ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Обращайтесь к экспертам и мастерам реставрации.
 

Процесс изготовления восполнений, взамен ранее утраченных частей керамических изделий, предусматривает такую рабочую операцию, как формовка. Под термином «формовка» подразумеваются два рабочих процесса: с одной стороны, изготовление формы по твердой или мягкой модели, а с другой — изготовление отливки или оттиска из какой-либо пластичной затвердевшей массы.

Необходимость в формовке может возникнуть при механическом репродуцировании восполняемой части с идентичного повторяющегося элемента того же или аналогичного произведения. Формовка обязательна также при переведении первичного, вылепленного в мягком материале (глина, пластилин) дополнения в окончательный, твердый (пластмасса, гипсополимер, керамическая масса). По существу, без формовки можно обойтись, лишь применяя метод моделирования по затвердевшей массе, наносимой непосредственно на место утраты путем так называемой «наморозки», в один или несколько приемов.

Традиционным и по праву признанным уникальным формовочным материалом до сего времени остается гипс. К сожалению, существенным недостатком гипсовочной формовки является чрезвычайная сложность и трудоемкость, сопряженная с изготовлением разъемных (кусковых) форм круглой и высокорельефной скульптуры. Такая работа требует основательных навыков и умения и выполняется обыкновенно профессионально подготовленными мастерами-форматорами.

Тем не менее каждому реставратору-скульптору и прикладнику необходимо овладеть хотя бы основными приемами гипсовой формовки. Разумеется, эти навыки можно приобрести только путем самостоятельных практических занятий, привлекая для таких упражнений вспомогательный скульптурный материал. Приступая к изготовлению гипсовой формы с несложной объемной детали, например, в камне, необходимо вначале определить на глаз минимальное число разъемных кусков (не более 3 — 4) и линии раздела, с учетом возможности их легкого отделения от формуемой поверхности без риска заклинивания.

Заклинивание может иметь место и при попадании гипса в боковые понутрения рельефа с образованием так называемых «замков», препятствующих снятию формы. Иногда для упрощения работы также потенциальные «замки» перед формовкой временно замазывают пластилином. Далее следует побеспокоиться о защите оригинальных частей скульптуры от попадания в поры камня трудновыводимых формовочных материалов. Для этого подбирают безопасные для камня смазки, действующие одновременно как разделители, например, мыльные кремы, воск, кремнийорганические массы и т.п., а также светлый, неокрашенный пластилин. Затем из пластилина скатывают жгутики, отминают их на увлажненной гладкой поверхности (стекло, плексиглас), чтобы получились полоски толщиной 0,3 — 0,5 см; обрезав их по краям, получают «бортики» нужной ширины, так называемые «обечайки», и ограждают ими один из участков на формуемой модели для получения первого куска формы.

Замешав подходящее количество гипса, заполняют им ограниченную обечайкой ячейку, после схватывания гипса пластилин удаляют и подравнивают гипсовую поверхность металлической циклей или ножом, уделяя особое внимание чистоте и гладкости боковых срезов, так называемых «усенок», к которым должны прилегать следующие куски формы.

На усенках, во избежание смещения кусков после сборки формы, обычно делают 2 — 3 коронкообразных углубления вращательным движением закругленного конца гипсовочной лопатки. При заливке смежных частей формы эти углубления заполняются гипсом и образуют соответствующей формы выступы, помогающие точно фиксировать куски формы относительно друг друга.

После отделения каждого куска формы тщательно удаляются остатки пластилина и гипсовый сор, устанавливают обечайку для следующего фрагмента, а подготовленную к гипсовке поверхность модели и смежную с ней усенку тщательно промазывают смазкой (мыло, воск). Расположение швов между кусками, а также отверстие для заполнения будущей формы должны быть продуманы с учетом удобства в работе и не в ущерб наиболее пластически важным элементам формуемой детали. Их обычно располагают в менее заметных боковых или тыльных участках.

Толщину гипсовой формы выбирают в соответствии с ее размерами (1—3 см) и при необходимости армируют гибкой проволокой, которую закладывают вовнутрь после нанесения первого слоя гипса. Разъемку частей формы производят после легкого поколачивания деревянной киянкой, осторожно внедряя в различных местах стыковочного шва между кусками, расшатывая их вначале деревянным клином, а затем ножом.

Обметя флейцем освобожденные куски формы, их необходимо заново покрыть смазкой, собрать воедино, крепко связав веревкой, и установить литьевым отверстием кверху.

Если форму снимают с модели, выполненной в мягком материале, то иногда ее делают «черновой», т.е. предназначенной к уничтожению, «расколке», для извлечения единственного отливка. Это позволяет максимально упростить форму, сведя количество кусков, «раковин» до 2 — 3, игнорируя мелкие «замки» и захваты, так как мягкая модель позволяет снять форму, хотя и повреждается при этом.

