ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на форуме.
 

Поделочные массы на основе гипса

Для повышения механической прочности и влагостойкости гипсовых восполнений при замесе гипсовой массы в нее добавляют полимерные водные дисперсии. Наиболее доступной и широко применяемой формой в реставрации является ПВА-д. Такой гипсовый состав называется гипсополимером. Способ приготовления массы заключается в следующем. В воду, приготовленную для затворения гипсового порошка, добавляют 17 — 20%-й раствор ПВА-д, что должно составлять 1/3 части от общего объема жидкости (учитывая исходную концентрацию ПВА-д — 50%). После перемешивания состава в него засыпают гипс в таком количестве, чтобы конус гипсового порошка немного выступал над поверхностью воды.

Это практическое определение дозировки состава соответствует объемному соотношению гипс : вода - 2:1.

Смесь сразу же осторожно и тщательно перемешивают (во избежание образования воздушных пузырьков) до однородности раствора и заполняют им форму.

Если возникает необходимость ускорить или замедлить скорость твердения гипса, то этот процесс в определенных пределах можно регулировать изменением степени дисперсности гипсового порошка, температурой воды. Так, порошок высокой дисперсности (тонкомолотый) быстрее насыщается водой, что приводит к более быстрой и равномерной кристаллизации массы, при этом гарантируется большая однородность и плотность отливки. Ускорение схватывания гипса происходит также с повышением температуры воды до 30 — 37°С. Дальнейшее увеличение температуры нецелесообразно, так как в интервале 37 — 50°С скорость кристаллизации не меняется, а свыше 50°С она начинает падать.

Для подкраски восполнений или в целях имитации текстуры керамического черепка в состав гипсополимера можно вводить добавки сухих измельченных материалов. Например, для придания отливке большей белизны — окись титана или цинка, кремнеземы; для тонирования — сухие цветные пигменты или другие окрашивающие материалы.

Количество добавок в данной смеси не должно превышать 40%, иначе отливка будет непрочной. Чтобы приготовить такой состав, вначале сухие добавки и гипс перемешивают в фарфоровой ступке до полной однородности, а затем полученную массу засыпают в ПВА-д (соотношение ПВА-д:вода — 1:2).

В приведенных выше методах получения гипсополимера укрепление отливок производится в процессе приготовления докомпоновочной массы, так как добавка ПВА-д обеспечивает дополнительные структурные связи в материале.

Гипс относится к гигроскопичным материалам, поэтому хранить его необходимо в сухом месте, в плотной упаковке, исключающей доступ влаги. Во влажной среде гипс насыщается влагой и теряет способность схватывания при замешивании с водой.

Поделочные массы на основе эпоксидной смолы

Пластичность и текучесть этих масс позволяет приготавливать восполнения методом отливки по формам. Затвердевшая масса имеет хорошую механическую прочность, плотную, гладкую поверхность и позволяет с достаточной точностью воспроизводить различные рельефы сложных форм.

Доделочные массы на основе эпоксидной смолы приготавливают, тем же способом, что и аналогичные мастиковочные массы (см. разд. 12).

В качестве наполнителей могут применяться сухие порошкообразные материалы: фарфоровая и мраморная крошка, тальк, стеклянные микросферы, цветные пигменты, а также окиси металлов — окись титана, окись цинка, окись кремния. Количество наполнителей может варьироваться в широких пределах, до 100% от общей массы. Для правильного подбора нужной доделочной массы рекомендуется выполнить предварительно небольшие пробы с различными добавками. Это дает возможность определить время отверждения каждой композиции, цвет и состояние поверхности после твердения смеси, механическую прочность, адгезию. При увеличении количества наполнителей, добавленных в смолу, снижается усадка массы, но, вместе с тем, чрезмерное количество добавок ухудшает ее адгезию и прочность.


59. Блюдо, борт. Майолика, синяя роспись. После склеивания фрагментов: утраты и сколы черепка и непрозрачной глазури

60. Блюдо, борт. После пропитки черепка и восполнения утрат керамической массой

61. Блюдо, фрагмент. Фарфор, надглазурная роспись. После склеивания многочисленных фрагментов: утраты черепка и сколы глазури

62. Блюдо. После восполнения утрат эпоксидной доделочной массой

Примерный состав масс на основе эпоксидного клея

1. Эпоксидная смола, титановые белила, тальк + отвердителъ (2:1:1+1/8);

2. Эпоксидная смола, мраморная пудра, тальк + отвердителъ (2:1:1+1/8);

3. Эпоксидная смола, стеклянные микросферы, титановые белила, цветная пастель или мел + отвердителъ (2:1:1:0,5+1/8).

Сухие наполнители (если масса многокомпонентная) предварительно перемешивают в фарфоровой ступке или растирают на стекле шпателем или курантом. Приготовленные таким образом добавки затем смешивают с порцией эпоксидной смолы. Этот процесс почти всегда сопровождается образованием пузырьков воздуха в вязкой массе; если от них не избавиться, то поверхность отливки получится пористой, неровной. В связи с этим перемешанный состав выдерживают в течение суток и более, а затем, перед началом работ, добавляют к нему отвердитель в количестве 1/8 части общей массы, все компоненты еще раз перемешивают, затем заполняют составом формы.

Доделочные массы на основе цианакрилатных клеев

Цианакрилатные доделочные массы приготавливают на основе клея Циакрин-ЭО с наполнителями: мраморной пылью, тальком, полимерными порошками ПММА (полиметилметакрилат), стеклянными микросферами, цветной пастелью.

