ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Обучайтесь под руководством опытного наставника.
 

Использование инфракрасного (ИК) диапазона излучения для исследования художественных произведений связано с тем, что с изменением длины волны падающего излучения изменяются оптические характеристики вещества в зависимости от его химического состава. Так, с увеличением поглощения вещество становится более темным, с увеличением пропускания увеличивается прозрачность, а с увеличением отражения вещество выглядит более ярким. Исследование в ИК-диапазоне излучения дает следующую информацию о художественном произведении, выполненном в технике графики.

Основа. Пожелтение бумаги и картона не выявляется. Не видна даже резкая граница пожелтения. Бумаги, гаснущие и люминесцирующие в ультрафиолете, в ИК-диапазоне выглядят одинаково.

Загрязнения. Многие виды загрязнений прозрачны для ИК-излучения. Таким образом, можно выявить или лучше различить надписи, рисунки и изображения, скрытые загрязнениями, если они поглощают ИК-излучение. То же самое относится к слоям красочных смесей, которые становятся прозрачными в ИК-области.

Стертые и полустертые надписи. Стиравшиеся надписи и рисунки, нанесенные графитным карандашом, становятся более читаемыми. Уголь виден таким же темным, как и графитный карандаш. Абсолютно черными выглядят даже самые тонкие штрихи, нанесенные тушью.

Пигменты. В ИК-диапазоне белые пигменты и открытые участки белой основы (бумаги и картона) выглядят белыми - самыми светлыми.

Полностью светлеют все красные пигменты, т.е. красный и белый, нанесенные рядом, выглядят одинаково светлыми. В такой же степени светлеют почти все желтые и оранжевые (чуть более темным выглядит кадмий желтый лимонный).

Синие, зеленые и коричневые пигменты становятся темными или светлеют в зависимости от химического состава.

Так же как и при исследовании видимой люминесценции под воздействием ультрафиолета, идентификация пигментов по их поведению в инфракрасной области невозможна, поскольку в большинстве случаев пигменты присутствуют в замесе. Можно делать лишь

предположительные выводы. Надо отметить, что для большинства живописных материа¬лов, используемых в графике, тот факт, что пигмент светлеет, означает, что он становит¬ся прозрачнее. Это влечет за собой лучшее выявление рисунка, если он присутствует.

Оборудование

Для проведения исследования в инфракрасном диапазоне излучения необходимо направить на исследуемое произведение поток ИК-излучения. Приемник инфракрасного излучения принимает отраженный поток и преобразует инфракрасное изображение в видимое. Такими приемниками являются ЭОПы - электронно-оптические преобразователи, телевизионные установки, чувствительные в инфракрасном диапазоне, и инфра-хроматические фотографические пленки и пластинки. Хорошие результаты дает инфра-хроматическая фотографическая пленка И-1030, И-1070.

Все вышеперечисленные приемники чувствительны не только в инфракрасном диапазоне, но и в видимом. Поэтому для выделения инфракрасного потока используются светофильтры ИКС-1, ИКС-2 или ИКС-3, пропускающие инфракрасное излучение и задерживающие видимое. Светофильтр может устанавливаться либо перед источником излучения (при этом исследование проводится в затемненном помещении), либо перед объективом оптической системы приемника.

В качестве источников инфракрасного излучения можно применять лампы накаливания и газоразрядные лампы. В зависимости от используемого прибора выбирается мощность источника.

В лаборатории ВХНРЦ применяется ЭОП со светофильтром ИКС-1. В качестве источников излучения используются газоразрядные лампы КГ-220-1000-4. При работе с телевизионной установкой ПТУ-50 перед объективом приемного устройства устанавливается светофильтр ИКС-1, а источником излучения служит лампа накаливания мощностью 60-100 Вт.

Порядок проведения работы

1. Установить на мольберте исследуемое произведение.

2. Установить два источника излучения справа и слева от исследуемого произведения таким образом, чтобы создать на его поверхности равномерную освещенность и исключить бликование поверхности.

3. Включить источники излучения.

4. Включить используемый при исследовании прибор.

Внимание! При работе с электронными приборами необходимо строгое соблюдение требований инструкции на данный прибор.

5. Внимательно ознакомиться с ярко освещенной поверхностью.

6. При помощи используемого прибора исследовать поверхность и отметить все несоответствия изображения, даваемого прибором, видимому изображению.

7. При исследовании постоянно сопоставлять изображение на экране прибора с видимым изображением.

8. При необходимости провести исследование с использованием стереоскопического микроскопа МБС-2.

9. После окончания работы выключить все приборы и источники излучения.

10. При отсутствии приборов, необходимых для визуального исследования в инфракрасном диапазоне, если есть инфрахроматическая пленка, исследование можно проводить сопоставлением фотографии с результатами исследования поверхности при помощи микроскопа.

11. Сопоставить результаты исследования в инфракрасном диапазоне излучения с результатами исследования видимой люминесценции под воздействием ультрафиолета.

Первоисточник: 
РЕСТАВРАЦИЯ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ГРАФИКИ. ВХНРЦ им. И.Э.ГРАБАРЯ, М., 1995
 
 
 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2018)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)

«Дружба — личные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи». (Дружба—Википедия)

«Знакомство — отношения между людьми, знающими друг друга». (Знакомство—Викисловарь)

ЕЖЕГОДНЫЙ КОНКУРС ЛУЧШИХ РАБОТ ВЕРНИСАЖА И ВЕБ-ПОРТФОЛИО
Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.