После заполнения формы доделочной массой и полного ее затвердения гипс осторожно, небольшими кусками, скалывают, ударяя по стамеске, и таким образом освобождают весь отливок.

Гораздо проще работать с эластичной формой, хотя нередко и ее приходится фиксировать наружным гипсовым «кожухом», обычно состоящим из 1—3 раковин.

Для эластичной формы раньше использовали животные клеи, а позднее — формопласты, однако гораздо менее трудоемки в применении новые силиконовые каучуки холодной вулканизации, например, такие как «сиэласт», «тиодент», «виксинт» и др.

Они обычно состоят из пасты и 1 — 2 катализаторов, которые смешиваются перед применением (количество катализаторов в смеси обычно не превышает 4 — 5%) и жизнеспособны в течение 20 — 40 минут.

Эти эластомеры наносят одной порцией, игнорируя понутрения и крутизну поверхности, так как застывший материал обладает эластичностью резины и практически снимается с любой формы. Иногда для облегчения снятия ее надрезают с одной стороны, а сквозные отверстия предварительно заделывают пластилином.

При небольшой толщине эластомера, его еще до снятия модели укрепляют дополнительным гипсовым кожухом, для чего предварительно на поверхности эластичной формы вырезают гнезда или борозды для лучшей фиксации кожуха.

Далеко не всегда по ходу реставрации требуется столь высокая точность слепка, какую обеспечивают приведенные здесь способы. Порой бывает достаточно оттиснуть лишь одну, наиболее сложную сторону детали, легко дополняя неотформованную часть моделировкой на глаз. Это тем более уместно в случаях, когда нет полной тождественности выбранной аналогии модели и восполняемого фрагмента.

В подобных случаях формовку производят одним пластилином. Для этого лучше брать неокрашенный светлый пластилин, перед работой слегка размягченный, например, в горячей воде. Необходимый объем пластилина разминают до тонкой (3 — 5 мм) пластинки на гладкой увлажненной или протертой тальком поверхности (стекло, глазурованная плитка) и обрезают по форме «выкройки» лоскут. Формуемый участок модели также увлажняют или протирают тальком, накладывают пластилиновую заготовку и прижимают во все углубления, следя за тем, чтобы в поднутрениях не оставалось воздуха и чтобы пластилин не смещался. Для упрочения полученного оттиска можно нанести дополнительный слой пластилина. Отняв пластилиновый оттиск, необходимо удостовериться в отсутствии непроявленных деталей или складок, смятостей. Вторично прикладывать оттиск к формуемой части для исправления каких-либо погрешностей нельзя, при неудаче надо всю операцию повторить заново. Недостаток пластилиновой формы — в ее мягкости, приводящей к деформации уже в момент съемки с модели. Этот дефект можно уменьшить, например, помещая форму в холодильник или с помощью нагипсовки снаружи фиксирующей раковины.

Более серьезным недостатком является растворимость пластилина в некоторых полимерных массах, применяемых для восстановлений, особенно при экзотермических (т.е. протекающих с выделением тепла) реакциях полимеризации. Поэтому перед формовкой незнакомой полимерной массой необходимо удостовериться в отсутствии ее взаимодействия с разными формовочными материалами: гипсом, эластомерами, пластилином, а также с разделительными смазками — вазелином, мыльным кремом, ГКЖ-136 - 241 и т.п. Для этого на отдельные участки поверхности формовочного материала наносят образцы разных смазок, а затем небольшие порции доделочной массы. После затвердения массу отнимают, проверяя ее на легкость отделения, на чистоту и гладкость поверхности отливки и формы, на сохранение изначальной окраски доделочной массы.

Некоторые формовочные материалы (например, гипс) непременно требуют разделительной смазки, другие (как, например, пластилин), наоборот, применяются преимущественно без нее, однако все эти особенности устанавливаются, как уже говорилось, опытным путем, т.е. предварительными пробными формовками на экспериментальном материале.

Первоисточник: 
Реставрация музейной керамики. ВХНРЦ, М., 1999
 
 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2019)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2019)


Нужно ли делать сопроводительную документацию для объекта реставрации? (2019)


Делать ли сопроводительную документацию для объекта реставрации?

Прикрепленный опрос: Ведёте ли вы реставрационный дневник?

Есть ли у вас друзья реставраторы? (2019)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2019)

«Дружба — личные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи». (Дружба—Википедия)

«Знакомство — отношения между людьми, знающими друг друга». (Знакомство—Викисловарь)

Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.