ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы. Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
 

Клеи, применяемые в реставрации музейных керамических изделий

Клеями называют растворы, дисперсии, расплавы природных или синтетических высокомолекулярных органических веществ, применяемых для соединения различных материалов.

Способность склеивать обусловлена тем, что между клеем и склеиваемой поверхностью возникают силы сцепления — адгезия. Прочность склеивания определяется также и прочностью пленки, образующейся при затвердении клея — когезией.


27. Кружка. Молочное стекло, роспись. Фиксация сборки клейкой лентой

По своему происхождению клеи подразделяются на природные и синтетические. В реставрационной практике прошлого для склеивания керамических изделий применялись клеи животного и растительного происхождения: казеиновый, коллагеновый, шеллачный, канифольный (см также разд. 9). Они не отвечают современным реставрационным требованиям, и именно поэтому нашли широкое применение синтетические клеи. Последние отличаются большей долговечностью (светостойкостью, термо- и влагоустойчивостью); применение их позволяет совершенствовать технологические условия склеивания и повышать качество реставрационной обработки керамических изделий.

Основу применяемых в реставрации синтетических клеев составляют смолы и их смеси; помимо смолы, в клеевые составы входят отвердители, растворители, пластификаторы, наполнители и другие добавки.

Выпускаемые промышленностью клеи — жидкие, пастообразные, твердые (порошкообразные, гранулы, пластинки) — могут быть готовы к применению в процессе реставрационного вмешательства или требуют составления реакционной, смеси с добавками отвердителей, растворителей, наполнителей.

Процесс отверждения клеевой смеси происходит либо в результате воздействия отвердителя (как, например, в эпоксидных клеях), либо при испарении растворителя из клеевого состава (клеи на основе ПВБ, ПБМА, БМК-5). Для приготовления реставрационных клеевых составов на основе твердого компонента (ПВБ, ПМБА, БМК-5) применяют растворители. Свойства клеевых составов во многом зависят от того, на основе каких индивидуальных или смесевых растворителей они приготовлены, следовательно, при выборе растворителя необходимо учитывать как растворимость в нем твердых компонентов клея, так и скорость испарения первого: этот фактор влияет на впитывающую способность клея в пористые керамические материалы, а также определяет вязкость клея и время его схватывания.

На свойства клеевых составов оказывают влияние и пластификаторы, которые иногда вводят для устранения неблагоприятного влияния усадки и внутренних напряжений в процессе образования клеевого шва.

Весьма важным компонентом клеевых составов являются наполнители, которые служат для выполнения нескольких функций: получения необходимой вязкости клея, обеспечения минимальной усадки при отверждении, снижения местных внутренних напряжений при склеивании, а также подкраски клеевого шва. При реставрации керамики наполнители вводят в клеевую смесь и в тех случаях, когда необходимо заполнить зазоры, сколы, пустоты, образующиеся вследствие неплотного совмещения фрагментов. В качестве наполнителей используют порошкообразные сухие материалы, такие как окислы металлов, кремнезем, мраморную пыль, тальк, сухие красочные пигменты, пастельные мелки, стеклянные микросферы. Оптимальное содержание наполнителей в клеевых композициях — величина индивидуальная, зависящая прежде всего от свойств и необходимых рабочих качеств данного состава клея. Но, как правило, лучшие результаты удается получить в тех случаях, когда количество наполнителя соответствует такой концентрации, при которой смола будет смачивать каждую частицу сухого вещества, а вязкость состава позволит наносить его тонким слоем на поверхность разлома.

Требования к клеевым составам


28. Китайская ваза. Фарфор, надглазурная роспись. Реставрационные восполнения и фрагменты оригинала, найденные после реставрации

29. Китайская ваза. После удаления реставрационных восполнений и новой сборки и склейки фрагментов

В настоящее время производится целый ряд новых синтетических клеев с самыми различными свойствами. Однако далеко не все клеевые составы, выпускаемые промышленностью, могут быть применены в реставрационной практике, а лишь те, которые отвечают специфике реставрационных работ с различными керамическими материалами.

К числу основных требований, предъявляемых к клеям, относятся следующие: прочность и надежность склейки, светостойкость, термо- и влагоустойчивость, биостойкость, обратимость.

Прочность и надежность. Чтобы гарантировать необходимую прочность склейки, реставратор должен отдавать предпочтение клеям, имеющим хорошие адгезивные свойства; помимо этого, следует обращать внимание на вязкость и эластичность клея: эти качества, способствующие лучшей смачиваемости склеиваемых материалов, увеличивают площадь взаимодействия клея и черепка, обеспечивая надежность склейки.

