ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на форуме.
 

Восполнение утраченных фрагментов данным способом предполагает привлечение прямых или косвенных аналогий, и в соответствии с этим возможны два варианта изготовления реставрационных восполнений.

Первый вариант. По имеющемуся объемному аналогу (прямая аналогия) формовочной массой производится снятие формы с аналогичного фрагмента, подлежащего репродуцированию. Затем по этой форме выполняется набивка или отливка восполнения докомпоновочной массой. Этот метод позволяет делать восполнения максимально объективными и документально точными, так как изготовление восполнений по формам-слепкам исключает опасность субъективного подхода при воспроизведении формы утраченного фрагмента. Второй вариант. При отсутствии прямой аналогии вначале выполняется черновая модель (в данном случае переходная, вспомогательная реплика будущего восполнения) по документально подтвержденным данным (косвенная аналогия) (см. также разд. 5). Обычно ее выполняют ручной лепкой в мягком материале (пластилин, глина). Черновая модель позволяет еще в начальной стадии работ уточнить, насколько необходимым является данное восполнение, а при неубедительности ранее принятого решения — отказаться от привнесения восполнений. По утвержденной модели выполняется форма формовочной массой, а затем, как и в первом варианте, завершающая операция — изготовление по форме утраченного фрагмента доделочной массой. Еели модель сразу выполняется в материале, который выбран для восполнения утраченных фрагментов, то ее принято называть чистовой, она позволяет перевести рабочую массу в окончательный материал восполнения. (Например, при изготовлении утрат безусадочной керамической массой вначале модель восполнения формуется пластической глиняной массой по предварительно изготовленным гипсовым формам, а затем, после сушки и обжига этих восполнений, получают керамические восполнения в окончательном материале.)

Материалы и инструменты

1. Формовочные массы: гипс, светлый пластилин, восковые пластины, силиконовые каучуки холодной вулканизации — в зависимости от вида изделий и характера утрат.

2. Составы для разделительных смазок: при снятии формы с фрагментов пористых керамических изделий — насыщенный мыльный раствор, изделий из фарфора — масляно-мыльная эмульсия,

3. Доделочные массы: гипсополимер, эпоксидные, цианакрилатные, стоматологические пластмассы, керамические — в зависимости от вида изделий и характера утрат.

4. Составы для разделительных смазок: при отливке гипсополимером по гипсовым формам — вазелин или мыльно-масляная эмульсия, эпоксидной массой по гипсовым или сиэластовым формам — вазелин или мыльно-масляная эмульсия, пластилиновым — тальк, при набивке цианакрилатной массы в гипсовые или сиэластовые формы — вазелин или мыльно-масляная эмульсия, при отливке стоматологическими пластмассами — вазелин или мыльно-масляная эмульсия, при набивке керамической массы в гипсовые формы — тальк.

5. Скальпели, шпатели — для набивки форм.

6. Кисть, ватные тампоны — для нанесения разделительных смазок.

7. Надфили, наждачная бумага, бормашина — для абразивной обработки восполнений.

Метод работы

При снятии форм с некоторых керамических изделий применяют разделительные смазки. Так, в качестве смазок для изделий пористой керамики применяют насыщенный мыльный раствор; для фарфора, декорированного позолотой или слабообожженными надглазурными красками, — масляно-мыльную эмульсию. Эти составы наносят кистью на поверхность изделия и растирают тампоном непосредственно перед снятием формы.


55. Мадонна с Младенцем, пласт. Майолика

56. Мадонна с Младенцем. Восполнение утрат керамической массой

57. Печь для обжига восполнений, выполненных керамической массой

Доделочные массы на основе гипса применяют для восполнения утрат на керамических изделиях всех видов. При отливке гипсополимером по гипсовым формам их необходимо предварительно смазать мыльно-масляной эмульсией. Формы, выполненные из Сиэласта, Виксинта, пластилина, в данном случае в предварительной смазке не нуждаются. Иногда в процессе работ требуется приготовить гипсовый замес более жидкой консистенции, например, при заливке массы в узкое отверстие формы. Это достигается увеличением количества воды, но при этом несколько снижается прочность гипсовой отливки. Можно проводить укрепление гипсовых восполнений и после их отливки. С этой целью хорошо просушенные гипсовые восполнения (гипс выдерживает температуру не более 70°С!) пропитывают низковязким раствором ПБМА, ПВА, Циакрина-ЭО, смолой МСН-7, кремнийорганическими эмалями марки КО. Обработку поверхности гипсовых восполнений обычно проводят абразивными инструментами и материалами (надфили, наждачная бумага).

Массы на основе эпоксидной смолы применяют для восполнения утрат на керамике с плотным черепком (фарфор, бисквит, каменные массы). При отливке эпоксидной массой по гипсовым или сиэластовым формам их необходимо предварительно смазать тонким разделительным слоем вазелина или мыльного крема, пластилиновые формы присыпают тальком. Готовые отливки из затвердевшей эпоксидной массы получают, как правило, через сутки; их освобождают от формы, обрабатывают неровности поверхности абразивными инструментами, при необходимости сложной обработки пользуются бормашиной. Иногда на поверхности выполненных эпоксидной массой восполнений наблюдаются углубления вследствие попадания пузырьков воздуха при заливке массы. Эти единичные дефекты можно замастиковать тем же составом, приготовленным в небольшом количестве, а затем, после его отверждения, провести абразивную обработку.

