ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на форуме.
 

20. За отсутствием реальных способов изолировать акварельные объекты от кислородной атмосферы, главное внимание должно быть направлено на чистоту воздуха и борьбу со всякими его засорителями.

Примечание.

Находящийся в воздухе озон, кислород (напр., из Н2О2), постоянные минимальные количества углекислого газа (0,02—0,03%) не могут быть из него удалены и в расчет не принимаются.

21. Поэтому первой заботой должно быть устройство правильной системы вентиляции, правильного и постоянного наблюдения за домохозяйством музея (дворы, уборные, конюшня, прачечные, соседние дома, мастерские и проч.), организация борьбы против проникновения в музей пыли и копоти.

22. В каждом музее желательно оборудование центральной системы вентиляции с подачей профильтрованного, подогретого, правильно увлажненного и с вытяжкой отработанного воздуха. Вентилирование производится согласно местным условиям и распорядку дня, но обязательно во время уборки помещений и после выхода публики в конце рабочего дня.

Примечание а.

Вентиляция кабинетов, кладовых и хранилищ, где находятся временно или постоянно акварельные объекты, производится сообразно местным условиям, что устанавливается распоряжением дирекции музея, но во всяком случае ежедневно.

Примечание б.

При вентиляции форточками необходимо соблюдать, чтобы поступающий воздух не был засорен пылью, сажей и т. п., почему, прежде всего в форточках должна быть натянута кисея; форточки в окнах, обращенных к уборным, помойным ямам, дымовым трубам, мастерским и т. п., открываться не должны. Кроме того см. подотдел Г. Температура, Д. Влажность..

Примечание в.

См. общие правила хранения бумажных материалов и подробности в Сборнике «Хранение музейных ценностей», стр. 23—30; С. Кудрявцев и А. Лужецкая «Основы техники консервации картин», стр. 101—104. «Труды ЛКРД», т. 1, стр. 62—66.

23. Если при обходе помещений будет замечен какой-либо посторонний запах, надо включить вентиляцию и непременно определить источник запаха, а затем принять решительные меры к изоляции музейных помещений от этих запахов.

Примечание а.

Если чувствуется запах дыма, вентиляцию включать отнюдь не следует, равно как нельзя в этом случае открывать форточки, пока не будет установлено, что нет никакой угрозы пожара.

Примечание б.

Запах серы указывает на проникновение каменноугольного дыма или выхлопных газов автомашин, запах тухлого яйца — на газы уборных, умывальников, помойных ям и т. п., запах аммиака («нашатырного спирта») — то же самое, запах хлора — на прачечные, бани, слесарные мастерские; углекислый газ (угарный газ) запаха не имеет, но делает воздух тяжелым и спертым. Все они очень вредны для акварелей.

Примечание в.

Очень вреден для акварелей табачный дым, почему нельзя допускать курения там, где временно или постоянно находятся такие объекты. Причина — осаждение на объекте тончайшего слоя табачных возгонов, что можно видеть на пальцах и усах курильщиков.

24. Учитывая, что акварели нередко находятся в помещениях с печным или центральным амосовским отоплением, необходимо иметь в виду, что такие системы очень вредны для акварелей своей сажей и копотью, почему надо особенно внимательно следить в этих случаях за тщательной и исправной окантовкой объектов.

25. При центральном паровом или водяном отоплении отнюдь нельзя помещать акварели над батареями (радиаторами), так как последние аккумулируют пыль и копоть, поднимающиеся над ними током теплого воздуха.

26. При удалении пыли с акварелей необходимо соблюдать величайшую осторожность; возможно удаление только легкой, неплотно приставшей пыли, более же основательная очистка должна поручаться лишь специально подготовленному реставратору.

Примечание а.

Удаление пыли (легкой) лучше производить сдуванием мехами или еще лучше собиранием пыли пылесосом; если это невозможно, применяют большую, очень мягкую барсуковую кисть (флейц); какие бы то ни было тряпки, особенно влажные, ни под каким видом не допускаются для такой работы.

Примечание б.

Если на акварели есть хотя бы самые ничтожные штрихи (или тонировка растушевкой) пастелью, следы угля, мягкого карандаша и т. п., никакая очистка от пыли обычными приемами совершенно недопустима; такой объект должен передаваться в реставрационную мастерскую.

Примечание в.

Удаление сажи и копоти требует, безусловно, работы реставрационной мастерской, и никакие попытки удаления их на месте недопустимы.

27. При обеспыливании монтированных акварелей необходимо тщательно очищать обратную сторону монтировки и все пазы и щели, лучше всего пылесосом, чтобы не рассеивать пыль по помещению.

Примечание а.

Подобного рода работы вообще следует производить не в помещениях зал, кладовых и хранилищ, а в изолированной комнате, под вытяжной вентиляцией. Сдувание пыли мехами допустимо только в подобном изоляторе, иначе весь смысл работы утрачивается.

Примечание б.

Пыль, собранная пылесосом, сжигается в печи вне музейных зал и кладовых или вытряхивается во дворе, но не под окнами музея.

28. Обеспыливание непрозрачных акварелей, особенно с самыми малейшими признаками трещин красочного слоя или шелушения, может производиться только в реставрационной мастерской; акварели на пергаменте, щелке, слоновой кости вообще могут подвергаться обеспыливанию только в реставрационной мастерской, имеющей хорошего специалиста по данному виду материалов.

Первоисточник: 
Акварель. Её техника, реставрация и консервация. Фармаковский М.В. Л., 1950
 
 
 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2019)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2019)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2019)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2019)

«Дружба — личные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи». (Дружба—Википедия)

«Знакомство — отношения между людьми, знающими друг друга». (Знакомство—Викисловарь)

КУЛЬТСОХРАНАГИТПЛАКАТ - Спам во имя культуры! Скопируй код плаката и вставь его в интернет!
Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.