При выборе клея необходимо учитывать и такой фактор, как равнопрочность клеевого шва и керамического материала (сила сцепления клея и его прочность должны соизмеряться с прочностью склеиваемого керамического черепка). Так, применение клея с высокими прочностными характеристиками для склеивания пористой керамики нецелесообразно и опасно: напряжение, возникающее при отверждении клея, может вызвать отслаивание клеевой пленки и отрыв частей керамического материала по шву склейки. В таких случаях рекомендуется применение термопластичных клеевых составов (ПВА-д, ПВБ, ПБМА), с предварительной пропиткой поверхности по кромкам разлома низковязкостным раствором соответствующего клея, что позволяет улучшить прочность материала на границе разлома, увеличить зону (взаимодействие клей— черепок) склейки, а также обеспечить равнопрочность керамического материала и клеевого шва. Если необходимо обеспечить высокопрочность соединения, применяют термореактивные клеевые составы (на основе эпоксидных, полиуретановых, фенолформальдегидных смол).

Светостойкость. При склеивании фарфора, фаянса и другой светлоокрашенной керамики важным условием является применение светлых, прозрачных, светостойких клеев. Каким бы тонким ни был клеевой шов, он всегда будет виден на поверхности, если имеет темный цвет. Применяя в процессе склеивания даже светлые, прозрачные клеи, необходимо обладать информацией об их светостойкости: со временем многие клеевые швы склонны к потемнению. Иногда — в зависимости от специфики реставрационной задачи — этим свойством приходится пренебрегать, отдавая предпочтение прочности или другим, более необходимым преимуществам клея. В таких случаях возможно осветление клеевой массы добавкой в нее светлых сухих наполнителей или — если это необходимо — последующей обработкой шва светлой мастиковочной массой на основе светостойких материалов.

Термо- и влагоустойчивостъ, биостойкость. Клеевые составы должны характеризоваться достаточной устойчивостью к изменениеям температуры и влажности воздуха, в соответствии с теми условиями хранения и эксплуатации, в которых будет находиться отреставрированный предмет. Необходимо также учитывать и возможные меры профилактической музейной обработки и ухода за экспонатом в процессе его хранения (см. разд. 3).

Биостойкость клея характеризуется его устойчивостью к деструкции и гниению, а также к воздействию плесени и микроорганизмов.

Обратимость. Требование обратимости материалов, применяемых в реставрации, предусматривает возможность проведения повторной реставрации, если возникнет такая необходимость. Обратимость клея — это возможность последующего размягчения его после стадии отверждения при воздействии растворителей или посредством прогрева с целью расшивки клеевого шва (см. также разд. 9). Это свойство в наибольшей степени присуще термопластичным клеевым составам (ПВА-д, ПВБ, ПБМА, БМК-5), тогда как труднообратимость термореактивных клеевых составов (на основе эпоксидных, фенолформальдегидных, полиэфирных смол) в ряде случаев ограничивает возможность их применения в реставрационной практике.

Первоисточник: 
Реставрация музейной керамики. ВХНРЦ, М., 1999
 
 
 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2017)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2017)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2017)


Есть ли у вас друзья реставраторы?

«Дружба — личные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи». (Дружба—Википедия)

«Знакомство — отношения между людьми, знающими друг друга». (Знакомство—Викисловарь)

Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.

КУЛЬТСОХРАНАГИТПЛАКАТ - Спам во имя культуры! Скопируй код плаката и вставь его в интернет!

БИБЛИОТЕКА РЕСТАВРАТОРА

RSS Последние статьи в библиотеке реставратора.

НазваниеАвтор статьи
УЧЕБНИК РУССКОЙ ПАЛЕОГРАФИИ (1918) Щепкин В.Н.
МАТЕРИАЛЫ И ТЕХНИКА ВИЗАНТИЙСКОЙ РУКОПИСНОЙ КНИГИ Мокрецова И. П., Наумова М. М., Киреева В. Н., Добрынина Э. Н., Фонкич Б. Л.
О СИМВОЛИКЕ РУССКОЙ КРЕСТЬЯНСКОЙ ВЫШИВКИ АРХАИЧЕСКОГО ТИПА Амброз А.К.
МУЗЕЙНОЕ ХРАНЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ (1995) Девина Р.А., Бредняков А.Г., Душкина Л.И., Ребрикова Н.Л., Зайцева Г.А.
Современное использование древней технологии обжига керамических изделий Давыдов С.С.