ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы. Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
 

Этот вид исследований построен на использовании эффекта свечения (люминесценции) многих органических и неорганических веществ под воздействием УФ-излучения. При облучении вещества каким-либо видом излучения молекулы данного вещества могут перейти в возбужденное состояние, поглотив излучение определенной длины волны. Затем, возвращаясь в исходное (невозбужденное) состояние, они выделяют часть поглощенной энергии в виде излучения, имеющего обычно большую длину волны.

УФ-диапазон удобен для исследования тем, что люминесценция, возникающая под воздействием ультрафиолета, у многих веществ имеет длину волны видимого диапазона и поэтому воспринимается непосредственно глазом.

Видимая люминесценция под воздействием УФ-излучения дает следующую информацию о художественном произведении, выполненном в технике графики.

Основа. Во многих случаях под воздействием УФ-излучения бумага и картон имеют яркое свечение беловато-голубоватого цвета. Пожелтевшие под воздействием света, эти виды основы обычно теряют свою способность люминесцировать в степени, пропорциональной пожелтению. Сплошь и рядом, если края пожелтевшего листа были закрыты от воздействия света, то при исследовании на этих участках мы наблюдаем собственное свечение основы.

Клеи и проклейки. Клеи, находящиеся на поверхности, чаще всего имеют беловато-голубоватое свечение. Проклейки, нанесенные на основу, но визуально на поверхности не обнаруживаемые, под воздействием УФ-излучения выявляются яркими беловато-голубоватыми пятнами и потеками.

Загрязнения. Под воздействием ультрафиолета загрязнения выглядят более темными, чем в видимом свете.

Реставрационные тонировки. Так как в произведениях графики почти всегда отсутствует покровный слой, имеющий собственное свечение, реставрационные тонировки обнаруживаются редко (см. следующий раздел - «Пигменты»).

Пигменты. Цвет свечения, возникающий под воздействием УФ-излучения, зависит от химического состава освещаемого вещества. Таким образом, разные по составу пигменты одного цвета, не различающиеся в видимом диапазоне, под воздействием УФ-излучения дают свечение разных цветов. Наиболее ярко это выделяется в свечении белил:

Белила Цвет свечения под воздействием УФ-излучения
Свинцовые Белый
Современные марки Сероватый
Цинковые Желтовато- зеленоватый разных оттенков (от яркого зелено-салатного до горчично-фисташкового)
Титановые Фиолетово-коричневый

В то же время надо отметить, что идентификация пигментов по цвету затруднительна и не дает достоверных результатов, так как на художественных произведениях в большинстве случаев разные пигменты присутствуют в замесе. Можно делать только предположительные выводы. Иногда по неоднородности свечения пигментов можно обнаружить реставрационные тонировки и записи.

Угасшие надписи. Практически всегда хорошо выявляются угасшие надписи, нанесенные железогалловыми (орешковыми) чернилами. Хорошо выявляются угасшие надписи, сделанные красящими веществами, содержащими соединения железа, соли хрома, свинца, ртути и др. (1

Оборудование

Для возбуждения видимой люминесценции необходимо направить на исследуемое произведение поток УФ-излучения. Наблюдать видимую люминесценцию нужно в затемненном помещении. Перед источником УФ-излучения устанавливают светофильтр, пропускающий УФ-излучение и задерживающий видимое. В качестве источников УФ-излучения используют ртутнокварцевые и люминесцентные лампы. Предпочтительнее ртутнокварцевые, так как они обладают большей мощностью. Для выделения ближнего ультрафиолета применяют светофильтры: УФС-1, УФС-2, УФС-3, УФС-4, УФС-6. Надо отметить, что фильтры УФС-4 обладают наибольшей термостойкостью.

Промышленность выпускает готовые источники, в которых лампа укреплена в механическом держателе, снабжена рефлектором, светофильтром и пусковым устройством.

В лаборатории ВХНРЦ работают с театральными осветителями СВТУ-0,375 мощностью 375 Вт. В них монтируются лампа ПРК-2М и набор стандартных фильтров. Кроме того, существуют театральные осветители СВТУ-1,0 мощностью 1 кВт, снабженные лампой ПРК-7. Помимо названных, можно пользоваться медицинскими лампами.

Порядок проведения работы

1. Устанавливают на мольберте исследуемое произведение.

2. Справа и слева от произведения устанавливают два источника УФ-излучения таким образом, чтобы создать равномерную освещенность и исключить бликование.

3. Включают источники излучения в электрическую сеть и нажимают на кнопку стартера (при необходимости нажимают многократно, до включения лампы). Далее лампа 5 мин входит в режим.

Внимание! После выключения источника УФ-излучения повторное включение возможно только через некоторое время (15-20 мин), за которое лампа остывает.

4. Затемняют помещение.

5. Наблюдают видимую люминесценцию и регистрируют результаты наблюдения.

6. Для сопоставления картины видимой люминесценции с существующим изображением, не выключая источников УФ-излучения, периодически включают подсветку (любую лампу накаливания мощностью 60-100 Вт с рефлектором) и рассматривают один и тот же участок попеременно под воздействием ультрафиолета и в видимом свете.

7. При необходимости проводят исследование с использованием стереоскопического микроскопа МБС-2.

8. После окончания работы выключают все приборы и источники излучения.

9. Сопоставляют результаты, полученные при исследовании видимой люминесценции, с результатами исследования в инфракрасном диапазоне излучения.

______________

1) Подробнее об этом см. в книге: ЭРАСТОВ Д.П. Основные методы выявления угасших текстов.— М.; Л. - 1958.

Первоисточник: 
РЕСТАВРАЦИЯ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ГРАФИКИ. ВХНРЦ им. И.Э.ГРАБАРЯ, М., 1995
 
 
 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2017)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2017)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2017)


Есть ли у вас друзья реставраторы?

«Дружба — личные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи». (Дружба—Википедия)

«Знакомство — отношения между людьми, знающими друг друга». (Знакомство—Викисловарь)

Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.

КУЛЬТСОХРАНАГИТПЛАКАТ - Спам во имя культуры! Скопируй код плаката и вставь его в интернет!

БИБЛИОТЕКА РЕСТАВРАТОРА

RSS Последние статьи в библиотеке реставратора.

НазваниеАвтор статьи
УЧЕБНИК РУССКОЙ ПАЛЕОГРАФИИ (1918) Щепкин В.Н.
МАТЕРИАЛЫ И ТЕХНИКА ВИЗАНТИЙСКОЙ РУКОПИСНОЙ КНИГИ Мокрецова И. П., Наумова М. М., Киреева В. Н., Добрынина Э. Н., Фонкич Б. Л.
О СИМВОЛИКЕ РУССКОЙ КРЕСТЬЯНСКОЙ ВЫШИВКИ АРХАИЧЕСКОГО ТИПА Амброз А.К.
МУЗЕЙНОЕ ХРАНЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ (1995) Девина Р.А., Бредняков А.Г., Душкина Л.И., Ребрикова Н.Л., Зайцева Г.А.
Современное использование древней технологии обжига керамических изделий Давыдов С.С.