ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Обучайтесь под руководством опытного наставника.
 

Декор керамических изделий бывает живописным (декоративные покрытия и роспись) и скульптурным (рельефы, ажур, приставные детали).

Декоративные покрытия

Под этим термином понимают отделку поверхности керамического изделия с применением глазурей, ангобов, красок и металлов; каждый из этих материалов может быть использован как в отдельности, так и в сочетании друг с другом.

Глазурование — это самый распространенный способ декорирования разных видов керамических изделий. Глазурь, стекловидная масса, наносится, как правило, на обожженное керамическое изделие. По своей физической и химической природе разные виды глазури можно рассматривать как силикатное стекло, которое способно образовывать при плавлении контактный слой, являющийся как бы переходным от стекловидной пленки покрытия к черепку. Правильно подобранная глазурь повышает механическую прочность керамического черепка и его водостойкость. В зависимости от температуры разлива, глазури можно разделить на легко(ниже 1230°С) и тугокоплавкие (выше 1230°С) (1. И первые, и вторые весьма разнообразны по своему химическому составу и внешнему виду: прозрачные и глухие, цветные и бесцветные, матовые и блестящие.

Ангобирование — это нанесение на необожженное керамическое изделие тонкотертой глиняной массы, ангоба, в виде самостоятельного декоративного покрытия либо в сочетании с глазурью. Ангобы бывают белыми и цветными. Используются также в качестве грунта для росписи.

Роспись ангобом. Ангоб может покрывать поверхность керамического изделия целиком или наноситься в виде рельефного узора — барботина, разновидностью которого является техника part sur part — тонкая, полупросвечивающая живопись белой массой по цветному фону черепка. Чаще всего белый сплошной ангоб наносят на поверхность более грубого черепка, чтобы сделать ее гладкой и использовать затем как фон для росписи. Если по просохшему слою ангоба острым предметом нанесен рисунок, процарапывающий его до черепка, такая техника называется сграффито. Узор получается многоцветным, когда применяют несколько слоев цветных ангобов, нанесенных на поверхность черепка.

Роспись красками. Роспись красками широко применяется в декорировке художественных керамических изделий. Роспись выполняют в сочетании с глазурью, ангобом или непосредственно на обожженном черепке — с последующим обжигом, закрепляющим краски на поверхности черепка, либо — очень редко — без обжига. Роспись изделий из майолики, фаянса, фарфора выполняют специальными керамическими красками, закрепляя их обжигом, а роспись игрушек, типа филимоновских или дымковских, — темперными красками на яичном белке без последующего обжига.

По характеру применения керамические краски делятся на подглазурные и надглазурные.

Подглазурные краски наносят на неглазурованное изделие, которое затем покрывают глазурью и обжигают. Окислы, входящие в состав подглазурных красок, должны обладать огнестойкостью (сохранять свои красящие свойства при температуре разлива глазури). Исходя из температуры обжига, подглазурные краски можно разделить на две группы: с температурой обжига до 1300°С (для росписи изделий из майолики, фаянса, тонкокаменных масс и мягкого фарфора) и выше 1300 — 1400°С (для росписи изделий из твердого фарфора). Выполненная такими красками живопись отличается большой стойкостью красочного слоя, который долго сохраняется под слоем глазури.

Надглазурные краски наносят на глазурованное изделие, затем закрепляют их обжигом в муфельной печи при температуре в пределах 600 —900°С. Надглазурные краски представляют собой смесь пигментов с флюсами. Выполненная такими красками живопись отличается меньшей стойкостью красочного слоя, не защищенного глазурью.

Процесс нанесения керамических красок на поверхность изделия может быть ручным и механическим.

Ручным способом могут быть выполнены различные по сложности росписи — как сложные композиции, требующие 2 — 3 обжига, так и несложные орнаментальные декоры, включая отводки; краски

наносят кистью или пером. Ручная подглазурная роспись на изделиях из майолики, фаянса, фарфора бывает зачастую или одноцветная синяя, или с ограниченной палитрой, что связано, как о том говорилось выше, с требованием повышенной огнестойкости к пигментам. Чуть расплывчатым контурам рисунка подглазурной росписи присуще мягкое звучание. Рисунок богатой разнообразными оттенками надглазурной росписи более четкий.

Ниже перечислены основные способы механического нанесения красочного слоя.

