ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Здесь разбирается только квалифицированный специалист!
 

Глиняный товар — керамические изделия, изготовленные, как правило, из низкообжиговых глин. Для получения качественной продукции в керамическую массу иногда вводят отощающие материалы: кварц, шамот. Цвет черепка от желтого и светло-красного до ярко- и темно-красного. Фактура черепка грубозернистая. Температура обжига 300 — 950°С. Водопоглощение 8 — 13%. Изделия формуют лепкой от руки, вытягиванием на гончарном круге; пластическим способом в гипсовых формах с шаблоном. Изделия декорированы глазурями, ангобом, сграффито, методами обварки(1, томления и лощения(2, росписью, скульптурными деталями. В музеях России гончарный товар представлен археологическими предметами, этнографическими бытовыми коллекциями, изделиями народных промыслов.

Терракота (итал. terra cotta, от terra — земля, глина и cotta — обожженная, жженая) — керамические, чаще всего неглазурованные, изделия с цветным пористым черепком. Керамическая масса из естественно окрашенных тугоплавких глин без добавления плавней. Цвет черепка от светлокремового до красно-коричневого и черного. Фактура черепка от грубозернистой до тонкой, со сплошной или частичной полировкой. Температура обжига ок. 1000°С. Водопоглощение 8-10%. Изделия формуют, как правило, пластическим методом в гипсовых формах. Изделия декорированы ангобом, лощением, росписью, тисненым рельефом. В музеях России терракота представлена коллекциями античной керамики, рельефными орнаментальными архитектурными изразцами, сюжетными рельефами, продукцией петербургского завода Гинтера.

Майолика (итал. maiolica, от названия острова Майорка, или Мальорка, через который ввозились в Италию изделия испаномавританской майолики) — керамические изделия из цветной обожженной глины с крупнозернистым черепком, покрытые глухой оловянной глазурью. Керамическая масса из легкоплавких глин в чистом виде или с добавлением отощающих и флюсующих добавок (кварцевый мел и известняк). Цвет черепка от светло-кремового до красного. Фактура черепка крупнозернистая. Температура обжига ок. 1000°С. Водопоглощение 10—12%. Изделия формуют на гончарном круге или пластическим способом в форме с шаблоном. Изделия декорированы оловянной глазурью, скрывающей цвет черепка и служащей фоном для росписи (3. В музеях России представлена итальянскими майоликами эпохи Возрождения, продукцией фабрики Гребенщикова и Гжельского промысла, расписными изразцами.

Полумайолика — керамические изделия из цветной обожженной глины с крупнозернистым черепком, покрытые белым ангобом. Керамическая масса аналогична майолике. Цвет черепка от светло-кремового до красного. Фактура черепка аналогична майолике. Температура обжига ок. 1000°С. Водопоглощение 10 — 12%. Изделия формуют аналогично майолике. Изделия декорированы, в отличие от майолики, росписью не по сырой оловянной глазури, а по белому ангобу с покрытием прозрачной глазурью. Кроме того, к полумайолике можно отнести изделия с росписью по обожженной оловянной глазури, а также с росписью ангобами по черепку, в том и другом случае с покрытием прозрачной глазурью. В музеях России представлена восточными (персидскими и турецкими) и испано-мавританскими полумайоликами, продукцией Дельфта, Руана, Невера, Мустье и других керамических центров Европы XVII-XVIII вв.

Фаянс (франц. faience — от итальянского города Фаэнца, одного из центров керамического производства) — изделия тонкой керамики, имеющие плотный мелкозернистый черепок, покрытые, как правило, прозрачными глазурями. Цвет черепка белый, редко — окрашенный. Керамическая масса из высокопластичных тугоплавких бело-жгущихся глин с добавлением каолина, отощителей и флюсов. Фактура черепка тонкозернистая. Температура обжига 1250— 1280°С. Водопоглощение 10—14%. Изделия формуют пластическим методом с шаблоном и литьем в формы. Изделия декорированы прозрачными глазурями, ручной подглазурной и надглазурной росписью, печатью, штампом, рельефом. В музеях России фаянс представлен белой и цветной продукцией английских фабрик Веджвуда, русских производств: Киево-Межигорской мануфактуры и фабрик — Ауэрбаха в Твери, Подскочина под Петербургом и Гарднера под Москвой.

Полуфаянс — изделия с пористым, грубым, менее прочным, чем у фаянса, черепком. Керамическая масса содержит больше глинистых материалов и меньше плавней, чем в фаянсе. Цвет черепка светло-серый и белый. Фактура черепка грубозернистая. Температура обжига 1250 — 1280°С. Водопоглощение 10—14%. Изделия формуют пластическим методом с шаблоном или литьем в формы. Изделия декорированы подглазурным кобальтом и прозрачной глазурью. В музеях России полуфаянс представлен в основном продукцией Гжельского промысла.

Каменные массы — изделия с плотным спекшимся непросвечивающим черепком. Керамическая масса из тугоплавких или огнеупорных глин с низкой температурой спекания, добавками шамота и полевых шпатов. Цвет черепка серый, желтый, красный, бурый или темно-коричневый (в зависимости от примесей в сырье). Фактура черепка мелкозернистая. Температура обжига 1200 — 1280° С. Водопоглощение не более 4%. Изделия формуют пластическим методом или литьем в формах. «Каменный товар»(4 декорирован соляными глазурями, росписью цветными эмалями, тисненым орнаментом; тонкокаменные изделия(5 (6 — накладными рельефами. В музеях России «каменный товар» представлен продукцией немецких и швейцарских керамических центров XVII —XVIII вв., тонкокаменные изделия — продукцией фабрики Веджвуда из цветных масс с накладными рельефами.

