ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Обучайтесь под руководством опытного наставника.
 

8. Акварельные произведения должны быть охраняемы от действия света, так как изменения, производимые им, большею частью необратимы, а часто приводят произведение к полному разрушению, а потому:

9. В кладовых, кабинетах, хранилищах произведения (объекты) должны храниться в папках, коробках, шкафах, соответствующим образом устроенных и содержимых (см. подотдел Ж). Но самые хранилища, т. е. кладовые и проч. не должны быть темными.

10. При экспонировании в залах для обозрения публикой акварельные произведения (объекты) должны быть тщательно защищены от действия прямых солнечных лучей; поэтому для их экспозиций следует преимущественно выбирать залы, выходящие на север; в солнечных залах возможна экспозиция в простенках, если нет противопоказаний гигрометра (см. подотдел Д).

11. В залах с боковым светом лучше экспонировать в горизонтальных витринах, более защищенных от прямых солнечных лучей, в залах с верхним светом, наоборот, — в витринах вертикальных.

12. Окна зал, кабинетов, кладовых должны иметь, кроме обычных белых штор, еще шторы из плотной ткани, например, из палаточного холста, еще лучше из бумазеи, лучше всего из бархата и плюша: на время особенно сильного освещения (т. е. летом) окна полезно прокрашивать мелом. По окончании рабочего дня шторы обязательно закрываются. Цвет штор играет меньшую роль, чем их плотность.

13. Кроме оконных штор, следует устраивать шторки на витринах и на одиночных вещах, висящих на стенах, особенно на сильно освещенных; чтобы не портить эстетического впечатления произведений (объектов), такие шторки следует делать или из шелка или вельвета нейтральных тонов или в тон окраски стен; шторки отдергиваются для обозрения объекта, а затем задергиваются, что должно быть проверяемо дежурным.

14. Акварельные произведения (объекты) экспонируются всегда под стеклом, большею частью плотно под него монтированными. Наилучшую гарантию против действия света представляют рамы, позволяющие плотно прижать акварель к стеклу, подобно копировальным фотографическим рамам.

Примечание а.

Так как новейшими наблюдениями установлено, что цинковые белила в смеси с некоторыми пигментами, являются сильным катализатором и вызывают почернение краски (напр., весьма прочного ауреолина), то акварели с такими белилами не должны прижиматься к стеклу.

Примечание б.

Заделка акварельных объектов под стекло требует большого внимания, все материалы должны быть проверены и обеззаражены, особенно картон и клей.

Примечание в.

Рекомендуется следующий состав клея:

Смешать муку с небольшим количеством воды в алюминиевой или эмалированной посуде; к этому добавить квасцы. Остальную воду вскипятить отдельно и добавить понемногу сюда же в кипящем виде. Хорошо размешать, пока вся масса не загустеет. По истечении 10 минут следует вылить полученный клейстер в деревянную кадочку и смешать его с формалином. Чтобы предотвратить образование корки на клее, следует на его поверхность положить лист пергаментной бумаги и налить сверху немного отварной воды; следует обвязать кадочку бечевкой накрест, чтобы о нее стряхивать лишний клей с кисти при работе. Такой клей держится 7 дней, во всяком случае, не менее 3—4 дней.

Привожу рецепт изготовления клейстера: крахмальная мука разбалтывается в возможно небольшом количестве холодной воды; к этому добавляется при постоянном помешивании кипящая вода, пока мука не приобретет опалово-прозрачный вид. Затем уже добавляется вода до желаемой консистенции клейстера; для обеззараживания клейстера в воде, на которой он приготовляется, растворяется борная кислота (2—2,5%). Если вместо крахмала берется пшеничная мука, клейстер получается более клейкий, но портится гораздо скорее, особенно при переменной влажности. Крахмальный клейстер с борной кислотой годен в дело несколько месяцев.

15. Как бы ни была монтирована акварель, она не должна бессменно находиться на экспозиции более года; поэтому всегда следует предусмотреть возможность временной (хотя бы на 2—3 месяца, особенно солнечных) ее замены другим экспонатом.

16. При малейших замеченных признаках изменения цвета основы, красочного слоя или отдельных красок объект должен быть немедленно снят с экспозиции и помещен в хранилище в ящик или папку.

17. Хотя главным предметом наблюдения должно быть акварельное изображение, однако нельзя забывать о том, что свет действует и с обратной стороны, даже сквозь толстую ватманскую бумагу, почему с обратной (тыловой) стороны монтированный акварельный объект, висящий на светлой стене, должен быть обязательно защищен плотным картоном или деревянной дощечкой.

Примечание а.

Дощечка должна быть вполне сухая, сделана не из смолистого дерева (не хвойного), из опасения возгона смолистых веществ и воздействия этих возгонов на бумагу, шелк, пергамент.

Примечание б.

Всякие подложки, паспарту, обрамления и проч. не должны делаться из цветных материалов, так как многие краски, которыми окрашены эти материалы, могут давать возгоны, а другие выделять с водяными парами вредные вещества, действующие химически на краски и бумагу акварели.

18. Вопреки широко распространенному мнению о слабости зимнего освещения, надо очень внимательно следить за защитой акварелей и в зимнее время, в ясные дни, когда снег отражает почти полностью солнечный свет, который таким образом удваивается и часто бывает активнее летнего.

19. При искусственном освещении (электрическом) нельзя допускать системы ламп, дающих слишком большое количество ультрафиолетовых лучей (напр., дуговые лампы); лампы силой свыше 100 свечей должны быть помещены не ближе одного метра от объекта (200 свечей — около 2 метров и т. д.). По миновании осмотра акварели электролампы с сильным светом должны быть выключены, кроме дежурных.

Первоисточник: 
Акварель. Её техника, реставрация и консервация. Фармаковский М.В. Л., 1950
 
 
 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2019)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2019)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2019)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2019)

«Дружба — личные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи». (Дружба—Википедия)

«Знакомство — отношения между людьми, знающими друг друга». (Знакомство—Викисловарь)

КУЛЬТСОХРАНАГИТПЛАКАТ - Спам во имя культуры! Скопируй код плаката и вставь его в интернет!
Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.