Декалькомания, или способ печатания одноцветных или многоцветных изображений, переводимых на поверхность готового глазурованного изделия по прину ципу переводных картинок. Шелкография, или способ нанесения изображения сквозь плотную ткань, на которой просечен рисунок, валиком с краской. Используется подглазурный и надглазурный способ нанесения. Штамп, или способ нанесения одноцветного рисунка, воспроизводящего несложный повторяющийся узор, резиновой или каучуковой печаткой с вырезанным на ней рельефным рисунком. Штамп распознается по местам стыков фрагментов орнамента. Используется подглазурный и надглазурный способ нанесения. Печать, или способ нанесения тонкого контурного рисунка темного цвета с отдельными заштрихованными участками. Оттиск на папиросной бумаге с непросохшей краской накладывают на поверхность изделия и прокатывают войлочным валиком, в результате чего рисунок с бумаги переходит на поверхность изделия. Используется подглазурный и надглазурный способ нанесения.

Аэрография по трафарету, или способ нанесения изображения распы лением краски с помощью пульверизатора по трафарету. Дает ровный красочный слой. Используется подглазурный и надглазурный способ нанесения.

Металлизация глазурованной поверхности

Под этим термином понимают нанесение на глазурованную поверхность изделия покрытия из драгоценных металлов.

Золочение выполняют блестящим (глянцгольд) или матовым (гюлиргольд) золотом. В первом случае золото выделяют из его органического соединения (харца). Харц наносят на изделие, медленно высушивают и обжигают при температуре 730 — 760°С. Золото при этом восстанавливается, образуя ярко-желтую пленку на поверхности глазури. Во втором случае порошкообразное золото смешивают с плавнем и лавандовым маслом. По нанесении на изделие оно закрепляется обжигом и образует матовую пленку. В дальнейшем матовую позолоту можно обработать полировкой или гравировкой (цировкой).

Серебрение выполняют серебром, смешанным с сернистым баль-замом и флюсом, которое наносят на изделие и затем обжигают. Учитывая то, что серебряные покрытия под воздействием воздуха довольно быстро темнеют и тускнеют, в настоящее время используют препарат жидкой платины.

Помимо декоративных покрытий поверхности, для украшения художественной керамики используют скульптурные детали и ажур.

Ажур — это украшение керамического изделия сквозным орнаментом, который получают в результате вырезывания керамической массы по нанесенному рисунку

Скульптурные украшения выполняют в виде рельефа и отдельных фигурок. Рельефные украшения в виде контррельефа, то есть углубленного декора из вмятин, бороздок, штрихов, геометрического или растительного орнамента, наносят пальцем или вручную острым предметом, а также механически — штампом. Рельефные украшения, выступающие над поверхностью сосуда (барельефы, горельефы), изготавливают в отдельных формах и укрепляют на поверхности изделия до обжига. Рельефные композиции могут быть того же цвета, что и сам сосуд, а могут быть и контрастными по цвету. Скульптурные детали в виде отдельных фигурок или растительных мотивов широко используются в декорировке керамики. Это могут быть детали утилитарного (навершия крышек, носики и ручки чайников, чашек и т.п.) или чисто декоративного назначения, усложняющие общую композицию предмета.

Пластика, керамическая скульптура неутилитарного назначения — самостоятельный вид художественной керамики. На разных этапах развития керамики для производства скульптуры использовали весь ассортимент керамических масс и декоративных покрытий, применяемых в керамическом производстве.

_________

1) Легкоплавкие глазури применяют в качестве декоративных покрытий большинства видов керамических изделий (глиняного товара, майолики, фаянса), в то время как тугоплавкие — в качестве покрытий преимущественно твер дого фарфора и изделий из каменных масс.

Первоисточник: 
Реставрация музейной керамики. ВХНРЦ, М., 1999
 
 
 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2019)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2019)


Нужно ли делать сопроводительную документацию для объекта реставрации? (2019)


Делать ли сопроводительную документацию для объекта реставрации?

Прикрепленный опрос: Ведёте ли вы реставрационный дневник?

Есть ли у вас друзья реставраторы? (2019)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2019)

«Дружба — личные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи». (Дружба—Википедия)

«Знакомство — отношения между людьми, знающими друг друга». (Знакомство—Викисловарь)

КУЛЬТСОХРАНАГИТПЛАКАТ - Спам во имя культуры! Скопируй код плаката и вставь его в интернет!
Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.