганических смол, характеризуется водостойкостью и не требует дополнительных защитных покрытий лаком, в приведенном выше примере лак служит лишь декоративным целям. Следует отметить, что на кремнийорганические грунтовки при необходимости наносятся только те лаки, на основе которых приготовлены массы (МСН-7, КО-921), так как эти массы имеют свойство отторгать другие лакокрасочные покрытия.

__________

1) Кроме того, известно о применении в качестве лакового покрытия растворов ПВБ или ПБМА.

Первоисточник: 
Реставрация музейной керамики. ВХНРЦ, М., 1999
 
 
 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2017)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2017)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2017)


Есть ли у вас друзья реставраторы?

«Дружба — личные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи». (Дружба—Википедия)

«Знакомство — отношения между людьми, знающими друг друга». (Знакомство—Викисловарь)

Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.

ЕЖЕГОДНЫЙ КОНКУРС ЛУЧШИХ РЕСТАВРАЦИОННЫХ ОТЧЕТОВ И ДНЕВНИКОВ

БИБЛИОТЕКА РЕСТАВРАТОРА

RSS Последние статьи в библиотеке реставратора.

НазваниеАвтор статьи
УЧЕБНИК РУССКОЙ ПАЛЕОГРАФИИ (1918) Щепкин В.Н.
МАТЕРИАЛЫ И ТЕХНИКА ВИЗАНТИЙСКОЙ РУКОПИСНОЙ КНИГИ Мокрецова И. П., Наумова М. М., Киреева В. Н., Добрынина Э. Н., Фонкич Б. Л.
О СИМВОЛИКЕ РУССКОЙ КРЕСТЬЯНСКОЙ ВЫШИВКИ АРХАИЧЕСКОГО ТИПА Амброз А.К.
МУЗЕЙНОЕ ХРАНЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ (1995) Девина Р.А., Бредняков А.Г., Душкина Л.И., Ребрикова Н.Л., Зайцева Г.А.
Современное использование древней технологии обжига керамических изделий Давыдов С.С.