Фарфор (персидск. фегфур) по составу исходных материалов и температуре обжига делится на твердый и мягкий; последний может быть фриттовым или костяным. Фарфор любого состава, не покрытый глазурью, называется бисквитом. Керамическая масса из каолина, кварца, полевого шпата, с небольшими добавками высокопластичных глин. Цвет черепка белый. Фактура черепка оплавленная, с раковистым изломом. Водопоглощение 0,2%. Температура обжига 1300—1450°С. Изделия формуют литьем и пластическим методом с шаблоном. Твердый фарфор декорирован цветными глазурями, барботином, подглазурной и надглазурной росписью, золочением, серебрением. В музеях России твердый фарфор представлен продукцией русских, европейских, китайских, а также японских заводов(7. Мягкий фриттовый фарфор (8. Температура обжига 1230-1250°С. Изделия формуют большей частью пластическим способом в гипсовых формах с последующей обточкой. Мягкий фриттовый фарфор декорирован цветными легкоплавкими глазурями, надглазурной росписью, золочением(9. В музеях России мягкий фриттовый фарфор представлен изделиями европейских производств(10. Мягкий костяной фарфор (11. Температура обжига 1260-1280°С. Изделия формуют литьем в гипсовые формы и пластическим способом. Мягкий костяной фарфор декорирован так же, как и фриттовый. В музеях России мягкий костяной фарфор представлен изделиями английских заводов.

_________

1) Обварка — вид декоративной обработки. Раскаленное, только что вынутое из горна изделие погружают в мучную болтушку, которая, закипая и испаряясь, оставляет на его поверх поста узор в виде темных пятен со светлым ореолом.

2) Томление — это декоративная обработка изделия при обжиге в сильно коптящем пламени и медленном остывании сто без доступа кислорода. Черепок приобретает черную матовую поверхность. Лощение — это полирование по верхиости такого череп ка костью, камнем или деревом.

3) После легкого обжига изделие опускают в жидкую глазурь, затем подвяливают и выполняют роспись водяными красками. При температуре разлива глазури краски, проникая в глазурь и сплавляясь с пей, образуют единый красочно глазурный слой. Иногда этот слой покрывают прозрачной свинцовой глазурью.

4) «Каменный товар», или грубокамепныс изделия, по технологии изготовлепия близок к терракоте, по температура об жига его значительно выше. Получил широкое распространение в Западной Европе XVI — XVII вв. Основные центры производства — Зигбург, Фрехеп, Ререп, Вальдспбург.

5) Топкокаменные изделия внешне напоминают цветной фарфор. Впервые такие изделия были произведены в Китае, затем в Японии. Цвет черепка — красный или черный. В Европе впервые изделия из тонкокамешюй массы получены в начале XVIII в.

6) И. Ф.Бстгером в Саксонии, затем Дж. Веджву дом в Англии, причем английский керамист научился искусственно окрашивать массу в разные топа — голубой, синий, бирюзовый, желтый, бледно-зеленый, черный, фиолетовый и розовый. Такие цветные тонкокаменные изделия, укра шейные белым просвечивающим рельефом, называются «жаснер» (от англ. jasper —яшма).

7) Основные центры производства в Европе — Мейсен (1710), Берлин (1751), Копенгаген (1752), Вена (1717-1863), Мариенберг (1758), Севр (XIX-XX вв.); в России — Саикт Петербург (1744) и многие другие.

8) Эта разновидность фарфора, иначе называемая французской, или севрской, занимает как бы промежуточное место между керамическим материалом и стеклом: глинистые материалы в свободном виде не входят в ее шихту. При обжиге масса легко деформирустся. В начале XIX в. мягкий фриттовый фарфор полностью был вытеснен твердым. Визуально отличается большей, чем у твердого фарфора, толщиной стенки, специфическим «жирным» блеском, особой яркостью и чистотой красок.

9) Легкоплавкая глазурь давала возможность применять разнообразные краски, которые, растворяясь в глазури, приобретали особы й блеск и яркость.

10) Кроме Севрской мануфактуры, мягкий фриттовый фарфор производили Каподимонтс в Неаполе и целый ряд небольших фабрик Франции.

11) Эта разновидность фарфора, иначе называемая английской, ближе по качеству к твердой; в состав шихты входит каолин и костяная мука. В отличие от твердого фарфора, черепок отличается низкой химической стойкостью, подвержен воздействию кислот и щелочей.

Первоисточник: 
Реставрация музейной керамики. ВХНРЦ, М., 1999
 
 
 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2018)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)

«Дружба — личные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи». (Дружба—Википедия)

«Знакомство — отношения между людьми, знающими друг друга». (Знакомство—Викисловарь)

ЕЖЕГОДНЫЙ КОНКУРС ЛУЧШИХ РАБОТ ВЕРНИСАЖА И ВЕБ-ПОРТФОЛИО
Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.