ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на форуме.
 

Произведения графики могут быть повреждены плесневыми грибами и бактериями, насекомыми-вредителями, включая и бытовых насекомых, а также грызунами.

Наиболее часто встречаются поражения плесневыми грибами и бактериями, особенно при неблагоприятных условиях хранения экспонатов — повышенных температуре и влажности. Поражение микроорганизмами представляет большую опасность для произведений графики, так как многие материалы, образующие произведение графики (прежде всего целлюлоза), используются грибами и бактериями в качестве питательных веществ.

Проникая вглубь, грибы и бактерии разрушают волокна и проклейку, а кроме того, выделяют продукты жизнедеятельности, которые искажают экспонаты трудноудалимыми окрашенными пятнами.

Если на произведениях появился характерный мутноватый (мучнистый) налет или пятна (плесени), необходимо сразу же изолировать подозрительные экспонаты и провести тщательную уборку и проветривание помещения. Экспонаты желательно просушить, чтобы приостановить развитие микроорганизмов.

В отличие от мер, устраняющих повреждения графики насекомыми и грызунами (эти повреждения, как правило, не требуют дезинсекции или дезинфекции самих произведений и устраняются механическим или химическим способом в процессе реставрации), - борьба с микроорганизмами носит более сложный, комплексный характер. Это дезинфекция (обработка произведений с поверхности) и консервация (введение в материалы, составляющие экспонат, ядовитых для микроорганизмов веществ).

Дезинфекция может быть достигнута путем проведения определенных реставрационных процессов или посредством обработки специальными веществами -дезинфектантами.

Следует помнить, что необходимость в дезинфекции как самостоятельной операции отпадает, если в скором времени предстоит реставрация произведения, в ходе которой оно будет подвергнуто обеспыливанию, химической обработке хлорамином (а иногда -дублировке на клей, содержащий добавку консерванта-антисептика). Как показали биологические исследования, это приводит к полному обеззараживанию экспонатов. Произведения же, прошедшие вначале дезинфекцию, впоследствии с большим трудом поддаются отбелке и другим процессам, так как белковые вещества, входящие в проклейку бумаги и клей (если экспонат был ранее реставрирован), под действием дезинфектанта формальдегида задубливаются, а пигментные пятна и грязь как бы фиксируются. Если же этой опасности нет, т.е. произведение не подлежит химической обработке или дублированию на клей с антисептиком, то при наличии плесени должна быть произведена дезинфекция.

Существует два метода дезинфекции:

1) газовый (сухой метод),

2) контактный - при непосредственном соприкосновении пораженного экспоната с дезинфектантом (влажный и сухой методы).

2.6.1. Газовый метод

Применяется в тех случаях, когда бумага не подлежит отбелке или красочный слой не допускает увлажнения.

В качестве дезинфектанта используется формальдегид - бесцветный газ с резким запахом, убивающий почти все виды бактерий и плесневых грибов. Газообразный формальдегид выделяется при экзотермической реакции (т.е. реакции, идущей с выделением тепла) между избытком формалина (водного раствора формальдегида) и перманганатом калия. За счет выделяющегося тепла происходит энергичное испарение формальдегида. Этот метод обеспечивает глубокое проникновение дезинфектанта в материал.

Обработку формальдегидом производят в специальной герметичной камере, где на полках- сетках размещают экспонаты.

В небольшую химическую посуду (фарфоровую) насыпают 10 г перманганата калия, ставят ее в камеру. Камеру закрывают и через трубку с наружной стороны камеры в посуду с перманганатом калия вливают 40 мл формалина (расчет на 1 кубометр).

Существенное значение при такой дезинфекции имеют температура и влажность. Чем выше влажность обрабатываемых экспонатов, тем ниже дезинфекционный эффект формальдегида, так как насыщенные влагой материалы хуже адсорбируют формальдегид, и в результате соприкосновение его с микроорганизмами затрудняется. Поэтому перед дезинфекцией экспонаты необходимо просушить.

Влияет на действие формальдегида и температура. Оптимальным является интервал 50-60° С, при котором полная дезинфекция происходит за 12 ч.

При комнатной температуре гибель плесневых грибов достигается через 12-15 суток, а при 30°С - уже через трое суток.

Подогрев в камере может производиться электрическими лампочками.

Камеры промышленностью не выпускаются и изготавливаются по специальному заказу. Внимание! Формальдегид токсичен! Работы следует проводить в противогазе и резиновых перчатках. Подробно о правилах безопасности см. гл. 10.

В камере дезинфицируют гуаши, пастели на бумаге и другие экспонаты, не содержащие железогалловых чернил.

Пергамент подвергать такой дезинфекции нельзя, так как происходит необратимый процесс его задубливания, снижается эластичность! О дезинфекции произведений, выполненных на пергаменте, см. в разд. 4.1.

2.6.2. Контактный метод

Этот метод часто применяется в реставрационной практике, дает хорошие результаты. В качестве дезинфектанта используется 5%-ный водно-спиртовой раствор формальдегида - или, иными словами, разбавленный этиловым спиртом формалин (сам по себе формалин представляет собой 37-40%-ный водный раствор формальдегида с добавкой метилового спирта). Заключается контактный метод в следующем.