Эти составы относятся к быстротвердеющим, схватывание массы может наступить через 1—2 минуты, причем скорость отверждения может зависеть от химической активности добавок и характера их взаимодействия в клее. В связи с этим при подборе составных частей приходится ориентироваться не только на декоративные свойства получаемого полимера (цвет, текстура, просвечиваемость), но и учитывать, что некоторые компоненты вызывают ускоренное отверждение массы, например, гранулированные порошки ПММА (из комплекта Норакрил-65) за счет входящих в них щелочных катализаторов. Тальк, пастель, мраморная пудра, как правило, наиболее инертны. Клей, в свою очередь, имеет различную химическую активность, которая может меняться со временем. Поэтому перед началом работ рекомендуется делать предварительные пробы по подбору состава доделочной массы.

Цианакрилатные композиции позволяют получить массы с достаточной степенью просвечивавмости. Это свойство используют при необходимости имитировать восполнения на фарфоре или окрашенном стекле. Наполнители, в наибольшей степени способствующие просвечиваемости масс, — стеклянные микросферы, мраморная крошка, порошки ПММА; увеличение количества клея в составе композиций также обеспечивает их большую прозрачность.

Массу приготавливают на фторопластовой или полиэтиленовой пленке: предварительно перемешанную порцию сухих наполнителей смачивают циакрином, добавляемым из капельницы. Полученный пастообразный состав быстро переносят в формы.

Некоторые композиции на основе циакрина не отвечают требованиям по светостойкости (восполнения со временем склонны к пожелтению) и в связи с этим нуждаются в дополнительной тонировке или грунтовке светостойкими материалами.

Доделочные массы на основе стоматологических пластмасс

Быстротвердеющие пластмассы, выпускаемые медицинской промышленностью (Норакрил, Протакрил, Акрилоксид), обычно представляют собой комплект, состоящий из нескольких порошков, мелкодисперсного ПММА и одной или двух жидкостей — мономеров.

Рабочие составы приготавливаются в соответствии с инструкциями, прилагаемыми к данным комплектам. Обычно массу получают смешиванием порошка и жидкости в соотношении 2:1. При достижении вязкой стадии массу можно формовать по подготовленному оттиску. Полимеризация пластмассового теста происходит через 15 — 20 минут. Для получения окрашенных масс в состав порошка можно добавлять небольшое количество цветных пигментов или другие добавки в количестве не более 30%.

Восполнения, выполненные на основе стоматологических пластмасс, со временем обнаруживают склонность к усадке, деформации и поэтому в настоящее время заменяются более совершенными доделочными материалами.

Доделочные керамические массы

Задача восполнения утраченных фрагментов керамической массой до недавнего времени считалась неразрешимой: глинистые материалы дают усадку в процессе сушки и обжига, что сокращает линейные и объемные размеры фрагментов на 10-15%.

Новая в реставрации технология приготовления доделочных керамических масс позволила сократить усадку за счет применения многошамотных составов, в которых добавка шамота в глиняную массу может составить от 30 до 70%. Количество добавляемого шамота или другого отощителя зависит от сорта применяемой глины или готовой (заводской) керамической массы. Так, наиболее пластичные глины допускают введение большего количества отощающих материалов, если же применяется готовая керамическая масса, то в ней, как правило, уже имеются добавки. В этом случае в ее состав для уменьшения усадки можно ограничиться введением меньшего количества шамота, чем для чистой глины.

Отощающие материалы используют в составе керамических масс для сокращения усадки и во избежание деформации керамических изделий. Для приготовления доделочных масс в качестве отощителей можно использовать шамот (обожженная и измельченная глина).

Для улучшения пластических свойств массы при заполнении форм и прямой лепке керамических восполнений в глинистое тесто (при формовке) добавляют КМЦ (1—2%) и другие пластифицирующие средства.

В качестве примера ниже приведены составы возможных доделочных керамических масс:

№№ п/п Компоненты массы Содержание компонентов в %
1. Шамот
65
70
65
2. Глина
35
30
35

Приготовление керамической массы. Предварительная подготовка материалов для приготовления пластической массы состоит в их просушке в сушильном шкафу (при 100°С) с последующим измельчением в фарфоровой ступке. Затем исходное сырье (глина, шамот) просеивают через сито для получения необходимых фракций. Глину обычно измельчают до прохождения частиц через сито № 1. Фракции шамота могут соответствовать размеру сита № 1 и менее, в зависимости от того какую текстуру черепка желательно получить (грубозернистую или тонкодисперсную, плотную).

Для получения собственно керамической массы подготовленные материалы дозируются в соответствии с разработанной или выбранной рецептурой. При этом порции компонентов можно взвешивать на лабораторных весах, учитывая процентное содержание каждой из них в массе, либо дозировать их объемными частями (мерками), что гораздо проще и чаще применяется на практике.

Подготовленный таким образом сухой состав (глина, шамот) тщательно перемешивают в фарфоровой ступке и затем просеивают через сито для получения однородной порошкообразной массы.

Для получения пластичного формовочного теста к массе (в незначительном количестве) добавляют немного воды (влажность массы должна составлять 20%), содержащей один из пластификаторов, указанных выше. Добавка пластификатора позволяет уменьшить количество воды в массе при сохранении необходимой пластичности. Количество воды в массе должно быть минимальным, так как от объема привнесенной жидкости зависит величина усадки после сушки.

Первоисточник: 
Реставрация музейной керамики. ВХНРЦ, М., 1999
 
 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2019)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2019)


Нужно ли делать сопроводительную документацию для объекта реставрации? (2019)


Делать ли сопроводительную документацию для объекта реставрации?

Прикрепленный опрос: Ведёте ли вы реставрационный дневник?

Есть ли у вас друзья реставраторы? (2019)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2019)

«Дружба — личные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи». (Дружба—Википедия)

«Знакомство — отношения между людьми, знающими друг друга». (Знакомство—Викисловарь)

Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.