Смотрите апвббшп тут.
ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Обучайтесь под руководством опытного наставника.
 

Клеи, применяемые в реставрации музейных керамических изделий

Клеями называют растворы, дисперсии, расплавы природных или синтетических высокомолекулярных органических веществ, применяемых для соединения различных материалов.

Способность склеивать обусловлена тем, что между клеем и склеиваемой поверхностью возникают силы сцепления — адгезия. Прочность склеивания определяется также и прочностью пленки, образующейся при затвердении клея — когезией.


27. Кружка. Молочное стекло, роспись. Фиксация сборки клейкой лентой

По своему происхождению клеи подразделяются на природные и синтетические. В реставрационной практике прошлого для склеивания керамических изделий применялись клеи животного и растительного происхождения: казеиновый, коллагеновый, шеллачный, канифольный (см также разд. 9). Они не отвечают современным реставрационным требованиям, и именно поэтому нашли широкое применение синтетические клеи. Последние отличаются большей долговечностью (светостойкостью, термо- и влагоустойчивостью); применение их позволяет совершенствовать технологические условия склеивания и повышать качество реставрационной обработки керамических изделий.

Основу применяемых в реставрации синтетических клеев составляют смолы и их смеси; помимо смолы, в клеевые составы входят отвердители, растворители, пластификаторы, наполнители и другие добавки.

Выпускаемые промышленностью клеи — жидкие, пастообразные, твердые (порошкообразные, гранулы, пластинки) — могут быть готовы к применению в процессе реставрационного вмешательства или требуют составления реакционной, смеси с добавками отвердителей, растворителей, наполнителей.

Процесс отверждения клеевой смеси происходит либо в результате воздействия отвердителя (как, например, в эпоксидных клеях), либо при испарении растворителя из клеевого состава (клеи на основе ПВБ, ПБМА, БМК-5). Для приготовления реставрационных клеевых составов на основе твердого компонента (ПВБ, ПМБА, БМК-5) применяют растворители. Свойства клеевых составов во многом зависят от того, на основе каких индивидуальных или смесевых растворителей они приготовлены, следовательно, при выборе растворителя необходимо учитывать как растворимость в нем твердых компонентов клея, так и скорость испарения первого: этот фактор влияет на впитывающую способность клея в пористые керамические материалы, а также определяет вязкость клея и время его схватывания.

На свойства клеевых составов оказывают влияние и пластификаторы, которые иногда вводят для устранения неблагоприятного влияния усадки и внутренних напряжений в процессе образования клеевого шва.

Весьма важным компонентом клеевых составов являются наполнители, которые служат для выполнения нескольких функций: получения необходимой вязкости клея, обеспечения минимальной усадки при отверждении, снижения местных внутренних напряжений при склеивании, а также подкраски клеевого шва. При реставрации керамики наполнители вводят в клеевую смесь и в тех случаях, когда необходимо заполнить зазоры, сколы, пустоты, образующиеся вследствие неплотного совмещения фрагментов. В качестве наполнителей используют порошкообразные сухие материалы, такие как окислы металлов, кремнезем, мраморную пыль, тальк, сухие красочные пигменты, пастельные мелки, стеклянные микросферы. Оптимальное содержание наполнителей в клеевых композициях — величина индивидуальная, зависящая прежде всего от свойств и необходимых рабочих качеств данного состава клея. Но, как правило, лучшие результаты удается получить в тех случаях, когда количество наполнителя соответствует такой концентрации, при которой смола будет смачивать каждую частицу сухого вещества, а вязкость состава позволит наносить его тонким слоем на поверхность разлома.

Требования к клеевым составам


28. Китайская ваза. Фарфор, надглазурная роспись. Реставрационные восполнения и фрагменты оригинала, найденные после реставрации

29. Китайская ваза. После удаления реставрационных восполнений и новой сборки и склейки фрагментов

В настоящее время производится целый ряд новых синтетических клеев с самыми различными свойствами. Однако далеко не все клеевые составы, выпускаемые промышленностью, могут быть применены в реставрационной практике, а лишь те, которые отвечают специфике реставрационных работ с различными керамическими материалами.

