ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Обучайтесь под руководством опытного наставника.
 

180. Вода играет в очистке, если не всегда, все же немаловажную роль с весьма различными целями: а) прежде всего, ее можно превратить в очень сильный растворитель с совершенно новыми свойствами; для этого в ней растворяют или в нее замешивают, с ней смешивают вещества, способные частично растворять или размягчать засоряющие наслоения, а затем их привлекать к себе и прочно удерживать (адсорбировать), срывая их с объекта; б) в сухом виде ряд веществ не способен воздействовать на засорения, они нуждаются в воде, как ионизирующей среде, создающей или повышающей химическую активность; в) для многих сильных жидких растворителей вода является регулятором оптимальной концентрации.

Привычным и удобным представителем первой группы является:

а) мыло и б) отвар мыльного корня или вытяжка панамского дерева. Ко второй группе относятся многочисленные соли и их комбинация; таковы: а) хлорная известь, б) сода, в) поташ, г) бура, д) пербораты натрия и калия, е) перман-ганат калия, ж) хлорамин Г и пр. К третьей группе относятся кислоты: а) соляная, б) щавелевая, в) лимонная, г) уксусная, д) муравьиная и другие; щелочи: а) аммиак; перекиси:

а) пергидроль. Кроме того, техника очистки представляет еще большой ряд различных реактивов.

Но лишь очень немногие из перечисленных, иногда с успехом применяемых к рисункам, а особенно гравюрам и литографиям допустимы в работах с акварельными объектами. Поэтому необходимо очень строго отнестись к выбору реактива, как бы соблазнительно ни было его действие на листы гравюры или карандашного рисунка. Нельзя забывать о красках и гумми-арабике.

181. 1. Адсорбенты: а) мыло и б) суррогаты его (мыльный корень, панамское дерево и т. п.).

Мыло по своей природе есть щелочная соль нескольких жирных кислот. Образующиеся при взаимодействии этих кислот со щелочами соли могут быть растворимы в воде или нерастворимы. В данном случае речь может идти только о растворимых в воде солях калия, натрия, реже — аммония. О возможности образования нерастворимых солей кальция, магния и бария забывать не следует, о чем говорится дальше.

182. Действие мыла двоякое: при растворении в воде мыло частично гидролизуется на органическую кислоту и едкую щелочь в очень слабых растворах. Роль щелочи заключается в химическом растворении загрязнений, что очень важно отметить, так как растворению могут подвергнуться и пигменты. Значение жирных кислот — перевод в эмульсию и захват последней к пене. Огромное значение в процессе адсорбции имеет пенообразование, так как пена образуется за счет понижения поверхностного натяжения кристалло-полионами мыла. Поверхность тогда легко принимает вогнутую форму и краями охватывает пузырьки воздуха и кусочки грязи, особенно жирной.

Примечание а.

Для работы мыльным раствором применяется только лучшее нейтральное мыло (детское, марсельское, мыльный спирт, но без масел), т. е. без избытка щелочей, действие которых может быть очень опасно для красок. Мыло идет в дело в виде густо сбитой пены, обильно наносимой мягкой кистью или лучше мякотью ладони равномерно по поверхности тыловой стороны слегка увлажненного листа, положенного лицом вниз на 2—3 листа фильтр-бумаги. Нанесенное мыло оставляется на 5—10—15 минут на объекте, смотря по степени засорения; после этого его снимают опять ладонью же, а затем объект промывают в воде, как обычно; наилучшие результаты мне лично удавалось получить при

промывании струей пара. Другие считают удобным подставить наклонно под водопроводную струю объект, лежащий на стекле лицом вниз, причем струя должна быть несильная, без брызг. Необходимо тщательно остерегаться затеков воды на лицевую сторону; струя направляется по предмету с угла на угол по диагонали, для чего предмет и закрепляется в соответствующем положении вместе со стеклом.

Примечание б.

