ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы. Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
 

Произведения графики на бумаге или других основах различаются по видам техники в зависимости от того, какие красящие вещества (называемые также красочными или рисовальными материалами) были использованы для нанесения изображения. Красящие вещества и соответствующие им виды техники весьма разнообразны, поэтому приведем лишь некоторые из них.

1.2.1. Уголь

Уголь как самостоятельный материал для рисования утвердился в Европе в конце 15 века. Применялся в виде палочек круглого сечения, получаемых обжигом тонких древесных веток (особенно ивы и ореха), в виде четырехгранных карандашей без оправы, когда обжигу подвергалось пиленое дерево, позднее - в виде «прессованного угля» - карандашей без оправы, получаемых из порошка наиболее черных сортов угля, скрепленного небольшим количеством растительного клея.

Рисунки обычным древесным углем имеют бархатистый, немного сероватый оттенок. Тон прессованного угля более глубокий черный. Рисунки углем легко стираются и осыпаются, поэтому их в большинстве случаев закрепляли.

1.2.2. Итальянский карандаш

Известен с конца 15 века. Приготавливался из природного черного глинистого сланца - «черного мела» или искусственным путем из ламповой сажи с при-

месью белой глины. В наше время так называемый итальянский карандаш изготавливают из жженой кости, скрепляя ее растительным клеем в качестве связующего. Первые разновидности имеют сероватый оттенок и не отличаются интенсивностью черного цвета. Вторая — глубокого черного тона.

Рисунки, выполненные итальянским карандашом, обычно не фиксировались, поэтому их лучше хранить монтированными под стекло.

1.2.3. Сангина

Сангина (от лат. sanguis - кровь) известна с древнейших времен, однако самостоятельным материалом для рисования стала с конца 15 века. Сангину, или «красный мел», добывали из особой породы камня. Искусственную сангину получают из каолина и оксида железа. Изготовляют ее в виде карандашей без оправы.

Цвет сангины - от светло-красного (в эпоху Возрождения) до темно-красного, почти коричневого, иногда с фиолетовым оттенком.

Рисунки чистой сангиной или сангиной в сочетании с итальянским карандашом либо углем обычно не фиксировались, поэтому хранить их следует особенно осторожно, так как красочный слой легко осыпается.

1.2.4. Графит (графитный карандаш)

В Древнем Китае графитом пользовались для письма еще до нашей эры. В Европе графит (графитный карандаш) появился на рубеже 18-19 веков. Изготовляют графитные карандаши из графита (одна из форм кристаллического углерода) и специальной глины (каолина), которые подвергают обжигу в печах при высокой температуре. Для придания мягкости в массу вводят жирующие смеси, состоящие из жиров и воска (пчелиный воск, карнаубский воск, стеарин, парафин и др.). Мягкость стержня карандаша достигается большим содержанием чистого графита, жесткость - большим содержанием глины.

Рисунок, выполненный графитом, имеет свинцовометаллический блеск и отличается сероватым тоном.

Реставратору следует помнить, что рисунки, написанные мягким графитом, требуют осторожного обращения, так как легко стираются.

1.2.5. Цветные карандаши

Цветные карандаши состоят из природных или искусственных пигментов и каолина. В качестве связующего применяются различные клеящие вещества. Мягкость достигается введением жирующих смесей. Цветные карандаши не отличаются высокой светопрочностью и хорошим сцеплением с бумагой.

1.2.6. Мел.

Меловые карандаши получают из кускового мела, измельченного в порошок и спрессованного без связующего. Рисунки, выполненные незафиксированным мелом, легко стираются и осыпаются, поэтому рекомендуется хранить их под стеклом.

1.2.7. Соус

Соус (от франц. sause) - рисовальный материал черного цвета, один из видов пастели. Представляет собой черные цилиндрические палочки в оловянной обертке. Состоит из тонкого мягкого черного порошка - угля или сажи - и незначительной примеси слабоклеящих веществ.

Рисунки соусом выполняются сухим или мокрым способом. В первом случае порошок соуса наносят на бумагу с помощью тряпки или растушкой (инструментом для рисования соусом, карандашом, углем, пастелью), моделируя основные формы, детали иногда завершают итальянским карандашом. Во втором случае - при технике мокрого соуса - рисунок наносят раствором соуса в воде с помощью кисти, наподобие акварели. Рисунки мокрым соусом отличаются матовостью, чистотой черного тона и не требуют последующего закрепления.

