ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы. Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
 

Этот вид исследований построен на использовании эффекта свечения (люминесценции) многих органических и неорганических веществ под воздействием УФ-излучения. При облучении вещества каким-либо видом излучения молекулы данного вещества могут перейти в возбужденное состояние, поглотив излучение определенной длины волны. Затем, возвращаясь в исходное (невозбужденное) состояние, они выделяют часть поглощенной энергии в виде излучения, имеющего обычно большую длину волны.

УФ-диапазон удобен для исследования тем, что люминесценция, возникающая под воздействием ультрафиолета, у многих веществ имеет длину волны видимого диапазона и поэтому воспринимается непосредственно глазом.

Видимая люминесценция под воздействием УФ-излучения дает следующую информацию о художественном произведении, выполненном в технике графики.

Основа. Во многих случаях под воздействием УФ-излучения бумага и картон имеют яркое свечение беловато-голубоватого цвета. Пожелтевшие под воздействием света, эти виды основы обычно теряют свою способность люминесцировать в степени, пропорциональной пожелтению. Сплошь и рядом, если края пожелтевшего листа были закрыты от воздействия света, то при исследовании на этих участках мы наблюдаем собственное свечение основы.

Клеи и проклейки. Клеи, находящиеся на поверхности, чаще всего имеют беловато-голубоватое свечение. Проклейки, нанесенные на основу, но визуально на поверхности не обнаруживаемые, под воздействием УФ-излучения выявляются яркими беловато-голубоватыми пятнами и потеками.

Загрязнения. Под воздействием ультрафиолета загрязнения выглядят более темными, чем в видимом свете.

Реставрационные тонировки. Так как в произведениях графики почти всегда отсутствует покровный слой, имеющий собственное свечение, реставрационные тонировки обнаруживаются редко (см. следующий раздел - «Пигменты»).

Пигменты. Цвет свечения, возникающий под воздействием УФ-излучения, зависит от химического состава освещаемого вещества. Таким образом, разные по составу пигменты одного цвета, не различающиеся в видимом диапазоне, под воздействием УФ-излучения дают свечение разных цветов. Наиболее ярко это выделяется в свечении белил:

Белила Цвет свечения под воздействием УФ-излучения
Свинцовые Белый
Современные марки Сероватый
Цинковые Желтовато- зеленоватый разных оттенков (от яркого зелено-салатного до горчично-фисташкового)
Титановые Фиолетово-коричневый

В то же время надо отметить, что идентификация пигментов по цвету затруднительна и не дает достоверных результатов, так как на художественных произведениях в большинстве случаев разные пигменты присутствуют в замесе. Можно делать только предположительные выводы. Иногда по неоднородности свечения пигментов можно обнаружить реставрационные тонировки и записи.

Угасшие надписи. Практически всегда хорошо выявляются угасшие надписи, нанесенные железогалловыми (орешковыми) чернилами. Хорошо выявляются угасшие надписи, сделанные красящими веществами, содержащими соединения железа, соли хрома, свинца, ртути и др. (1

Оборудование

Для возбуждения видимой люминесценции необходимо направить на исследуемое произведение поток УФ-излучения. Наблюдать видимую люминесценцию нужно в затемненном помещении. Перед источником УФ-излучения устанавливают светофильтр, пропускающий УФ-излучение и задерживающий видимое. В качестве источников УФ-излучения используют ртутнокварцевые и люминесцентные лампы. Предпочтительнее ртутнокварцевые, так как они обладают большей мощностью. Для выделения ближнего ультрафиолета применяют светофильтры: УФС-1, УФС-2, УФС-3, УФС-4, УФС-6. Надо отметить, что фильтры УФС-4 обладают наибольшей термостойкостью.

Промышленность выпускает готовые источники, в которых лампа укреплена в механическом держателе, снабжена рефлектором, светофильтром и пусковым устройством.

В лаборатории ВХНРЦ работают с театральными осветителями СВТУ-0,375 мощностью 375 Вт. В них монтируются лампа ПРК-2М и набор стандартных фильтров. Кроме того, существуют театральные осветители СВТУ-1,0 мощностью 1 кВт, снабженные лампой ПРК-7. Помимо названных, можно пользоваться медицинскими лампами.

Порядок проведения работы

1. Устанавливают на мольберте исследуемое произведение.

2. Справа и слева от произведения устанавливают два источника УФ-излучения таким образом, чтобы создать равномерную освещенность и исключить бликование.

3. Включают источники излучения в электрическую сеть и нажимают на кнопку стартера (при необходимости нажимают многократно, до включения лампы). Далее лампа 5 мин входит в режим.

Внимание! После выключения источника УФ-излучения повторное включение возможно только через некоторое время (15-20 мин), за которое лампа остывает.

4. Затемняют помещение.

5. Наблюдают видимую люминесценцию и регистрируют результаты наблюдения.

6. Для сопоставления картины видимой люминесценции с существующим изображением, не выключая источников УФ-излучения, периодически включают подсветку (любую лампу накаливания мощностью 60-100 Вт с рефлектором) и рассматривают один и тот же участок попеременно под воздействием ультрафиолета и в видимом свете.

7. При необходимости проводят исследование с использованием стереоскопического микроскопа МБС-2.

8. После окончания работы выключают все приборы и источники излучения.

9. Сопоставляют результаты, полученные при исследовании видимой люминесценции, с результатами исследования в инфракрасном диапазоне излучения.

______________

1) Подробнее об этом см. в книге: ЭРАСТОВ Д.П. Основные методы выявления угасших текстов.— М.; Л. - 1958.

Первоисточник: 
РЕСТАВРАЦИЯ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ГРАФИКИ. ВХНРЦ им. И.Э.ГРАБАРЯ, М., 1995
 
 
 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2017)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2017)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2017)


Есть ли у вас друзья реставраторы?
Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.

ЕЖЕГОДНЫЙ КОНКУРС ЛУЧШИХ РЕСТАВРАЦИОННЫХ ОТЧЕТОВ И ДНЕВНИКОВ

БИБЛИОТЕКА РЕСТАВРАТОРА

RSS Последние статьи в библиотеке реставратора.