ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Обучайтесь под руководством опытного наставника.
 

34. Так как вода в виде жидкости и в виде паров является основным разрушителем акварельных произведений, действующим непосредственно или как катализатор при других факторах разрушения (особенно содействуя работе света и кислорода), то уже при выборе помещений для экспозиции, хранения и обработки акварельных объектов необходимо тщательно наблюдать, чтобы сразу же они не попали в неблагоприятные условия, т. е. в помещения сырые или недостаточно сухие.

Примечание а.

Нельзя доверяться только своему ощущению при определении влажности помещения, но следует непременно проверить состояние воздуха приборами или хотя бы примитивным испытанием столовой солью: в сыроватом помещении соль делается влажной, в сухом быстро высушивается и затвердевает; газетная бумага (т. е. непроклеенная) в сыроватом помещении на ощупь делается мягкой и менее шуршит под рукой. Более тонкий показатель — кобальтовая бумага, заметно синяя при высушивании, делающаяся слаборозовой при приближении влажности к насыщению.

Примечание б.

Если на оштукатуренных стенах замечаются пятна разрушения поверхности с пушистыми выцветами, особенно внизу стен, то, безусловно, необходимо проверить, имеем ли мы дело с плесенями или кристаллизацией солей. Соберите этих выцветов хотя бы на чистую жестяную пластинку и прокалите над спиртовкой: плесени обуглятся, а потом сгорят, кристаллические соли остаются без изменения и во всяком случае не обугливаются. Присутствие плесеней показывает, что помещение негодно, выцветы солей говорят о высыхании помещения и его вероятной (но еще недостоверной) пригодности.

35. Если в помещении сырость лишь случайна (ремонт, протечка перекрытия или труб) и может быть устранена, до ее полной ликвидации вносить сюда акварельные объекты нельзя; способ просушки должен быть указан инженером или архитектором.

Примечание.

Мелкие подозрительные пятна иногда могут быть хорошо прогреты паяльной или иной лампой, но на такой высоте, чтобы нагрева выше 60°С не произошло, до полной просушки, но надо очень внимательно следить, не появится ли пятно вновь, — тогда надо прибегнуть к серьезной просушке.

36. Если помещение достаточно сухое, вентилируется и имеет нормальную систему отопления, то в дальнейшей эксплуатации поддержание нормального состояния достигается правильными соотношениями содержания влаги и температуры (относительная влажность), особенно осенью и весной, что устанавливается показаниями гигрометра или психрометра.

37. Для безопасного хранения акварелей при t от 12°С до 25°С приборы должны показывать относительную влажность не выше 65% и не ниже 40%. Особенно важно не допускать приближения влажности к точке выпадения росы, т. е. к 100%, так как это грозит непосредственным и непоправимым разрушением красочного слоя акварели.

38. Если влажность повышается, следует усилить отопление и вентиляцию; при сильном понижении влажности надо ослабить отопление или прибегнуть к увлажнению воздуха.

Примечание а.

Увлажнение производится при помощи современной установки центральной вентиляционной системы или более примитивными увлажнителями; из музейной практики оказывается, что сравнительно хорошие результаты дает в слишком сухих помещениях установка живых растений: они украшают залы и кладовые и дают равномерное испарение воды.

Примечание б.

Снижение влажности форточками, особенно в зимние морозные дни, опасно, так как дает слишком резкие скачки и притом на очень непродолжительное время.

Примечание в.

О наблюдении влажности в музейных помещениях см. М. В. Фармаковский «Воздушный режим в музеях», изд. Гос. Русского музея, 1941 г.; В. А. Арнольд-Алябьев «Краткое руководство по наблюдению за физическим состоянием воздуха в музеях и библиотеках», изд. ГАИМК, Л-д, 1930; Сборник «Хранение музейных ценностей»; Е. В. Кузнецов и А. Н. Лужецкая «Основы техники хранения картин». Первая из указанных вещей является результатом практических точных наблюдений по приборам, проведенных автором в течение почти 2-х лет в одном из крупнейших музеев СССР; это первый случай постановки в наших художественных музеях таких наблюдений, а потому особенно ценны выводы из этой живой практики.

39. Музей должен вести ежедневные наблюдения приборами за состоянием влажности и записывать показания в тетрадь или специальные таблицы, чтобы изучить климат своих помещений; небрежное отношение к этому делу может быть гибельно для целых коллекций, не говоря об одиночных вещах.

40. Объекты, уже отсыревшие по тем или иным причинам, не должны оставаться в данном помещении. Их передают специалистам-реставраторам для соответствующей обработки.

41. Сильное отсыревание акварельных объектов узнается по волнообразным вздутостям основы (бумага и пергамент), но доводить вещи до такого состояния недопустимо. Кроме показаний приборов, отсыревание можно заметить по легкому оживлению красок (особенно в темных тенях) прозрачной акварели и наоборот — потемнению непрозрачной, по появлению липкости, если в акварели было применено много мягчителей или желчи, по легкому изменению цвета бумаги, пергамента, шелка.

Примечание.

Наблюдение таких тонких признаков дается лишь при большом опыте, но если хранитель замечает нечто подозрительное, лучше десять раз проявить лишнюю осторожность, чем один раз пропустить грозящую опасность.

42. О последствиях отсыревания в виде появления микроорганизмов см. подотдел Е. Вредители — организмы.

Первоисточник: 
Акварель. Её техника, реставрация и консервация. Фармаковский М.В. Л., 1950
 
 
 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2018)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)

«Дружба — личные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи». (Дружба—Википедия)

«Знакомство — отношения между людьми, знающими друг друга». (Знакомство—Викисловарь)

ЕЖЕГОДНЫЙ КОНКУРС ЛУЧШИХ РАБОТ ВЕРНИСАЖА И ВЕБ-ПОРТФОЛИО
Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.