1.2.8. Тушь

Тушь (от нем. Tusche) - один из древнейших материалов для рисования и письма кистью или пером. В Китае ею стали пользоваться еще на рубеже нашей эры.

При нанесении рисунка кистью тушь разбавляют водой. Цветовой тон рисунка, от буроватого до серебристо-серого, зависит от свойств материалов. Неразбавленная тушь оставляет на бумаге пятно интенсивно-черного тона, который недостижим в технике акварели. Для рисунков тушью, выполненных в технике пера, характерна штриховая манера. Техника тростникового пера, распространенная у народов Востока, отличается энергичным и разнообразным штрихом (к ней иногда приближается техника гусиного пера). Металлическое перо, известное с 19 века, дает более тонкую и ровную линию.

Основным компонентом настоящей китайской туши служит сажа, получаемая при сжигании смолистых растений или растительных масел (кунжутного, льняного и др.). Сажу долго и тщательно перетирают с добавками кожного или рыбьего клея и соками растений, действующих, вероятно, как пластификаторы и дезинфектанты. Благодаря этому хорошая китайская тушь ложится на бумагу или шелк с необычайной легкостью и почти не смывается.

Под названием жидкая китайская тушь используется также тушь, связующим веществом которой является раствор природной смолы шеллака в буре, переходящий после высыхания в нерастворимое в воде состояние.

Известна и сухая тушь - спрессованная в виде плиток или палочек, круглых, овальных или прямоугольных.

Все разновидности туши очень светостойки, так как сажа химически инертна.

Реставратору следует помнить, что нередко рисунки, выполненные тушью, бывают неустойчивы к влаге.

1.2.9. Галловые чернила

Чернила, известные со времен Средневековья, получили свое название от галл - чернильных орешков (наростов в виде орешков, образующихся на растениях при поражении их вредителями, в особенности насекомыми-орехотворками). Готовят галловые чернила из дубильных веществ (коры дуба, листьев чая и др.), которые дают с солями трехвалентного железа синечерное окрашивание.

Со временем, особенно при неблагоприятных условиях, галловые чернила меняют цвет: становятся ржаво-коричневыми, желтыми или светло-зелеными и могут совсем обесцветиться. Иногда бумага под рисунком или текстом, написанным галловыми чернилами, проваливается, образуя мелкие, как кружево, отверстия.

1.2.10. Бистр

Бистр (франц. bistre) — прозрачная коричневая краска с желтоватым оттенком. Получали ее из сосновой сажи, которую упаривали в щелоке, фильтровали и добавляли гуммиарабик.

В рисунках старых мастеров бистр встречается очень часто, но в конце 18 века уступает место сепии и туши. В наше время как самостоятельный материал не употребляется. Рисунки в этой технике выполнялись пером или кистью.

1.2.11. Сепия

Натуральная сепия (от греч. - каракатица) известна в Европе с середины 18 века. Это устойчивая прозрачная краска, получаемая из чернильного мешка моллюсков-каракатиц. Тон натуральной сепии серовато-коричневый, неполной насыщенности.

Применяется сепия в жидком виде аналогично акварели, с разбавлением водой. Рисунки выполняются пером или кистью. Искусственная сепия, заменившая натуральную в 20 веке, - краска типа акварели, менее устойчивая, чем сепия натуральная, но разнообразная по цветовым оттенкам.

1.2.12. Пастель

Пастель (франц. pastel, итал. pastello) получила распространение в 18 веке. Состоит из тонкого порошка пигментов и добавок камедей (обычно траганта), декстрина, молока, сахара, отвара солода. Часто пастельные карандаши готовят без связующего, когда для разбела их используют белую глину, мел, гипс, фарфоровую глину, магнезию, тальк. Карандаши пастели бывают твердые, средней мягкости и мягкие. Работают пастелью по шероховатой поверхности некоторых сортов бумаги, специального картона, пергамента, замши. Для пастели характерна матово-бархатистая поверхность красочного слоя.

Недостаток пастели - слабое сцепление частиц краски с поверхностью основы, поэтому рисунки, выполненные в этой технике, легко осыпаются.

Пастель можно наносить и кистью - в технике мокрого соуса, но прием этот применяется редко, поскольку обедняет возможности пастельной живописи.