Листы белой фильтровальной бумаги размером чуть больше экспоната, который предстоит дезинфицировать, увлажняют из пульверизатора или ватным тампоном, смоченным 5%-ным водно-спиртовым раствором формальдегида (приготовление этого раствора см. в разд. 3.1.7).

Внимание! Работы с формалином необходимо проводить в вытяжном шкафу, пользуясь резиновыми перчатками и респиратором!

Смоченные листы складывают в стопку, заворачивают плотно в полиэтиленовую пленку и оставляют под грузом на 12 ч для равномерного распределения раствора. На следующий день листы слегка просушивают (до волглого состояния), прокладывают ими поврежденные экспонаты, все вместе оборачивают полиэтиленовой пленкой и оставляют на 1-3 суток в зависимости от степени зараженности. Этот метод применим для черно-белых и печатных произведений графики, не имеющих железогалловых чернил.

Произведения, выполненные в других техниках, прокладывают так же, но только фильтровальную бумагу предварительно высушивают. Этот метод очень удобен для дезинфекции альбомов.

Особенно часто такие прокладки применяются в тех случаях, когда производится частичная химическая обработка и дальнейшая обработка полусухим способом экспонатов, состояние красочного слоя которых не допускает полной химической обработки с последующей промывкой. В указанных случаях пятна плесени удается лишь частично ослабить, а для того чтобы полностью гарантировать обезвреживание, после реставрации используют антисептические прокладки. Иногда сухие антисептированные листы вкладывают с оборота перед окантовкой произведений (например, пастелей), особенно тогда, когда они заведомо будут храниться в неблагоприятных условиях, это позволяет предупредить или замедлить возможное заражение микроорганизмами.

Если нужно продезинфицировать папки, обложки альбомов, их протирают ватным тампоном, смоченным 5%-ным водно-спиртовым раствором формальдегида. Перед дезинфекцией следует тщательно удалить все поверхностные загрязнения, обеспылить (желательно пылесосом) корешки, обложки.

Наряду с формалиновыми широко применяются антисептические прокладки с нипагином. Нипагин - метиловый эфир параоксибензойной кислоты, по сравнению с формальдегидом этот антисептик обладает рядом достоинств: он нетоксичен для человека, имеет в водном растворе нейтральную реакцию и не взаимодействует с пигментами и другими материалами, используемыми в реставрации графики.

Для пропитки прокладок листы белой фильтровальной бумаги погружают в ванночку с 5%-ным спиртовым раствором нипагина (приготовление раствора см. в разд. 3.1.7) или увлажняют листы, как формалином. Далее, как и при обработке формалином, листы высушивают до волглого или сухого состояния и прокладывают ими зараженные произведения.

Влажная дезинфекция (волглыми прокладками) оказывает летальное действие на плесневые грибы и бактерии за 24 ч, в то время как сухая - за 6 месяцев.

В исключительных случаях, если позволяет техника, в которой выполнено произведение, можно произвести дезинфекцию отдельных его участков, обработав их тампоном, смоченным 2%-ным водно-спиртовым раствором формальдегида или 5%-ным спиртовым раствором нипагина (тампон предварительно туго отжать!).

2.6.3. Консервация

Произведения графики предохраняют от биоразрушений не только с помощью дезинфектантов (о которых говорилось выше), но и посредством применения консервантов (антисептиков) ядовитых для микроорганизмов веществ, которые вводятся как добавки в реставрационные материалы.

Наиболее легко подвержены повреждениям микроорганизмами клеи растительного и животного происхождения, поскольку они наиболее богаты углеводами и белками, необходимыми для питания плесеней и бактерий.

В качестве консерванта клеев животного происхождения, в частности рыбьего клея, широко используется пентахлорфенолят натрия (1% к массе сухого

клея). Как антисептик пшеничного (растительного) клея применяется нипагин (1,5% к массе сухого клея). Реставрационные отделы некоторых музеев рекомендуют в качестве консерванта пшеничного клея фторид натрия (1% к массе сухого клея).

Из названных консервантов наиболее предпочтителен нипагин, он, как уже отмечалось, безвреден для человека (его даже используют в качестве консерванта пищевых продуктов), инертен к пигментам и материалам, применяемым в реставрации графики.

Нетоксичен и фторид натрия, но готовить его раствор следует только в мягкой воде, так как при контакте с кальциевыми и магниевыми солями, присутствующими в жесткой воде, он полностью теряет свои антисептические свойства.

Необходимо помнить, что со временем микроорганизмы приспосабливаются к одному, постоянно применяемому антисептику и начинают развиваться на клеях, защищенных этим антисептиком.

Поэтому целесообразно располагать набором консервантов и периодически, раз в 3-4 года, менять их, чтобы предотвратить привыкание бактерий и плесневых грибов и ограничить образование их устойчивых форм.

Первоисточник: 
РЕСТАВРАЦИЯ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ГРАФИКИ. ВХНРЦ им. И.Э.ГРАБАРЯ, М., 1995
 
 
 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2018)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)

«Дружба — личные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи». (Дружба—Википедия)

«Знакомство — отношения между людьми, знающими друг друга». (Знакомство—Викисловарь)

ЕЖЕГОДНЫЙ КОНКУРС ЛУЧШИХ РАБОТ ВЕРНИСАЖА И ВЕБ-ПОРТФОЛИО
Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.