Доделочные массы на основе цианакрилатных клеев применяют для восполнения утрат черепка на фарфоре. Формы из Сиэласта и гипса предварительно смазывают вазелином или мыльно-масляной эмульсией. Схватывание массы наступает через 1—5 минут или более; после полного отверждения восполнение вынимают из формы, проверяют качество отливки и при необходимости обрабатывают механически (надфилем, бормашиной).

Доделочные массы на основе стоматологических пластмасс (Норакрил, Протакрил, Акрилоксид) применяют для восстановления утрат на фарфоре. Их использование допускается при восполнении отдельных утраченных фрагментов подлинника (навершия крышек, лепные украшения, отдельные от него фигуры), то есть там, где плоскость соприкосновения восполнения с оригиналом минимальна. Там, где плоскость сопряжения восполнений с оригиналом значительна (борт тарелки, край горла вазы и т.п.), применение вышеуказанных масс не рекомендуется.

Специфика работ с глинистыми материалами предполагает формовку восполнений фрагментов керамической массой в гипсовых формах, которые выполняют по предварительно подготовленной модели. Методика проведения работ, связанных с выполнением моделей и гипсовых форм, приведена в Приложении и методическом пособии «Восполнение утрат на керамике керамическими массами».

Ниже приведена схема изготовления керамических восполнений.

Технологическая схема изготовления керамических восполнений

1. Изготовление модели восполнения по снятому оттиску

2. Снятие гипсовых форм по изготовленной модели

3. Оттиск восполнений керамической массой в гипсовых формах

4. Сушка восполнений (естественные условия) + электрошкаф

5. Обжиг восполнений (электропечь) при температуре ~800-1000°С.

Изготовление восполнений производится поэтапно, в соответствии с прилагаемой технологической схемой. Несмотря на кажущуюся громоздкость процесса и обилие вспомогательных операций, выполнение восполнений не является столь длительным и трудоемким.

Реставрационный процесс восполнения глинистыми материалами в общих чертах соответствует обычно принятой технологии изготовления художественных керамических изделий методом ручной пластической формовки.

Формовка в гипсовых формах заключается в набивке форм приготовленной массой при значительном ее уплотнении. Формы перед формовкой протирают тальком. Эту операцию можно выполнить мягкой кистью. Выемка фрагментов из форм производится после того, как керамическая масса сама «отойдет» от кромок формы. Время выдержки оттиска в гипсовой форме до момента «отделения» зависит от размеров формуемого фрагмента и составляет от 1—2 до 24 часов.

Сушка отформованных фрагментов производится в естественных условиях в течение суток и более. Просушенные керамические восполнения при необходимости могут быть дополнительно откорректированы доделочной массой по месту установки, при этом поверхность восполнения слегка смачивают водой и моделируют шпателем. Перед обжигом восполнений для удаления остаточной влаги, во избежание трещин в обжиге, желательно провести дополнительную сушку в электрическом сушильном шкафу в течение 2 — 3 часов при температуре 100-150° С.

Режим обжига. Обжиг производится в электрической муфельной печи при постепенном подъеме температуры: в начальный период, в течение 3 часов, до температуры 500° С, а затем, в течение 2 — 2,5 часов, до конечной температуры 900 — 950° С и выше.

Общее время обжига составляет 5 — 5,5 часов, Охлаждение печи естественное, в течение 24 часов. При обжиге значительных по размерам фрагментов или элементов сложной формы, во избежание деформации, их целиком погружают в сухой шамотный порошок, насыпаемый либо в керамическую емкость, либо непосредственно на дно муфельной печи.

Обожженные керамические восполнения подклеивают по месту утраты одним из обратимых клеев (БФ-4, ПБМА, БМК-5). Если необходима тонировка, то она выполняется темперными ПВА-белилами с акварелью, а затем закрепляется водостойким защитным лаком (МСН-7, КО-921). В некоторых случаях для имитации глазурного покрытия или бисквитного черепка на поверхность восполнения тонким слоем наносят мастиковочный состав на основе кремнийорганической смолы МСН-7 с сухими наполнителями, которые подбирают по цвету. После твердения мастики (через сутки) ее обрабатывают абразивной бумагой, полируют.

Первоисточник: 
Реставрация музейной керамики. ВХНРЦ, М., 1999
 
 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2019)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2019)


Нужно ли делать сопроводительную документацию для объекта реставрации? (2019)


Делать ли сопроводительную документацию для объекта реставрации?

Прикрепленный опрос: Ведёте ли вы реставрационный дневник?

Есть ли у вас друзья реставраторы? (2019)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2019)

«Дружба — личные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи». (Дружба—Википедия)

«Знакомство — отношения между людьми, знающими друг друга». (Знакомство—Викисловарь)

Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.