Для сажи мыло и другие адсорбирующие вещества являются наилучшим и часто единственным средством удаления, конечно, с тыловой стороны объекта. Суррогаты мыла: мыльный корень, панамское дерево и т. п.

183.Некоторые вещества обладают свойством давать с водой обильную пену, как мыло, но с водою не образуют ни жирных кислот, ни свободных едких щелочей. Их моющее качество полностью зависит от действия пены. Отсутствие жирных кислот и особенно — едких щелочей делает эти суррогаты мыла весьма ценным моющим средством именно для объекта, крайне щепетильного к действию щелочей, как это имеет место в акварельной живописи. Из числа этих суррогатов мыла нам важны мыльный корень (Saponaria officinalis). Они применяются в виде отваров или вытяжек.

184.Водные растворы солей.

Хотя очистка объектов с бумажной основой посредством водных растворов солей известна с давних времен и дает часто по внешнему виду превосходные результаты, однако это относится почти исключительно к черным гравюрам, литографиям, некоторым категориям рисунков, но не к акварелям. Для последних совершенно исключается применение растворов всех химически сильно активных солей, как-то: хлорной взвести, калиевой и натриевой солей, хлорноватистой кислоты (жавелевая вода, жавелевой воды =отжевели, соды (углекислого натрия) и поташа, т. е. углекислого калия, буры, пербората натрия и калия, марганцево-кислого калия и ряда других белителей, несмотря на их применение при белении и очистке ценных гравюр). Единственным, хорошо зарекомендовавшим себя средством для акварелей из категории солей признается сейчас хлорамин Т (Chloramin T).

Примечание а.

Надо особенно осторожно отнестись к хлорной извести — обычному средству профессионалов-реставраторов, освежающих гравюры. Для нейтрализации щелочной реакции при этом применяется слабый раствор соляной кислоты, а для парализации последствия хлора, т. е. в качестве, «антихлора», — гипосульфит натрия. Все эти реактивы совершенно недопустимы при обработке акварельных объектов.

Примечание б.

Хлорамин Т применяется еще недавно. Эффектные сейчас результаты пока недостаточно подтверждены опытом, несмотря на прекрасные отзывы. Н. П. Тихонов, применявший это средство довольно широко для раскрашенных гравюр, показывал мне действительно хорошие образцы очищенных объектов; лично у меня результаты были удовлетворительны. Но необходимо, во избежание вредного последействия хлора, всемерно удалять его следы тщательным промыванием, так как легкий запах его, как предостерегающий сигнал, остается в объекте довольно долго, а это для акварелей не безразлично — хлор весьма энергично действует на многие пигменты, особенно все органические. Применять в качестве антихлора обычный гипосульфит в данном случае абсолютно нельзя.

Примечание в.

Хлорамин Т — белый, легко растворимый кристаллический порошок, следует держать его хорошо закупоренным, так как он нестоек. Растворяют его только перед употреблением в концентрации 2 грамма на 100 см3. Наносят раствор мягкой волосяной кистью (после строгой проверки водостойкости объекта), накрывают смоченный лист стеклом; через час осматривают; если необходимо, процесс повторяют; реактив действует весьма мягко. Если краски не водостойки, работу можно вести с тыловой стороны, что, конечно, потребует гораздо больше времени. Вместо смачивания самого объекта можно накладывать на него смоченный хлорамином лист фильтровальной бумаги.

Первоисточник: 
Акварель. Её техника, реставрация и консервация. Фармаковский М.В. Л., 1950
 
 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2019)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2019)


Нужно ли делать сопроводительную документацию для объекта реставрации? (2019)


Делать ли сопроводительную документацию для объекта реставрации?

Прикрепленный опрос: Ведёте ли вы реставрационный дневник?

Есть ли у вас друзья реставраторы? (2019)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2019)

«Дружба — личные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи». (Дружба—Википедия)

«Знакомство — отношения между людьми, знающими друг друга». (Знакомство—Викисловарь)

Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.