ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы. Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
 

К реставрационной документации относятся следующие документы.

1) Акт приема - передачи экспоната на реставрацию. Составляется хранителем отдела.

2) Протоколы заседаний Реставрационного совета по утверждению задания на реставрацию, изменениям задания в процессе реставрации и приему экспоната после завершения реставрации. Протоколы нумеруются, указываются даты заседаний.

3) Реставрационный паспорп. Возможны разные варианты паспортов. Мы рекомендуем пользоваться паспортом, разработанным в ВХНРЦ им. И.Э.Грабаря (см. стр. 23-28 "Образец реставрационного паспорта, принятого во Всероссийском художественном научно-реставрационном центре имени академика И.Э.Грабаря). Для работ, представляемых на аттестацию, целесообразно использовать паспорт Государственного научно-исследовательского института реставрации (ГосНИИР). При отсутствии указанных паспортов можно вести книгу типа инвентарной.

Заполняя реставрационный паспорт, необходимо уделять большое внимание описанию реставрационных процессов. В этом разделе нужно последовательно и подробно фиксировать условия проведения реставрационных процессов, применяемые реактивы, их концентрации. Например:

1. Дезинфекция.

Необходимо указать, чем и как: проведена парами формальдегида в камере, между листами фильтровальной бумаги, пропитанной 2-5%-ным раствором формалина в течение 24 ч., в камере над раствором формалина, и т.д.

2. Закрепление красочного слоя.

Чем и как: мягкой кистью, тампоном, пером, из распылителя растворами желатины, фиксатива и пр. (концентрация).

3. Закрепление штампов и надписей.

Чем и как: инвентарные надписи переписаны графитным карандашом.

4. Удаление пыли, отдельных загрязнений с поверхности.

Указать средство и способ: ватным или марлевым тампоном, резиновой крошкой, скальпелем (наклейки, этикетки), с увлажнением или без увлажнения.

5. Удаление силикатного клея, обработка поверхности бумаги для устранения щелочной среды.

Чем и как.

Проверка нейтральности бумаги (универсальным индикатором).

6. Удаление дублировочного листа:

скальпелем, с увлажнением (в ванне, на фильтровальной бумаге, тампонами), без увлажнения (расслоение и т.д.). Удаление дублировочного клея: с увлажнением и без увлажнения, скальпелем, тампоном, кистью.

7. Удаление желтизны:

а) в ванне с водой, в проточной воде, влажным тампоном, на фильтровальной бумаге,

б) растворами трилона (указать концентрацию) в случае сильного загрязнения и пожелтения, в течение скольких минут, в ванне или тампоном, при температуре 30°С или комнатной,

в) отбелка оборота и полей с лицевой стороны растворами хлорамина и трилона (привести концентрацию растворов).

8. Обработка отдельных пятен химическими реагентами с последующей отбелкой.

Назвать реактивы, их процентную концентрацию, способ обработки.

9. Промывка. Указать способ:

а) в проточной воде, на фильтровальной бумаге, тампоном, после обработки хлорамином до нейтральности произведения, под контролем иодкрахмальной бумагой, универсальным индикатором,

б) дистиллированной водой в ванне, тампоном, на фильтровальной бумаге.

10. Просушивание на фильтровальной бумаге.

11. Пропитка.

Указать, чем и как: дистиллированной водой или водным раствором глицерина (привести процентную концентрацию), прикатыванием на стекло, на фильтровальной бумаге, на микалентной бумаге.

12. Подклейка разрывов, изломов, проколов.

Чем и как:

а) края разрывов заточены скальпелем, смазаны клеем, склеены (встык или внахлест - наложением), подклеены (степень разбавления исходного клея, бумага),

б) изломы пропитаны клеем, разглажены косточкой (подклеены бумагой - указать, какой),

в) края проколов разрыхлены, с оборота промазаны клеем, подклеены длинноволокнистой бумагой, японской, микалентной, тряпичной.

13. Восполнение утрат основы.

Указать, какой бумагой и каким клеем. Например: утраты основы восполнены бумагой, подобранной таким образом, чтобы по цвету, качеству, фактуре и толщине она была близка к авторской бумаге, бумага заранее тонирована. Указать степень разбавления исходного клея.

14. Дублирование краев полей.

Указать, какой бумагой и каким клеем. (Полосы микалентной бумаги наклеивают по всей ширине полей. В случае выраженного давления доски, когда на бумаге сохранился отпечаток ее границы, - полосы бумаги наклеивают на поля с заходом на 1 см на изображение.) Степень разбавления исходного клея.