1.2.13. Акварель

Акварель ( франц. aquarelle, от лат. aqua - вода) -растворимые в воде краски, отличающиеся чрезвычайно тонким перетиром пигментов и сравнительно небольшим количеством прозрачного связующего - клеев растительного происхождения: гуммиарабика, траганта, вишневого клея, декстрина.

Компонентами акварельных красок являются также мед (или сахар, глицерин), воск, некоторые смолы, вводимые для придания краскам мягкости, твердости и других свойств.

Акварельные краски бывают твердые - в виде плиток, полумягкие - в фаянсовых чашечках и мягкие - в оловянных тюбиках.

Живопись акварелью отличается прозрачностью, легкостью и звучностью красок. Белила, как слишком плотная, корпусная краска, в этой технике не употребляются, их роль выполняет сама белая бумага, просвечивающая сквозь тонкий прозрачный слой краски. Иногда акварель применяют все-таки в сочетании с белилами, но при этом свойства красочного материала приближаются к гуаши.

Следует помнить, что в большинстве своем акварель не обладает высокой светостойкостью (из-за тонкости красочного слоя и относительно небольшого, по сравнению, например, с масляными красками, содержания связующего, защищающего частицы пигмента от окисления). Кроме того, медовая акварель чувствительна к влаге, что диктует особые требования к хранению и реставрации произведений, выполненных в этой технике.

1.2.14. Гуашь

Гуашь (франц. gouache, от итал. guazzo) близка к акварели, но отличается от нее тем, что в самой краске есть примесь белил, поэтому красочный слой получается корпусным, т.е. более плотным и непрозрачным. Белила играют в гуаши ведущую роль, их качество определяет в существенной мере эстетические достоинства произведения.

Связующим может быть и растительный клей (гуммиарабик, вишневый клей, декстрин), и животный клей, причем его больше, чем в акварели, благодаря чему гуашевые краски несколько более светостойки.

Следует, однако, помнить, что экспонирование рисунков, выполненных в технике гуаши, также не должно быть продолжительным.

Работают гуашью обычно по бумаге, разбавляя краски водой. После высыхания гуашь заметно светлеет.

1.2.15. Печатные краски

Печатные краски представляют собой смеси красящих веществ со связующими, главным образом олифами.

Красящие вещества могут быть неорганические, органические и красочные лаки - природные и искусственные. Из органических пигментов наиболее употребительна сажа, входящая в состав черных печатных красок. Органические цветные пигменты и красочные лаки используются только для цветных печатных красок.

Лучшим связующим для печатных красок является натуральная олифа, но поскольку потребность в печатных красках огромна, то в качестве связующего все чаще применяют искусственные олифы.

В печатные краски добавляют также сиккативы, ускоряющие высыхание красок на оттисках, и антиоксиданты, препятствующие быстрому окислению красок. Вводится и ряд других добавок.

Печатные краски образуют прочную связь с бумагой, светостойки.

Первоисточник: 
РЕСТАВРАЦИЯ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ГРАФИКИ. ВХНРЦ им. И.Э.ГРАБАРЯ, М., 1995
 
 
 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2017)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2017)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2017)


Есть ли у вас друзья реставраторы?

«Дружба — личные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи». (Дружба—Википедия)

«Знакомство — отношения между людьми, знающими друг друга». (Знакомство—Викисловарь)

Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.

КУЛЬТСОХРАНАГИТПЛАКАТ - Спам во имя культуры! Скопируй код плаката и вставь его в интернет!

БИБЛИОТЕКА РЕСТАВРАТОРА

RSS Последние статьи в библиотеке реставратора.

НазваниеАвтор статьи
УЧЕБНИК РУССКОЙ ПАЛЕОГРАФИИ (1918) Щепкин В.Н.
МАТЕРИАЛЫ И ТЕХНИКА ВИЗАНТИЙСКОЙ РУКОПИСНОЙ КНИГИ Мокрецова И. П., Наумова М. М., Киреева В. Н., Добрынина Э. Н., Фонкич Б. Л.
О СИМВОЛИКЕ РУССКОЙ КРЕСТЬЯНСКОЙ ВЫШИВКИ АРХАИЧЕСКОГО ТИПА Амброз А.К.
МУЗЕЙНОЕ ХРАНЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ (1995) Девина Р.А., Бредняков А.Г., Душкина Л.И., Ребрикова Н.Л., Зайцева Г.А.
Современное использование древней технологии обжига керамических изделий Давыдов С.С.