К числу основных требований, предъявляемых к клеям, относятся следующие: прочность и надежность склейки, светостойкость, термо- и влагоустойчивость, биостойкость, обратимость.

Прочность и надежность. Чтобы гарантировать необходимую прочность склейки, реставратор должен отдавать предпочтение клеям, имеющим хорошие адгезивные свойства; помимо этого, следует обращать внимание на вязкость и эластичность клея: эти качества, способствующие лучшей смачиваемости склеиваемых материалов, увеличивают площадь взаимодействия клея и черепка, обеспечивая надежность склейки.

При выборе клея необходимо учитывать и такой фактор, как равнопрочность клеевого шва и керамического материала (сила сцепления клея и его прочность должны соизмеряться с прочностью склеиваемого керамического черепка). Так, применение клея с высокими прочностными характеристиками для склеивания пористой керамики нецелесообразно и опасно: напряжение, возникающее при отверждении клея, может вызвать отслаивание клеевой пленки и отрыв частей керамического материала по шву склейки. В таких случаях рекомендуется применение термопластичных клеевых составов (ПВА-д, ПВБ, ПБМА), с предварительной пропиткой поверхности по кромкам разлома низковязкостным раствором соответствующего клея, что позволяет улучшить прочность материала на границе разлома, увеличить зону (взаимодействие клей— черепок) склейки, а также обеспечить равнопрочность керамического материала и клеевого шва. Если необходимо обеспечить высокопрочность соединения, применяют термореактивные клеевые составы (на основе эпоксидных, полиуретановых, фенолформальдегидных смол).

Светостойкость. При склеивании фарфора, фаянса и другой светлоокрашенной керамики важным условием является применение светлых, прозрачных, светостойких клеев. Каким бы тонким ни был клеевой шов, он всегда будет виден на поверхности, если имеет темный цвет. Применяя в процессе склеивания даже светлые, прозрачные клеи, необходимо обладать информацией об их светостойкости: со временем многие клеевые швы склонны к потемнению. Иногда — в зависимости от специфики реставрационной задачи — этим свойством приходится пренебрегать, отдавая предпочтение прочности или другим, более необходимым преимуществам клея. В таких случаях возможно осветление клеевой массы добавкой в нее светлых сухих наполнителей или — если это необходимо — последующей обработкой шва светлой мастиковочной массой на основе светостойких материалов.

Термо- и влагоустойчивостъ, биостойкость. Клеевые составы должны характеризоваться достаточной устойчивостью к изменениеям температуры и влажности воздуха, в соответствии с теми условиями хранения и эксплуатации, в которых будет находиться отреставрированный предмет. Необходимо также учитывать и возможные меры профилактической музейной обработки и ухода за экспонатом в процессе его хранения (см. разд. 3).

Биостойкость клея характеризуется его устойчивостью к деструкции и гниению, а также к воздействию плесени и микроорганизмов.

Обратимость. Требование обратимости материалов, применяемых в реставрации, предусматривает возможность проведения повторной реставрации, если возникнет такая необходимость. Обратимость клея — это возможность последующего размягчения его после стадии отверждения при воздействии растворителей или посредством прогрева с целью расшивки клеевого шва (см. также разд. 9). Это свойство в наибольшей степени присуще термопластичным клеевым составам (ПВА-д, ПВБ, ПБМА, БМК-5), тогда как труднообратимость термореактивных клеевых составов (на основе эпоксидных, фенолформальдегидных, полиэфирных смол) в ряде случаев ограничивает возможность их применения в реставрационной практике.

Первоисточник: 
Реставрация музейной керамики. ВХНРЦ, М., 1999
 
 
 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2018)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)

«Дружба — личные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи». (Дружба—Википедия)

«Знакомство — отношения между людьми, знающими друг друга». (Знакомство—Викисловарь)

ЕЖЕГОДНЫЙ КОНКУРС ЛУЧШИХ РЕСТАВРАЦИОННЫХ ОТЧЕТОВ И ДНЕВНИКОВ
Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.