15. Дублирование на новую основу (какую):

а) на бумагу (какую), степень разбавления исходного клея и способ нанесения (на дублировочный лист или оборот экспоната флейцем),

б) на ткань, степень разбавления исходного клея и способ нанесения,

в) на грунтованный рыбьим клеем холст и бумагу.

16. Укрепление основы проклейкой.

Чем и как: если экспонат не дублируют, то основу укрепляют, нанося с оборота валиком 0,5%-ный раствор желатины.

17. Просушка и отпрессовка:

а) в прессе, между сукнами, методом растяжки на планшете, в течение какого времени,

б) выдерживанием в прессе между листами картона в течение 10 дней.

18. Тонирование.

Указать участки (восполненные фрагменты, склеенные разрывы, потертости красочного слоя, срывы фактуры) и примененный для тонирования материал (акварель, карандаш).

19. Монтировка после реставрации:

в бумажное или картонное паспарту, окантовка под стекло с прокладками и т.д.

Здесь перечислены основные процессы, наиболее часто встречающиеся в реставрации графики. Однако это далеко не все, что приходится делать реставратору и что должно быть отражено им в разделе «Описание реставрационных работ». В ходе реставрации следует зафиксировать и такие наблюдения: сколько раз понадобилось промывать, хорошо ли удаляется желтизна, равномерно ли идет отбелка, какие возникают осложнения, почему необходимо изменить первоначальное задание, удаляются ли пятна (если пятна не поддаются отбелке, указать, что они до конца не выведены), почему решено прекратить тот или иной процесс, как ведет себя бумага и т.д.

Мы уже упоминали, что для работ, представляемых на аттестацию, следует пользоваться паспортом, разработанным во ГосНИИР. Все разделы этого реставрационного паспорта должны быть заполнены с учетом техники произведения, лабораторных исследований, подробно должны быть описаны состояние сохранности произведения, все реставрационные процессы, условия их проведения, представлена соответствующая фотодокументация.

Столь сложная форма отчетности необходима, однако, довольно редко. Гораздо чаще в музеях проводится несложная косметическая реставрация и монтирование экспонатов, предназначенных к экспонированию на выставках, и в подобных случаях достаточно реставрационного паспорта ВХНРЦ или даже книги типа инвентарной, в которой должны быть предусмотрены следующие графы:

- номер по порядку,

- дата,

- номер по книге поступлений,

- номер по инвентарной книге музея,

- автор,

- название произведения,

- основа,

- техника,

- размеры,

- описание состояния сохранности,

- проверка нейтральности клея,

- проверка бумаги на присутствие древесной массы,

- задание на реставрацию,

- описание реставрационных процессов,

- дата возврата в отдел,

- фамилия реставратора.

Первоисточник: 
РЕСТАВРАЦИЯ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ГРАФИКИ. ВХНРЦ им. И.Э.ГРАБАРЯ, М., 1995
 
 
 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2017)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2017)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2017)


Есть ли у вас друзья реставраторы?

«Дружба — личные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи». (Дружба—Википедия)

«Знакомство — отношения между людьми, знающими друг друга». (Знакомство—Викисловарь)

Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.

ЕЖЕГОДНЫЙ КОНКУРС ЛУЧШИХ РАБОТ ВЕРНИСАЖА И ВЕБ-ПОРТФОЛИО

БИБЛИОТЕКА РЕСТАВРАТОРА

RSS Последние статьи в библиотеке реставратора.

НазваниеАвтор статьи
УЧЕБНИК РУССКОЙ ПАЛЕОГРАФИИ (1918) Щепкин В.Н.
МАТЕРИАЛЫ И ТЕХНИКА ВИЗАНТИЙСКОЙ РУКОПИСНОЙ КНИГИ Мокрецова И. П., Наумова М. М., Киреева В. Н., Добрынина Э. Н., Фонкич Б. Л.
О СИМВОЛИКЕ РУССКОЙ КРЕСТЬЯНСКОЙ ВЫШИВКИ АРХАИЧЕСКОГО ТИПА Амброз А.К.
МУЗЕЙНОЕ ХРАНЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ (1995) Девина Р.А., Бредняков А.Г., Душкина Л.И., Ребрикова Н.Л., Зайцева Г.А.
Современное использование древней технологии обжига керамических изделий Давыдов С.С.